Конспект по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Друзья, давайте делать добрые дела! Буква Д звук «Д»
план-конспект урока по обучению грамоте (подготовительная группа)

Рожкова Елена Александровна

Совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (твердый, мягкий); место звука в слове; делить слова на слоги, определять количество слогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_podgotovke_k_obucheniyu_gramote.docx31.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: «Друзья, давайте делать добрые дела! Буква Д звук «Д»

Задачи:

Образовательные:

• Совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (твердый, мягкий); место звука в слове; делить слова на слоги, определять количество слогов.

• Совершенствовать технику осознанного чтения слов; обогащать словарный запас детей

Развивающие:

• Развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, память, внимание.

• Развивать умение отвечать на вопрос полным ответом, упражнять в придумывании предложений, определять количество и порядок слов в предложении

Воспитательные:

• Создать эмоционально-радостную атмосферу;

• Воспитывать чувство товарищества (умению радоваться успеху другого ребенка, оказывать помощь друг другу, умение слушать педагога и детей, желание работать в команде

• Мотивация к учебной деятельности

Словарная работа: звук, слог, слово, предложение, ударение, буква

Организация деятельности:

Передвижение по помещению, стоя возле объекта, сидя за столами, физминутки на ковре.

Ход НОД:

1.Организационный момент 

      В круг вас, дети, собираю!

        Поиграть вас приглашаю!

        Умный самый, подходи!

        И друзей  с собой веди.

- Ребята, сегодня у нас необычный день и необычное занятие, я заметила новый предмет, может, вы его найдете (ответы детей).

1. Сюрпризный момент

- Да, к нам влетел воздушный шар, давайте, его рассмотрим (дети замечают, что внутри шара, что-то есть, предлагают извлечь содержимое разными способами: лопнуть, оставить, как есть, раздуть и т. д.)

Из шара извлекается записка.

- Давайте её прочитаем.

«Здравствуйте, ребята! Пишут вам учителя школы.

Наше послание отправлено будущим школьникам.

Мы хотим узнать, готовы ли вы покинуть детский сад и поступить в первый класс. Но, сделать это не так-то просто. Задания будут трудные, но интересные, и мы надеемся, что вы со всем справитесь. Выполнив верно все наши задания, вы сможете прочитать девиз, который поможет вам в вашей дальнейшей жизни! Удачи вам, ребята! Ваши будущие учителя»

Вводно - организационный этап.

Мы должны разгадать кроссворд и прочитать девиз, который нам приготовили ваши будущие учителя. Задания находятся в конвертах на столе.

Послушайте правила нашей игры:

- Я прошу вас внимательно слушать, соблюдать тишину, не перебивать друг друга. Посмотрите внимательно на доску, сколько слов мы видим в данном предложении? (пять). Правильно, значит у нас с вами будет 5 конвертов с заданиями.

-Мы приступаем к задание I.

Конверт1: « Что такое предложение, звук, буква, чем отличается звук от буквы»

2. Актуализация знаний.

- На занятиях по обучению грамоте, мы продолжаем с вами исследовать звуки и буквы русского алфавита.

- Наша речь состоит из предложений. Чтобы правильно и красиво говорить, мы подбираем слова по смыслу друг к другу, и у нас получаются предложения.

- Какой знак ставится в конце предложения? (точка).

- С какой буквы начинается предложение? ( с заглавной)

- Из чего же состоит предложение? (из слов)

- Из чего состоят слова? (слова состоят из слогов)

- А слоги в свою очередь состоят из букв и звуков.

- Чем отличаются звуки от букв? ( ответы детей)

- Давайте вспомним, какие бывают звуки. ( гласные-согласные, звонкие - глухие, твёрдые- мягкие) .

- Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим, говорим, буквы видим читаем и пишем)

Молодцы! Вы отлично справились с 1 заданием, и мы можем открыть первое слово. Внимание на доску. Это слово «Друзья»

- А мы снова  берём конверт под номером 2.

- Ребята, я сегодня шла на работу и думала, что всего дороже на свете? И вспомнила песню из мультфильма про Фунтика ( включить для прослушивания первый куплет песни « Доброта» , куплет оканчивается словами «….. всех дороже доброта» )

- А вы согласны, что всех дороже доброта?

- Как вы понимаете, что такое доброта?

- Каких людей мы называем добрыми? ( ответы детей)

- Молодцы!

- А теперь назовите, пожалуйста, звук, с которого начинаются эти слова «доброта», «добрый»?

- Давайте вместе сформулируем тему нашего занятия, используя слова помощники

( познакомиться…., повторить…, научиться.)

И задание нашего второго тура звучит как нельзя кстати.

II.Основная часть

  1. Открытие новых знаний.

Конверт2: «Проведите исследовательскую работу и узнаете особенности звука «Д»

- Давайте проведём исследовательскую работу и узнаем особенности этого звука.

  1. Хором произносим, определяем гласный или согласный ? Когда мы произносим звук Д, губы улыбаются, язык стучит кончиком за верхними зубками. Язык создает преграду воздуху, значит, какой звук Д? (Звук Д- согласный). Каким квадратом мы будем обозначать звук Д? (Мы будем обозначать звук Д синим квадратом).
  2. Прижмём ладошки к горлышку и громко произнесём звук (Д), чтобы определить - звонкий или глухой. Если горло работает, значит это какой звук? (Это звонкий звук).
  3. У звука Д есть младший братик - звук Дь. Послушайте его: дь- дь- дь…

    Какой это звук? ( Это согласный, мягкий, звонкий звук).  Каким квадратом  будем обозначать звук Дь? (Мы будем обозначать зеленым квадратом). Звук Дь- звонкий? (Да, это звонкий звук).

- Молодцы, закончив огромную исследовательскую работу, давайте сделаем вывод:

Звуки Д дь - согласн., звонкий, твёрд., мягк.

- И мы открываем второе слово. Внимание, на доску, это слово: «Давайте»

- Следующий берём конверт с заданием под номером 3.

Конверт3: «Игра «Сигнальщики»

- Для этой игры, нам надо пройти на ковер, возьмите, пожалуйста, с первой парты по одной синей и зеленой ленте.

4. Игра «Сигнальщики»

- Ребята, возьмите ленточки и вставайте в круг. Игра «Сигнальщики». Я называю слова. Если в слове звук Д- вы поднимаете синюю ленточку, если в слове звук Дь- зеленую. В слове «дом» какой вы слышите звук (Мы слышим звук Д); какой это звук (это согласный твердый звук), какую ленточку вы поднимаете (мы поднимаем синюю ленточку). Поднимаем синюю ленточку.

Аналогично разбираем слово «дерево».

Слова: душ, подарок, девочка, динозавр, доктор, дятел, следы.

- Молодцы, ребята. Проходите на свои места. И мы открываем третье слова. Внимание, на доску. Это слово: «Делать»

5. Определение нахождения звука в словах

Загадки (в слове отгадке отгадать, где спрятался звук, отгадку вывести на экран, либо картинкой заменить)

- Снова берём конверт с заданием под номером 4

Конверт4: «Отгадайте загадки, в слове отгадке найдите, где спрятался звук «Д»

1) Вот огромный шумный мир.

В нём четыреста квартир,

пять подъездов, домофоны,

Остеклённые балконы. (дом)

2) В морях и реках обитает,

но часто в облаках витает.

А как наскучит ей летать,

на землю падает опять! (вода)

3) Люди ждут меня, зовут,

а приду к ним, прочь бегут(дождь)

- Молодцы, прекрасно справились с заданием 4. Внимание на доску, открываем слово. И это слово «Добрые»

ФИЗМИНУТКА.

«Динамическая пауза»

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

6.Знакомство с буквой согласного звука.

- На письме звуки (д) и (д') обозначаются буквой Д

Буква Д – в числе согласных

И конечно, не напрасно!

Не было б без Д – деревьев,

Декабря, дождей, деревни,

Добрых дум, детей и детства,

Буква Д, тебя приветствуем!

На доску вывешиваю букву Д .

- На что похожа буква Д?

- А теперь пройдите, пожалуйста, за столы и выложите букву Д из счётных палочек палочек.

Молодцы, проходите на свои места.

7.Дидактическая игра «Образуем новое слово»

- А мы берём последний конверт с задание под номером 5.

 Конверт5: « Образуйте новые слова, и проведите звуковой анализ слова»

- Ребята, я вам прочитаю стихотворение,  вам необходимо догадаться, каким словом надо закончить каждую строчку. В русском языке есть слова – родственники. Эти слова близки по смыслу и чем – то похожи друг на друга. Слова родственники в русском языке мы будем называть родственными словами. Как можно узнать родственные слова? ( У всех родственных слов есть общая часть (одинаковая часть, звучат похоже)

Новые слова должны получиться от слова «Дом»

Гном и Дом 
Жил да был  весёлый гном. 
Он в лесу построил … 
Дом. 
Рядом жил поменьше гномик. 
Под кустом он сделал … 
Домик. 
Самый маленький гномишко 
Под грибом сложил… 
Домишко. 
Старый, мудрый гном-гномище 
Выстроил большой … 
Домище.

Был он стар, и был он сед,

И большой был...Домосед.

А за печкой, за трубой

Жил у гнома... Домовой.
Всех встречал  радушный гном, 
Все любили этот … 
Дом

Звуковой анализ слова «ДОМ»

- Сколько слогов в слове дом? (1 слог).

- Назовите все звуки  в слове дом по порядку.

- Назовите первый звук в слове дом.

- Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий)

- Каким цветом его обозначим?

- Какой второй звук в слове дооом?

- Какой это звук? (гласный), обозначим его…(красным)

- Какой 3-ий звук в слове домм?

- Какой это звук? (согласный, твердый, звонкий), обозначим его…(синим)

- Сколько всего звуков в этом слове? (3)

- Сколько гласных звуков, назовите их?

- Сколько согласных звуков, назовите?

- Назовите твёрдые согласные звуки.

- Молодцы, и мы открываем последнее слово. Это слово «Дела»

- Ребята, кто поможет мне и прочитает девиз – пожелание от ваших будущих учителей. Друзья, давайте делать добрые дела!

III. Подведение итогов. Рефлексия.

- Какой звук мы исследовали сегодня?

- Кто сегодня на занятии открыл для себя что-то новое?

- Кому на занятии было интересно?

- Давайте с вами вспомним про записку из шара и дадим себе оценку. На доске висит картинка с изображением домика, если вы считаете, что вы почти готовы для поступления в первый класс, приклеиваем смайлик с улыбкой. Ну а если вы считаете, что вам надо еще немного набраться знаний и подрасти приклеиваем грустный смайлик

- Да, чудесная буква сегодня приходила к нам на занятие. С этого звука начинаются добрые слова: доброта, добро, добрый, дружба, друг, дружелюбный. Вот сколько добрых слов вы узнали.  

- Давайте вернёмся к девизу нашего занятия, скажем его хором.

Друзья, давайте делать добрые дела!

- Что бы в жизни многого достичь, всегда нужно идти дорогою добра.

- Наше занятие окончено, я вас благодарю за вашу активность, за ваши знания.

Давайте в память о нашем занятии я подарю вам вот такие замечательные медальоны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: «Звук и буква «С»

Предлагаю конспект логопедического занятия по обучению грамоте, который сможет помочь в профилактике дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: «Буква [Ч]»

Конспект занятия подготовлен с использованием следующих пособий:Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: Согласный звук [ш], буква Ш...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке и обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: « Знакомство с буквой «Ю» ».

    1). Продолжать закреплять умения детей проводить звуковой анализ слов;2).  Познакомить с гласными буквами «Ю» «ю»;3).  буква «Ю» обоз...

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе тема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамотев подготовительной группетема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»...