Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте «Поможем Солнышку».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Голышкина Раиса Васильевна

Возраст: дети 5-6 лет

Цель:развивать фонематический слух, формировать звуковую аналитико- синтетическую активность как предпосылки обучения грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте «Поможем Солнышку».

Возраст: дети 5 - 6 лет
Цель: развивать фонематический слух ,формировать звуковую аналитико-синтетическую активность  как  предпосылки обучения грамоте.

Задачи:
Образовательные:
Закрепить умение дифференцировать звуки: гласные и согласные.
Закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим).

Совершенствовать навык звуко- слогового анализа и синтеза.
Совершенствовать навык деления слов на слоги.
Развивающие:
Развивать речевую моторику, фонематическое восприятие и фонематический анализ.
Развивать фонематический слух.
Развивать слуховую память, внимание.
Формировать зрительное восприятие, мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность.
Воспитать интерес к занятию через использование занимательных упражнений.
Воспитывать целеустремленность, любознательность.

Приоритетная  образовательная область: «Речевое развитие»

Планируемые результаты

Дети умеют дифференцировать звуки: гласные и согласные; могут определить, какой буквой обозначается произносимый звук; могут делить слова  на слоги; у детей  развит фонематический слух, память, внимание; проявляют интерес к занятиям по обучению грамоте.


Методические приемы: словесный, наглядный, проблемно – поисковый.

- Ребята, посмотрите, сегодня у вас гости. Давайте поздороваемся с ними. Здравствуйте!

Сегодня  у нас девиз:

«Не просто слушаю, а слышу.

Не просто смотрю, а вижу.

Думаю и отвечаю-

Все вокруг замечаю».

Введение   в  ОД, мотивация детей.

- Ой, ребята, посмотрите в окно. Солнышка почему - то нет. Может оно заболело? Как вы думаете? (ответы детей). Ой, смотрите (появляется зевающее солнышко).

-  Милое солнышко, что-то ты сегодня долго спишь, пора просыпаться.
Солнышко:
В небе синем я гуляла, и звук [Л] свой потеряла.
Я теперь не солнышко, имя мое Сонышко.
Целый день теперь я сплю, тепло людям не дарю.
Звук быстрее отыщите, солнце на небо верните.
Буду я тогда опять в небе голубом сиять.

Актуализация знаний детей.
- Ребята, видите, какая беда случилась, потерялся звук [Л] в слове солнышко.
- А что такое звук (звук - это то, что мы слышим и произносим).
- А чем он отличается от буквы?

-А какие звуки вы знаете?(А,О,У,Ы,Э,М,Н,Л)

-А звук [Л] какой?(согласный)

-Где может звук [Л] стоять в слове?(в начале, в середине, в конце)

В слове СОЛНЫШКО звук [Л]  слышим в середине слова (дети делают схему из  лего коструктора).

Совместная постановка детской цели.
- А я предлагаю нам отправиться в Звукоград. Но какие дети оправятся со мной в путешествие?


- Может быть грустные (нет, веселые).
- Мы возьмем с собой не трусливых детей, а каких? (храбрых, отважных).
- Не ленивых, а каких? (трудолюбивых).
- А может быть, в путь отправятся злые дети? (нет, добрые).
- А найти дорогу в Звукоград нам помогут разноцветные ладошки. Мы  по ним пойдем ,звуки быстро назовем.


- Вот мы и добрались до города Звукограда, а оказались мы на улице, где живут гласные звуки. А что вы знаете о гласных звуках? (гласные звуки поются, их можно пропеть как песню; когда мы их произносим, воздух не встречает преграды, нам не мешают ни губы, ни зубы, ни язык).
- А у гласных звуков есть любимая песенка. Предлагаю Вам ее пропеть с помощью  музыкального инструмента ксилофон.  

- Молодцы, как вы хорошо поете! Ребята, как вы думаете, сможем ли мы на улице гласных звуков найти потерявшийся звук [Л]. Почему мы не можем найти здесь этот звук? (потому что он согласный) Тогда я предлагаю отправиться на улицу согласных звуков. Беритесь крепко за руки и в путь .

- Вот мы и на улице согласных звуков. Давайте вспомним все, что мы знаем о согласных звуках (согласные звуки бывают твердые , твердые звуки мы обозначаем синим цветом, их нельзя пропеть ,при произнесении встречают преграду).

На улице согласных построены новые дома. Все жители собрались, но никак не могут разобраться, кто в какой квартире будет жить. Давайте им поможем расселиться.

  В этот дом мы заселим жителей, в названии которых первый звук согласный .

  В этот дом мы заселим жителей, в названии которых первый звук гласный.

 На первый этаж поселим жильцов в названии которых 1 слог, на второй этаж тех, в названии которых 2 слога, на третий – 3 слога (идет «заселение») дети объясняют.
- Есть ли в середине всех этих слов потерявшийся звук [Л]? (нет)
Вы наверное устали, давайте немного отдохнем, вместе с солнышком поиграем.

Солнышко

На носочки встанем ,

Солнышко достанем
До пяти считаем,

Руки поднимаем.

Ой, ребята, смотрите, один из жильцов дома хочет нам помочь отыскать пропавший звук [Л], давайте послушаем, что он нам скажет.
Лимон:
Я подскажу, где звук искать,
Но прежде вы мне помогите.
И цветы все соберите.

Слоги вы на них прочтите.

Дети собирают из лепестков цветы и читают слоги.


Лимон:
Чтобы братца вам найти,
К речке нужно подойти.
Там за речкою дуга,
А зовется…….    ( дети  - радуга.)
Краску в ней мою найдите,
В ней пропажу отыщите.

А вот речка, а какая над ней красивая радуга. Давайте подойдем к ней поближе. Ребята, а как же нам найти в радуге звук [Л]? (проблемная ситуация). Возможно звук [Л] спрятался в названии цветов радуги. Давайте это проверим. Мы назовем все цвета радуги и попробуем найти тот цвет, в котором спрятался звук [Л].
В 4 цветах радуги есть звук [Л]. Может мы заберем все цвета?
Нет, нам нужен только один цвет. Вы помните, что говорил лимон? Он просил найти такой же цвет, как у него. А какого цвета лимон? Правильно, желтого, поэтому мы берем только желтую краску.
Посмотрите, радуга приготовила для нас все свои краски, выбирайте ту, которая нам необходима и отправляемся в обратный путь. Берите друг друга крепче за руки. (Идут под музыку)

- Дорогое солнышко, принимай пропажу. Теперь ты снова солнышко! Свети ярче!
Солнышко:
Ой, спасибо вам, ребята,
Как я радо, как я радо.
Буду весело сиять,
Вас, детишки, согревать.

Подведение итогов
- Ребята, а давайте расскажем солнышку, где мы были и что интересного увидели. (Ответы детей)
А за то, что вы такие дружные, такие добрые и умные, солнышко дарит вам в подарок  веселую песенку .
До новых встреч, ребята!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи в доступной, игровой  занимательной форме поможет педаго...

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте. на тему: «Путешествие в космос». для детей подготовительной группы.

Данный НОД адресован педагогам и детям по обучению грамоте в подговительной группе.Увлекательное путешествие в космос.Можно использовать,как открытое занятие....

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР " В стране грамоты"

Конспект предназначен для учителей - логопедов и моспитателей ДОУ. Предложенный материал поможет разнообразить занятия по обучению грамоте, совершенствовать навыки анализа и синтеза,формировать у дете...

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте Тема: «Уроки мудрой Тетушки Совы»

Возрастная группа: подготовительная к школе группаИнтеграция образовательных областей: Речевое развитие, Социально – коммуникативное развитие, Физическое развитие, Художественно – эстетическое развити...

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте «Уроки грамоты»

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте «Уроки грамоты»...

конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Осень-запасиха, а зима-прибериха"

Представлен конспект организованной  образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Осень-запасиха, а зима-прибериха". Составлен в соответсвии с тр...

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте «Поможем Солнышку»

Конспекторганизованной образовательной деятельности по обучению грамоте«Поможем Солнышку»...