Занятие "Составление предложений по "живой" модели.
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя группа)

Гричкоcей Наталья Николаевна

текст

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению  грамоте в средней группе

Тема: «Знакомство с твердыми мягкими звуками « с , сь»

Доминирующая образовательная область:  речевое развитие

Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,    речевое,  художественно-эстетическое развитие.

Вид деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательная

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове.

 Программное содержание:  Различение твердых и мягких согласных звуков. . Учить произносить звуки их твердо и мягко, различать слова со звуком «с»«сь». Развивать внимание, фонематический слух, речевое дыхание, мелкую моторику,  закрепить правильное выполнение артикуляторных упражнений;   Воспитывать интерес к звукам.

Предварительная работа: дидактические игры «Повтори», «Какой на ощупь?», «Куда спрятался ?»

  Материалы и оборудования:   картинки со звуком с и сь, фишка  синяя и зеленая,

 Планируемый  результат: отвечают на вопросы воспитателя, пытаются правильно найти твердые и мягкие звуки

Структура занятия

1.

Вводная часть

загадка

1мин

2.

Основная часть

18мин

1.

Сказка про язычок

Рассматривание картинки

3мин.

2.

Гимнастику для языка.        

Правильное выполнение

5мин

3.

Знакомство с твердыми и мягкими звуками

Ответы детей

4мин.

4.

Физминутка

«Катились колёса»

2мин.

5.

  Чистоговорки:

Со звуком с, сь

4мин

3.               Заключительная часть  

Подведение итогов.  

1 мин.  

Длительность занятия 20 мин.

Ход занятия.

Вводная часть:

Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришёл необычный гость, а как его зовут вы,  узнаете, отгадав загадку:

Всегда во рту, а не проглотишь.

Если б не было его не сказали б ничего.

Дети: Это наш язык. (На магнитной доске вывешивается изображение Язычка)

Основная часть

Воспитатель:  Живет-поживает Язычок в своем домике, а домик Язычка – рот. (На магнитную доску вывешивается домик Язычка). Домик открывается и закрывается. (Медленно смыкает и размыкает зубы. Губы в положении улыбки.) Язычок то выглядывает из домика, то прячется".

Педагог предлагает детям выпустить Язычок погулять, а потом вернуть его в домик.

Воспитатель:  Ребята, чтобы язык хорошо работал, на занятиях мы с вами сделаем гимнастику для языка.

1. «Вкусное варенье»: представь, что ты ешь варенье и испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. Улыбнись, открой рот, не закрывай рот, «слизывай» варенье с верхней губы. Старайся не поддерживать язык нижней губой.

2. Качели»: Давай покачаем язычок на качелях: улыбнись, открой рот, на счет «раз» опусти кончик языка за нижние зубы, на счет «два» - подними язычок за верхние зубы. Повторять пять-шесть раз.

3. «Часики»: Давай покажем, как работают часики: улыбнись, открой рот, тянись попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повтори пять-десять

Воспитатель:  Что такое звук?  Сегодня мы поговорим  с вами о твердых и мягких согласных звуках.

На какие две группы мы можем разделить все звуки?

Дети: Согласные и гласные

 Воспитатель:  Давайте пропоём гласные звуки 

Воспитатель:  На какие группы мы можем разделить согласные звуки? (ответы детей).

Язычок очень любит петь разные песенки. Однажды он пел: "И-и-и". Хотите спеть вместе со мной? Тогда помогайте мне: "И-и-и-и". (дети поют негромко вместе с воспитателем).

Воспитатель: - С-с-с-с, – полилась из крана вода.

- Язычок, выучи, пожалуйста, и мою песенку.

- Хорошо, – согласился Язычок и запел: "С-с-с-с". (Произносится отрывисто.)

Давайте споем «Песенку воды» вместе. Чтобы песенка хорошо звучала, надо кончик языка прижать к нижним зубам (дети вместе с воспитателем поют «Песенку воды» «С-с-с-с»).

Воспитатель: Закройте домик Язычка - ротик, отдохните. А теперь вновь прижмите кончик языка к нижним зубам и тихонько пойте: "С-с-с".

Давайте послушаем, как песня воды получается у Алины (Вызывает 4–5 детей, в том числе тех, кто не овладел произношением звука.)

А теперь споем песенку все вместе (дети совместно с воспитателем повторяют ещё раз «Песенку воды»).

Воспитатель: Вода течет небольшой струей – поет негромкую песню.

Теперь водичка зажурчала громче. Тише. Совсем тихо. Закрыли кран.

Если петь «Песню воды» медленно и отрывисто (вот так: с…с…с…с!), то кажется, что вокруг губ танцует ветерок. Хотите убедиться в этом? Тогда сделайте такой же заборчик, как у меня (подносит к губам ладонь, но не прижимает к ним), и разрешите ветерку потанцевать (дети подносят к губам ладонь, но не прижимают к ним и медленно, отрывисто произносят звук «с»).

Воспитатель: Дружно, дети мы встаём и немного отдохнём.

физкульминутка «Катились колёса»

Катились колёса, колёса, Руки согнуть в локтях, совершать

колеса вращательные движения вперед

Катились колёса все влево, все косо. Вращательные движения локтями

назад

Скатились колёса на луг под откос, Наклоны туловища влево – вправо ,

руки на поясе

И вот, что осталось от этих колёс. Выпрямиться, развести руки в

стороны

Воспитатель: и вот опять   он запел: "Са-са-са". Что запел Язычок? (дети повторяют за воспитателем 3-4 раза.)

Воспитатель: Потом: "Ся-ся-ся, ось-ось-ось". (Повторяют за воспитателем 3-4 раза.)

Воспитатель: Теперь Язычок предлагает нам пропеть чистоговорки:

Су-су-су – ягоды в лесу.

Ус-ус-ус – на елке много бус.

Са-са-са – под кустом лиса.

Ас-ас-ас – свет в огне погас.

Со-со-со – у Кати колесо.

Ос-ос-ос – много, много ос.

Сы-сы-сы – на стене часы.

Ыс-ыс-ыс – котик ловит крыс.

Ся-ся-ся – поймали карася.

Сю-сю-сю – кашу съели всю.

Си-си-си – уехало такси.

Усь-усь-усь – в гости пришёл гусь.

Дети повторяют чистоговорки за воспитателем каждую по 2 раза.

Воспитатель: А теперь посмотрите на картинки  в каких словах  звук сь слышится мягко, а  в каких твердо?  Назовите .

Заключительная часть
Воспитатель: Дети, кто сегодня приходил к нам на занятие? Что мы сегодня делали на занятии? Что больше всего понравилось, запомнилось на занятии

Дети: К нам сегодня на занятие приходил Язычок. Сегодня на занятии мы пели песенки и чистоговорки,  играли  с язычком..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование структуры предложения, как одно из ведущих звеньев развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитие речи посредством графических схем-моделей предложений

статья посвящена развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством формирования структуры предложения с помощью графических схем - моделей....

Конспект ННОД по развитию речи «Звук и буква Р. Чтение слогов. Знакомство с предложением, чтение предложения»

Образовательная область: «Речевое развитие» Задачи:Способствовать развитию звуко -буквенного анализа.Способствовать развитию фонематического слуха.Учить определять место звука Р в словах и обозн...

Конспект логопедического занятия Тема: «Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения».

Конспект логопедического занятия "Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения" предназначен для групповой работы.  Цель: развиват...

Игра "Закончи предложение" Работа по составлению сложноподчинённого предложения.

В данной игре предлагается часть сложноподчинённого предложения, которое надо закончить, используя союз "потому что" или "чтобы"....

Дидактическая игра «Дополни предложение» Дидактическая игра «Придумай предложение и составь рассказ» для дошкольной группы (5 л.6 мес.-7 лет)

Аннотация: Содержание работы по формированию грамматических навыков в подготовительной  к школе группе является работа над словосочетанием, предложением и связной речью. Наблюдение за речью ...

«Закрепление понятий «предложение», «слово», «звук» Цель: повторение и закрепление понятий «предложение», «слово», «звук».

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Закрепление понятий «предложение», «слово», «звук»Цель: повторение и закрепление понятий «п...

"Работа над фразой: Составление предложений из трёх слов. Четырёхсловные предложения с добавлением определения".

Тема: «Работа над фразой: Составление  предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения».Цель: сформировать навык составления предложений из трех слов, н...