Конспект НОД в старшей логопедической группе по обучению грамоте «Путешествие в страну Грамотеев»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Валитова Наталья Викторовна

Конспект НОД в старшей логопедической группе  по обучению грамоте  «Путешествие в страну Грамотеев»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zvuk_i_bukva_n.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

АНО ДО «Планета детства «Лада»

Д/С №149

Конспект НОД в старшей логопедической группе  №21

 по обучению грамоте

 «Путешествие в страну Грамотеев»

Учитель-логопед: Валитова Н.В.

г. Тольятти, 2017

Параметры

НОД

1

Тема

Тема: Путешествие в страну Грамотеев

2

Цель

Развивать  у детей способность ориентироваться в фонетической стороне речи родного языка.

3

Задачи

Коррекционно-образовательные:  закрепить понятия «гласный звук» и «согласный звук», закрепить умение дифференцировать на слух гласные и согласные звуки,  закрепить понятия «звук» и «буква», закрепить умения характеризовать звук «Н» по акустическим и артикуляционным признакам,  анализировать прямые  обратные слоги, совершенствовать умение определять и называть количество слогов в словах,  выделять из слов первые звуки, упражнять в определении места звука в слове.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание,  память, мышление, зрительно двигательную координацию, артикуляционную и общую моторику, активизировать словарный запас, развивать логическое мышление, учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы полными предложениями.

Коррекционно-воспитывающие: воспитывать самостоятельность, активность, коммуникативность, дружелюбие, сотрудничество, воспитывать интерес к обучению грамоте.

4

Оборудование

(стимульный матерал)

Магнитная доска, мягкая игрушка «Ворона»,  конверты с заданиями, фишки красного и синего цвета по количеству детей, «Волшебный мешочек», предметные картинки, пособие «Домик», мяч,  разрезная касса букв на каждого ребенка, пенал с набором по обучению грамоте на каждого ребенка, разрезные карточки.

5

Требования к подбору лингвистического материала

Подбирать слова, доступные для ребенка.

6

Лингвистический материал

Носорог, нос, носки, пеликан, ножницы, нож, синица, ворона, воробей, сорока, звук, слог, слово, предложение, гласный звук, согласный звук, начало слова, конец слова.

7

Организационная

форма

Подгрупповая

8

Дата проведения

11.12.2017

8

Продолжительность

Выполнения задания (в мин.)

20-25 мин

9

Ход проведения:

Организационный момент.

Основная часть.

1.Закрепление понятий о гласных и согласных звуках.

2.Звук и

буква «Н»

3.Звуковой анализ слогов.

4.Формиро

вание фонемати-ческого восприятия. Определить место звука Н в слове.

5.Динамичес-

кая пауза.

6.Составле-

ние и анализ предложений

7. Слоговый анализ слов.

8. Итог занятия.

Логопед. Сядет тот, кто  назовет  первый звук в слове нос, последний звук в слове слон, первый звук в слове ножницы, последний звук в пеликан, первый звук в слове носорог,  последний звук в слове диван.  

Логопед. - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну Грамотеев.  В этой стране живут звуки, буквы, слова.  С нами должна полететь птица.  Кто она? Отгадайте загадку:

Прилетела на базар,

Громко всем сказала «Кар!»,

Пусть я в школе не учена,

Но умна, ведь я …(ворона).

Конечно,  ворона, она поможет нам  найти дорогу в волшебную страну!

Логопед. Ребята,  прежде чем нам отправиться в путь нам надо сделать заряду для язычка, чтобы четко и правильно произносить  все звуки.

(Дети выполняют зарядку для языка вместе с лягушкой».

- Кар! Кар! Я прилетела не просто так. Ребята в стране Грамотеев  живут разные звуки, но они все растерялись и не знают как найти свои дома.  Я и  мои сестры зимующие птицы решили помочь звукам. А вы какие звуки знаете?

Дети:- Мы знаем гласные и согласные звуки.

- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

-Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.

- Правильно. А каким цветом мы обозначаем согласные звуки?

Дети: - Согласные звуки мы обозначаем синим цветом.

Логопед. -Посмотрите, ребята, перед вами два домика. Как вы думаете, в каком домике живут гласные звуки?

-Гласные звуки живут в красном домике.

Логопед.- А в каком домике живут согласные звуки?

Я  буду называть звуки, а вы поднимите  соответствующую фишку: красную или синюю.

Логопед. Звук Н- Это какой звук?

Дети. Звук Н- это согласный звук

Логопед. Почему вы так решили?

Дети. Звук Н- это согласный потому что при произнесении этого звука воздух, выходящий изо рта, встречает преграду в виде языка.

Логопед произносит звук Н

 Логопед. Ребята, что я сейчас сделала?

Дети. Вы произнесли  звук.

Логопед показывает букву Н

Логопед. Что я сейчас сделала? ( Вы показали букву Н).

Ворона: Ребята молодцы справились с первым заданием, а теперь следующее задание от синички. Подружить звуки.

Логопед. Для этого нам понадобятся наши кассы букв.

- Я называю слоги, а вы шифруете звуки соответствующим цветом: АН, ИН, НУ, НА. Далее дети читают слоги.

Ворона. Следующее задание от снегиря.

Логопед. Расселить слова со звуком «Н» в свои  дома. В первый домик мы поселим слова,  в которых  звук «Н» находится в начале слова, во второй мы поселим слова, со звуком «Н» в конце слов.

Дети по очереди  выходят и «селят» в соответствующие домики  картинки.

Птицы крыльями махали              Дети выполняют движения 

 Все летали и летали,                     по тексту.

Птицы  в воздухе кружились,

На кормушку  опустились,

На кормушке поклевали,

Крошки, зернышки искали.

 

Ворона. Следующее задание от сороки.

Логопед раздает половинки картинок и дети под команду: «Раз, два, три, половинки собери»,  Дети собирают половинки.

Логопед. Расскажите, что у вас получилось?

Дети. Мы собрали снегиря, мы собрали ворону, мы собрали воробья.

Логопед.  Составьте с названием картинки  предложение.

Дети составляют с каждым словом предложение. Выиграет та команда, которая придумала предложение  с наибольшим  количеством  слов.

Ворона. Задание от воробья « Волшебный конверт».

Что же в этом мешочке? Это картинки. Наша задача расселить все картинки в свои домики.  В первом доме живут слова, которые состоят  из одного слога, во втором - слова, состоящие из двух слогов, в третьем- слова, состоящие из трех слогов.

Логопед раздает детям, дети по очереди  «селят» картинки.

Логопед. Ребята, наше путешествие подходит к концу, зимующим птицам очень понравилось, как вы помогли звукам, словам найти свои дома. Вы постарались. Скажите, какие задания мы сегодня выполняли?

Дети. Определяли, какие звуки гласные, какие согласные. Читали и составляли слоги, находили дома для слов, играли в игру «Раз, два, три половинки собери..»

10

Самоанализ НОД.

Структура занятия отвечает развивающим задачам обучения, воспитания и коррекции. Оно связано с предыдущими занятиями и опирается на них.

   В ходе занятия использовались наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений.

Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость одним видом деятельности. В  занятие была включена также физминутка.

  Дети на занятии  проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности. Были заинтересованы, внимательны.

  Я считаю, что занятие было результативным. Методы, использованные на занятии, обеспечили достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовка к обучению грамоте "Путешествие по сказкам" подготовительная к школе группа

Во время непосредственно образвовательной деятельности при путешествии по разным сказкам дети преодолевают препятствия и выполняют разные задания по обучению грамоте....

Конспект открытого коррекционно-образовательного мероприятия по обучению грамоте "Путешествие к Южному полюсу"

Данный конспект может быть интересен учителям-логопедам или учителям-дефектологам при подготовке к занятию по изучению буквы "Г"...

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте "Путешествие в зимний лес. Звук и буква С"

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе по закреплению знаний о звуке и букве С с использованием мультимедийной презентации....

Конспект комплексного занятия по математике и обучению грамоте « Путешествие в «Лесную школу»»

Занятие по математике и обучению грамоте с использованием интерактивной доски.Задачи:Обучающие:·       закрепить знания детей о последовательности дня недели, врем...

Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему "Путешествие в страну гласных звуков А,У".

Конспект занятия с использованием заданий на фонематическое восприятие, развитие общей, мелкой и арикуляционной моторики, на слуховое восприятие, память, внимание....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте «Путешествие в сказочную страну букв»

Конспектнепосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте«Путешествие в сказочную страну букв»...

Итоговое занятие в старшей группе по обучению грамоте "Путешествие в страну знаний"

Итоговое занятие в старшей группе по обучению грамоте "Путешествие в страну знаний"...