Многофункциональная дидактическая игра «Домик правильной речи»
методическая разработка по обучению грамоте

В своей работе использую разные игры и пособия, которые делаю сама. Мне нравятся многофункциональные пособия, поэтому изготовила пособие, с помощью которого можно решать сразу несколько задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domik_pravilnoy_rechi.docx21.7 КБ
Файл kartochki_dlya_domika.docx662.84 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Волшебница»

Лучшая дидактическая игра

Шмелева Татьяна Борисовна

Учитель-логопед

г. Лабытнанги

Аннотация

Игр и заданий для развивающих занятий очень много и они занимают целый шкаф. Ведь современные и прогрессивные специалисты всегда в поисках новых инструментов в работе, чтобы они: давали результат; соответствовали требованиям и стандартам; увлекали детей; воздействовали на несколько каналов одновременно; развивали ребенка.

 А с помощью одной многофункциональной дидактической игры «Домик правильной речи», которая обладает рядом преимуществ, можно разнообразить свой арсенал логопедических игр, привлечь внимание ребенка и решить конкретные задачи.

«Домик правильной речи» может стать визитной карточкой любого современного специалиста. У большинства специалистов 1 игра = 1 инструмент. Для «Домика правильной речи» это было бы слишком просто. Более 20 игр = 1 инструмент. Согласитесь, что это невероятно удобно. Кроме того, игра не занимает много места и менее затратно по финансам.

Дидактическая игра направлена на развитие:

  • Речи
  • Внимания
  • Памяти
  • Мышления
  • Мелкой моторики
  • Зрительного  восприятия
  • Пространственных  представлений (слева, справа, вверху, внизу) предлогов над, под, между, около.
  • Навыка звукового  и слогового анализа

Данная игра предоставлена со звуком «С», в дальнейшем будут разработаны карточки на остальные звуки.

Состоит из картонного домика с окошками  и прорезью для карточек (см. приложение №1)

1 карточка звук «С» в начале слова

1 карточка звук «С» в середине слова

1 карточка звук «С» в конце слова

2 карточки «Четвертый лишний»

2 карточки «Мемори»

1 карточка «Определи наличие или отсутствие звука «С»

2 карточки игра «Мой,моя, мое, мои»

1 карточка «Определи, чья тень»

12 фишек

3 фишки – мой

3 фишки – моя

3 фишки – мои

3 фишки – мое

Варианты игр:

Игра № 1 «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»  - найди лишний предмет

Задачи:

- закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний;

- развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи.

- развивать зрительное восприятие.

- развивать монологическую и диалогическую речь.

- закреплять правильное произношение звуков

- воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции, целеустремлённость.

Игра №  2 «НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ»  - найди лишний  звук.

Ход игры: В домике живут картинки с определенным звуком, но случайно попали чужие жильцы, в которых нет заданного звука. Если такую картинку нашли, то закрываем фишкой.

Задачи:

- развитие фонематического слуха.

- закрепить знания о звуках;

- закрепить умение выделять звук в слове;

- закрепить умение находить общий звук в слове;

- развивать мышление.

 - закреплять правильное произношение звуков

Игра № 3 «МЕМОРИ» 

Ход игры: Карточка парные картинки. Все картинки закрыты фишками. Игроки по очереди открывают две картинки называя их, если картинки одинаковые, то игроку засчитывается ход, если разные, то картинки вновь закрываются, ход переходит следующему игроку.

Задачи:

- развивать произвольное внимание;

- развивать зрительную память;

- закреплять правильное произношение звуков

Игра № 4 «УГАДАЙ, ЧЬЯ ТЕНЬ»

Ход игры: В домике карточка с тенями картинок или их силуэтами. Рассматриваем их. Ведущий показывает одну из карточек с изображением какого - то предмета, и предлагает найти тень, дети называют его и находят среди картинок нужный силуэт или тень. Кто правильно нашёл карточку получает цветное изображение. Можно использовать загадки о животных не показывая цветное изображение.

Задачи:

- рaзвивать зрительнoе вoсприятие, внимaние, лoгическое мышление, пaмять, нaблюдательность, умение нaхoдить зaдaнные силуэты;

- отрабатывать правильное произношение звука

- закреплять правильное произношение звуков

Игра №  5  «ЖАДИНА»  (мой, моя, мое,  мои)

Ход игры:  В каждом окошке  нарисованы разные предметы (объекты). Представь, что все эти предметы (объекты) твои; ты превратился в «жадину».  Чтобы эти предметы ни кому не достались, закрой их подходящими карточками.

• Те предметы, про которые ты можешь сказать «мой», - закрой картинкой на которой нарисован мальчик

• Те предметы, про которые ты можешь сказать «моя», - закрой картинкой на которой нарисована  девочка

• Те предметы, про которые ты можешь сказать «моё», - закрой картинкой на которой нарисовано письмо

 • Те предметы, про которые ты можешь сказать «мои», - закрой  картинкой на которой нарисованы мальчик и девочка

 Задачи:

- развивать грамматический строй речи;

- развивать восприятие, память, мышление;

- развивать умения группировать предметы, различать из каких - частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер);

-развивать умение согласовывать  местоимения «мой», «моя»,  «моё»«мои» с существительными и прилагательными;

- расширять и активизировать словарный запас детей;

- совершенствовать диалогическую речь;

- автоматизировать звук

- закреплять правильное произношение звуков

Игра № 6  «ЧТО К ЧЕМУ»

Ход игры: Ребенок по описанию должен найти картинку и закрыть фишкой. Можно поменяться ролями, ребенок должен описать предмет, а педагог найти.

Задачи:

- развивать внимание, наблюдательность, речь, логическое мышление;

- развивать  способность группировать предметы по общему признаку;

- закреплять правильное произношение звуков

Игра № 7  «ЗАСЕЛИ ЖИЛЬЦОВ В ДОМИК»

Ход игры: Засели картинки в домик. Если определенный звук стоит в начале слова, то картинка живет на первом этаже, в середине – на втором этаже, в конце – на третьем этаже.

Задачи:

- развивать фонематический слух;

- закреплять знания о звуках;

- упражнять в правильном нахождение звука в начале, середине и в конце слова;

- закреплять правильное произношение звуков.

Игра №  8 «ЗАСЕЛИ ЖИЛЬЦОВ В ДОМИК - 2»

Ход игры: Ребенку показываем картинку и говорим, где она живет.

- рысь живет во втором подъезде на втором этаже, положи туда, где он живет, жираф живет в четверном подъезде на втором этаже. Муравей живет над рысью, крот живет в левом верхнем углу, ромашка живет слева от рыси и т.д.

Задачи:

- развивать пространственные  представления (слева, справа, вверху, внизу) предлоги над, под, между, около.;

- закреплять правильное произношение звуков

Игра № 9 «ХОДИМ В ГОСТИ»

Ход игры: Мальчик живет на втором этаже, потом по инструкции мальчик ходит в гости.

- мальчик прошел одно окошко вправо, к кому попал мальчик? Ребенок говорит к кому пришел.

- мальчик дальше прошел два окошка вправо, к кому пришел мальчик? И т.д.

Задачи:

- развивать ориентировку в пространстве

- развивать мышление

- закреплять правильное произношение звуков

Игра № 10  «ПОЧТАЛЬОН»

Ход игры:  Почтальон принес письмо по адресу, кому пришло письмо.  Помоги почтальону, ребенок берет письмо, педагог сообщает адрес: например этот житель живет в третьем подъезде на втором этаже, ребенок называет кому пришло письмо и закрывает эту картинку фишкой.

Задачи:

- развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление,

- развивать  способность группировать предметы по общему признаку,

- закреплять правильное произношение звуков



Предварительный просмотр:

C:\Users\Логопед\Desktop\Для сессии\фишки мой, моя, моё, мои.jpg


C:\Users\Логопед\Desktop\Для сессии\фишки Определи место звука в слове.jpg

C:\Users\Логопед\Desktop\Для сессии\Что к чему.jpg

C:\Users\Логопед\Desktop\Для сессии\Четвертый лишний .jpg


C:\Users\Логопед\Desktop\Для сессии\Определи, чья тень .jpg

C:\Users\Логопед\Desktop\Для сессии\Наличие звука.jpg


C:\Users\Логопед\Desktop\Для сессии\мой, моя, мое, мои .jpg

C:\Users\Логопед\Desktop\Для сессии\мемори1.jpg


C:\Users\Логопед\Desktop\Для сессии\Карточка Ходим в гости Почтальон.jpg

C:\Users\Логопед\Desktop\Для сессии\Карточка Ходим в гости Почтальон.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра по развитию речи для детей 3-5 лет "Сказочные домики"

Дидактическая игра по развитию речи для детей 3 – 5 лет «Сказочные домики»Игровое оборудование: Большая карточка формата А-3. С изображением 4 домиков. Первый домик одноэтажный с зеленой крышей, второ...

Дидактическая игра по развитию речи "Посели в домик"

Дидактическая игра по речевому развитию для детей (5-7) лет«Посели в домик»Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех...

Авторское многофункциональное дидактическое пособие по развитию речи "Речевой домик"

В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования "Речевое развитие" выделена как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видах д...

Дидактическая игра по развитию речи "Семейка в домике"

Представлена авторская дидактическая игра для детей раннего возраста....

Мастер – класс для педагогов по проблемам развития речи дошкольников. Тема: Многофункциональное дидактическое пособие «Домик Всезнайки»»

Данный материал способствует пополнению практических  знаний педагогов о речевом развитии детей дошкольного возраста и возможности применения их на практике; создает условия для плодотворног...

Многофункциональное дидактическое пособие по развитию речи " Учимся, играя"

ЗАДАЧИ:—Изучение и действие по правилам игры;—расширение, обогащение и активизация предметного, предикативного и адъективного словаря;—развитие связной и грамматического строя речи;—формирование фонем...