Тема. «Звуки р и рь».
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя группа)

Титова (Корчинская) Ольга Игоревна

 

Цель: Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно, в чистоговорках, в словах и предложениях.

Задачи:

- подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуляционную гимнастику;

- добиться правильного звучания изолированного звука в речи ребёнка через игровые приёмы и демонстрацию правильной артикуляции со стороны воспитателя (приём подражания);

- развивать фонематический слух;

- продолжать учить определять наличие звука в слове или его отсутствие;

Оборудование: конверт, карта, мягкая игрушка Чебурашка, светофор, фигурки из шоколадного яйца (машинка, старуха Шапокляк),красивая коробканаборы карточек с предметными картинками.

 

Ход занятия

I. Организационный момент.Стихотворение «Напоминалочка»

Воспитатель:

Говорим всегда красиво:

Тихо и неторопливо.

Ясно, чётко говорим,

Потому что не шумим!

Наши ушки слушают,

Наши глазки смотрят,

Ручки нам помогают,

Ножки нам не мешают.

 

В.: Ребята, сегодня почтальон доставил в д/сад конверт. Нас приглашает на День рождения всем хорошо известный сказочный герой. Отгадайте, кто это?

Этот маленький зверек, 

Не волчонок, не хорек,

В телефонной будке жил,

И со всеми он дружил.

У него большие уши,

И у Гены друг он лучший,

И смешной, как неваляшка,

Кто же это? ...

Д.: Чебурашка.

В.: Молодцы! Верно. Это Чебурашка. Чтобы мы не заблудились в пути, Чебурашка прислал нам дорожную карту, по которой мы будем двигаться.

Показать детям карту.

II. Артикуляционная гимнастика.

Проснулся язычок, вокруг  темно и страшно. Стал он выход искать. В одну щечку постучал, в другую, не открывается. В это время ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать. Язычок спрятался за зубки. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу, а затем верхнюю. Нижняя губа обиделась (оттопырить нижнюю губу). Язычок думает: «Почему зубки такие сердитые?». Решил язычок зубки помыть. Сначала помыл верхние, а потом нижние зубки. Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Спасибо язычок. Мы больше не станем тебя кусать».

 

В.: Ребята, давайте с вами вспомним, как наш язычок научился петь песенку:

- Сердитых гусей: ш-ш-ш-ш-ш…

- Большого жука: ж-ж-ж-ж-ж…

- Водички: с-с-с-с-с…

- Комарика: з-з-з-з-…. 

III. Знакомство со звуком.

В.: Все молодцы! Пора в дорогу.

В: Так как дорога предстоит дальняя, то отправимся мы в путь не пешком, а на автомобиле (на карту поставить маленькую машинку). Давайте научимся петь песенку мотора. Р-р-р-р-р-р

- Когда мы произносим звук «Р», губы растянуты в улыбку.

- Язык находится за передними верхними зубами, когда мы произносим звук «Р».

- При произнесении звука «Р» кончик языка «дрожит».

IV. Развитие фонематического слуха

В.: Слов со звуком  «Р» много. 

Ой, ребята, посмотрите, на пути встал светофор.

Красный глаз его горит –

Ехать дальше не велит!

- Скажите, а в слове Светофор есть звук Р? (Ответы детей)

- Ребята, светофор не включит зеленый свет, пока мы не выполним следующее задание:

а) Чистоговорки:

Ра, ра, ра — вот высокая гора.

Ры, ры, ры — сидит ёжик у норы.

Ро-ро–ро – есть у мальчика ведро

Ру, ру, ру — много ягод наберу.

Ра, ра, ра — дальше нам идти пора.

б) – Следующие задание, я буду  читать стихи, а вы постарайтесь услышать слова со звуком Р: 

Утром присев на зелёном пригорке

Учат сороки скороговорки:

Картошка, картонка, карета, картуз,

Карниз, карандаш, карамель, карапуз.

Дети называют слова со звуком «р».

в) – Следующее задание. Я буду читать слова. А вы, когда услышите слово со звуком «Р», хлопаете в ладоши. Если же в слове нет звука «Р», то не хлопаете. 

Слова: Рыба, лес, ландыш, рубашка, рысь, конфета, шкаф, арбуз, самовар, окно, карандаш, ручка, снег, книга, тетрадь, пакет, мотор, забор, хлеб, печенье, шоколад, зебра, песок, собака, трамвай, автобус, салфетка, воробей.

В.: Посмотрите, ребята, включился зеленый свет! Значит, можно двигаться дальше. 

Знак «Подарок»

В.: Ребята, вы не знаете, что этот знак может обозначать?

Д.: Подарок.

В.: Да, правильно. На День рождения без подарка идти не хорошо. Я предлагаю вам выбрать подарки для Чебурашки.

Раздаю детям наборы карточек с предметными картинками. Дети по очереди называют изображение, определяют, есть ли в названии предмета звук Р. Если есть, кладут картинку в подарочную коробку.

Наборы картинок:

ракета                ромашка                  машина                      барабан

роза                    книга                        карандаши                  пирожное

самокат            ручка                        мороженое                 фотоаппарат

робот                гитара                     шары                             пирамидка

V. Физминутка «Бабочка».

В.: Мы долго путешествовали и вышли на полянку. Давайте превратимся в бабочек. 

Дети выходят на ковер и выполняют движения в соответствии с текстом.

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела

На четыре – полетела.

VI. Автоматизация звука Р в слогах и словах.

В.:Продолжаем движение по дорожке к Чебурашке. 

Воспитатель машинкой демонстрирует движение вперед, сопровождая его вместе с детьми «рычанием». Вскоре вынуждены сделать остановку, так как на пути появляется Старуха Шапокляк (поставить на карту фигурку).

В.: Ребята, вы знаете эту вредную старушку? Она хочет нас запутать, но мы обязательно разберемся с этой путаницей и сможем добраться  до домика Чебурашки. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки в предложениях.

Расцвели на клумбе козы.

В огород забрались розы.

У слона огромный робот.

На заводе сделан хобот.

Ползает у речки мак.

Расцветает в поле рак.

В.: Ребята, вы молодцы! Справились со всеми заданиями на отлично, поэтому  Старуха Шапокляк решила сама освободить дорогу. Двигаемся вперед.

Воспитатель машинкой на карте демонстрирует движение вперед, сопровождая её вместе с детьми «рычанием». Вскоре вынуждена сделать остановку, так как дорога приводит к порогу домику Чебурашки. «Дверь распахивается», и перед взором детей появляется  Чебурашка.

В. и Д.: С Днем рождения, Чебурашка!!!

В.: Ребята, Чебурашка рад, что вы смогли преодолеть все препятствия и поздравить его с Днем рождения. Расскажите Чебурашке с каким звуком вы сегодня знакомились. 

Задание от Чебурашки «Найти слова со звуком Р в стихах».

Рыбки плавали, ныряли

В прятки весело играли.

Роет землю серый крот

Разоряет огород.

Галка села на забор

Грач завел с ней разговор.

VIII. Итог занятия

  • Какой звук сегодня мы закрепляли?
  • С кем и чем мы встречались на пути?
  • Что вам понравилось на занятии?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По обучение грамоте.Тема: «Звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Обобщающее понятие: гласные звуки. Буквы А, О, И, У, Э, Ы.».

Повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [и], [у], [э], [ы] умение слышать звуки в слове в различной позиции: начало, середина, конец слова и голосом выделять звук в слове. Учить придум...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по теме «Звук Р в словах и предложениях» (подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста) «Приключения звука [р] и буквы Р» по сказке К.И. Чуковского «Краденое солнце»

Вид занятия: коррекционно-развивающийЦель: закрепить произношение звука Р в словах и предложениях;- правильное произношение звука «р» в речи;- развитие слухо-произносительных навыков;- развитие функци...

План – конспект занятия из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ". Тема «Звук и буква О. Анализ звуко-буквенных рядов АО, ОА, ОУ, УО».

Коррекционно-образовательные задачи:- учить различать тембр голоса;- уточнить артикуляцию звука О;- учить чётко, утрированно произносить звук О, угадывать его по беззвучной артикуляции, выделять его в...

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...