Литературная гостинная.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Утешева Оксана Петровна

Литературная гостинная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinnaya.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи:

Образовательные:

- учить внимательно и заинтересованно слушать рассказы;

- осмысливать и оценивать характеры героев рассказа, анализировать их поступки;

- познакомить детей с творчеством русского писателя Л. Н. Толстого;

- совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения;

Развивающие:

- продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе;

- способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям;

- развивать логическое мышление, память, зрительное внимание, творческое воображение;

Воспитательные:

- воспитывать интерес и любовь к произведениям художественной литературы, бережное отношение к книгам.

Методы и приемы:

 Наглядный (рассматривание портрета, иллюстраций, показ презентация).

 

Словесный метод (беседа, вопросы воспитателя, пояснения

Словарная работа: палуба, мачта, расходилась, раззадориться или разобрал задор.

Предварительная работа: чтение рассказов Л. Толстого, рассматривание и рисование иллюстраций к рассказам, чтение пословиц о дружбе, честности, справедливости, трудолюбии.


Этапы занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Планируемый результат

  1. Орг. момент

Ребята, сегодня у нас необычное занятие,  посмотрите к нам  пришли гости, давайте поздороваемся с гостями.

Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть,

Можно встречу начинать!

А теперь ребята тихо сядьте на свои места обратите внимание, чтобы ножки стояли ровно, спина касалась спинки стула.

Воспитанники здороваются с гостями

Воспитанники внимательно слушают воспитателя

позитивное отношение к предстоящей деятельности,

  1. Актуализация знаний

. Дети вы любите слушать сказки?

 А рассказы?

А чем отличаются сказки от рассказов?

А почему?

 Я приглашаю вас и наших гостей в литературную гостиную.

Посмотрите на книги, которые стоят на нашей выставке

. Какие рассказы вам знакомы из этих книг?

. А может, кто-нибудь вспомнит автора всех этих книг? Правильно это Лев Николаевич Толстой

 А теперь давайте с вами вспомним рассказ «Косточка»?

О чём этот рассказ

Чему учит нас этот рассказ?

.

Какие пословицы о честности и правдивости вы знаете?

Скажите, а вы смогли бы поступить так, как поступил мальчик в рассказе «Птичка»?

Что сделал мальчик?

 

Где птицы должны жить, где их дом?

 

 Сегодня я хочу рассказать вам о жизни и творчестве этого замечательного русского писателя. Лев Николаевич Толстой жил очень давно, в то время, когда жили ваши прабабушки и прадедушки, почти 200 лет назад. Всю свою жизнь, а он прожил 82 года, Толстой писал книги для детей. У него была большая и дружная семья. Толстой любил путешествовать, поэтому он часто совершал долгие прогулки пешком. Лев Николаевич хорошо знал и любил природу, заботился о простом народе, сам пахал землю. Он обучал крестьянских детей грамоте: писал для них азбуку и книги, по которым они учились читать, узнавали что-то новое о природе, повадках птиц и животных, а так же о дальних странах. За этим столом Лев Николаевич Толстой написал многие свои книги. Например: «Рассказы для самых маленьких», «Косточка», «Филиппок», сказки о животных. Прошло много лет со времени их написания, но дети до сих пор читают и любят эти увлекательные истории, написанные великим русским писателем для самых маленьких.

Да

Да

В сказках всегда бывает волшебство, даже животные разговаривают. А в рассказе нет чудес и сказочных превращений. В рассказе говорится о том, что случилось в жизни или могло бы случиться.

Дети подходят к книжному уголку, где находится выставка книг

Лев и собачка», «Косточка», «Котенок», «Умная галка». «Глупая жучка». «Филиппок», «П

Лев Николаевич Толстой

О мальчике, который не послушался папу и съел сливу, с косточкой.

1) Говорить всегда правду,

2) Учит нас не брать без разрешения,

3)  Он учит нас признаваться, если сделал что-нибудь плохое.

Честность всего дороже. Не тот прав кто сильный, а тот, кто честный.

Все что правдиво красиво на диво.

Честные глаза в бок не глядят.

Доброе дело говори смело.

Нет.

 Мальчик посадил птичку в клетку.

Птицы живут в гнездах. Небо – это их дом, там они чувствуют себя свободными.

Доброте, честности, правдивости, дружелюбию

Сотрудничество воспитателя с воспитанниками

  1. Сообщение темы и цели занятия

Воспитатель. Сегодня я хочу познакомить вас с еще одним рассказом Л. Толстого – «Прыжок». Действия этого рассказа происходят на корабле. Это был парусный корабль.

(Воспитатель показывает макет корабля)

Такой корабль раньше служил основным средством для дальних морских плаваний. Палуба такого корабля делалась из твердых как камень, пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15-20м, т. е. имели высоту 5-8 этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине протягивались множество канатов, веревочных лесенок. Такие корабли совершали кругосветное путешествие в течение нескольких месяцев. Из таких путешествий моряки привозили разных диковинных животных, например обезьян.

Давайте мы с вами тоже отправимся в необычное, морское путешествие.

Создание условий для активизации опорных знаний,

  1. Физминутка

 А над морем чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою!

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу.

Сядьте дети на места

машут руками

плавательные движения руками

ходьба на месте

Смена положения детей, профилактика утомляемости.

  1. Работа по заданной теме.

Ну а теперь я начинаю читать рассказ, а вы внимательно слушайте

Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было — она знала, что ею забавляются, и оттого ещё больше расходилась.

Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.

Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на неё, но она ещё злее рвала шляпу.

Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по верёвке на первую перекладину; но обезьяна ещё ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась ещё выше .мальчик на перекладине тянется за бескозыркой

— Так не уйдёшь же ты от меня! — закричал мальчик и полез выше.

Обезьяна опять подманила его, полезла ещё выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха.

На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой за верёвку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась.

От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать её нельзя было иначе, как выпустить из рук верёвку и мачту.

Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил верёвку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.

Стоило ему только оступиться — и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошёл до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.

Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.корабль

В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нёс ружьё, чтобы стрелять чаек.

Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал:

- В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!

Мальчик шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю!.. Раз, два...» и как только отец крикнул: «три» — мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.

Точно пушечное ядро, шлёпнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже 20 молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через 40 — вынырнуло тело мальчика.

Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.

Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.

. Понравился вам рассказ?

 

Назовите главных героев этого рассказа?

.

.Где происходят все события?

 Какие чувства вы испытываете после прочтения рассказа?

 Вам жаль мальчика?

 

Почему?  

 Ругаем мы его за что.

 Хвалим его за что?

Воспитанники внимательно слушают воспитателя.

Да.

 Очень понравился

Главные герои рассказа – мальчик и его отец, капитан корабля

 События происходят на палубе корабля.

Да нам жаль мальчика. Он остался без шляпы, все над ним смеются. Он не знает, что ему делать.

 За то, что залез так высоко

 Хвалим его за то, что он смелый, решительный, храбрый.

-понимать информацию,

умение внимательно слушать.

  1. Итог / рефлексия

Как называется рассказ, который мы сегодня прочитали?

. Кто автор этого рассказа?

Почему рассказ так называется?

Чему вас научил этот рассказ?

Чему учат нас рассказы Льва Николаевича Толстого?.

Скажите, что общего между всеми этими книгами.

.

Вам понравилось занятие?

На этом наше занятие подошло к концу.

Прыжок

Лев Николаевич Толстой

Потому что мальчик не побоялся прыгнуть в воду.

Не делать необдуманных поступков.

Все рассказы Л. Толстого поучительные, они учат нас добру, и честности.

Герои этих книг дети и животные.

Книги написаны для маленьких детей.

Ответы детей.

Подведение итога занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкально-литературной гостиной для детей групп старшего дошкольного возраста на тему: "Наш город Торопец, воспетый в стихах и песнях"

Это мероприятие явилось составной частью  Дня родного края, который мы ежегодно проводим в рамках зимних каникул в ДОУ....

Конспект НОД "Литературная гостиная по произведениям С. Я. Маршака"

Непосредственная образовательная деятельность с использованием ИКТ. Обобщает знания детей о творчестве С. Я. Маршака...

Презентация к нод "Литературная гостиная по произведениям С.Я. Маршака"

Презентация исползуется в ходе нод по ознакомлению с художественной литературой  "Дитературная гостинная по произвдениям С.Я Маршака....

Литературная гостиная "В гостях у сказки"

Конкурс по русским народным сказкам с интересным сюжетом. Дети помогают Ивану Царевичу  вызволить из плена Елену Прекрасную. Проходят разные испытания.Угадывают сказки, собирают картинки-сказки,о...

Конспект познавательно- речевого занятия для подготовительной к школе группы Музыкально-литературная гостиная «У камина».

Данный конспект занятия разработан для детей подготовительной к школе группы. Детям даётся возможность соприкоснуться с культурой и бытом России 19 века. В ходе занятия дети практикуются в рифмовке сл...

Литературная гостиная по сказкам К.И.Чуковского

Литерстурная гостинная сегодня становится всё более популярной формай ознакомления детей и родителей с литературными произведениями и преобщения дошкольников к миру искусства.  Задачи, кото...

Ценность литературной гостиной для детей дошкольного возраста. Взаимодействие специалистов в проведении литературной гостиной.

Литературная гостиная – удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности. Она позволяет в максимальной степени раскрывать любой, даже самый смелый замысел, поскольку объ...