Конспект ООД по обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

"Буква Э, звук [э]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_e_zanyatie.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия ООД для детей старшего дошкольного  возраста.

Тема: «Звук « э» и буква Э».

Цель: познакомить детей со звуком «э» и буквой Э, дать понятие., что этот звук  - гласный, придумывать слова с этим звуком в трёх позициях, учить составлять слова — отгадки на загадки.

Задачи:

-образовательные:

-познакомить детей со «э» и буквой Э.

 -дать понятие, что «э» - гласный звук.

-придумывать слова с этим звуком в трёх позициях.

-учить составлять слова.

-развивающие:

-развивать у детей мышление: способность к выдвижению гипотезы и построению доказательства.

-развивать умение слушать собеседника, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, точно и полно выражать свои мысли.

-развивать произвольное внимание, память, мелкую моторику.

-развивать умение ставить пред собой задачу, соотносить известное и неизвестное, ставить перед собой учебную задачу и сохранять заданную цель.

-развивать умение работать по образцу.

-формировать у детей волевое качество — саморегуляцию, мобилизовывать силу и энергию.

-укреплять здоровье детей, используя здоровьесберегающие  технологии на занятии (смена динамических поз, физкультминутка).

-воспитательные:

-воспитывать желание учиться, умение создавать личностно-значимые цели, развивать социально-значимую мотивацию.

-воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям и друг другу.

 Ход:

Вводная часть:

(Стук в дверь. Входит заранее подготовленный ребёнок в маске-шапочке, на которой изображён эскимос. Он плачет.)

  •  (Воспитатель) Мальчик, ты кто и почему ты плачешь?
  • Я плачу, потому что я забыл к какой народности я принадлежу. Когда мы с родителями уезжали, я спал на санях, а когда проснулся, то обнаружил, что лежу на снегу и в руках у меня лишь одна рыбка с этим знаком (показывает детям нарисованную рыбку, с обратной стороны которой написана буква «Э»). Пока олени бежали по снежной пустыни, мне снился сон, будто я попал в какое-то незнакомое место, где было много детей. Я рассказал им, что потерялся. И они помогли мне вернуться домой. Они помогли вспомнить название моего народа и познакомились с новой буквой.
  • (Воспитатель) Ну-ка, покажи нам ещё раз свою рыбу. Я знаю, что это за буква. Посмотрите, как она написана (пишет на доске букву Э). Это буква Э (произносит). Сегодня мы с вами должны будем познакомиться с новыми для нас .буквой и звуком Э

Нам предстоит узнать, что это гласный звук (на рыбе Э написана красным цветом,          показывает), придумать слова с этим звуком (в начале, в середине и в конце слова) и научиться составлять слова (отгадки на загадки, которые приснились во сне мальчику-эскимосу). Если все готовы помочь, то давайте начнём.

Воспитатель показывает, как нужно произносить звук «э» (Губы растянуты, как при улыбке; звук образуется при участии средней части спинки языка. Произносить голосом, его можно тянуть, спеть и т. д. Это гласный звук.)

Затем дети придумывают слова, где слышится «э» в трёх позициях:

в начале слова: эхо, этаж, Эдик, экран, экзамен, Элла, Эмма, Эдуард.

в середине: дуэт, поэт.

в конце: алоэ, каноэ (лёгкая спортивная лодка с одним коротким веслом).

  • На что похожа буква Э? (Сравнение Э и С).

Буква э на С дивится,

Словно в зеркало глядится.

Сходство есть наверняка,

Только нету языка.

Это Э:

С открытым ртом

И большущим языком.

  • А теперь отгадайте загадки (мальчик-эскимос загадывает):

Кто со всеми говорит, а самого не видно? (Эхо).

Эхо слышно тут и там -

Эхо ходит по горам.

«Эхо. Спустишься сюда?»

Отвечает эхо: «Да-а-а».

  • Затем коллективное составление слов — отгадок на загадки — из букв большой разрезной азбуки.

               К нам во двор забрался крот,

Роет землю у ворот.

        Тонна в рот земли войдёт,

                                                           Если от раскроет рот.           (Экскаватор).

Что по проводам

В дом приходит к нам?

По ночам, когда темно,

                               Освещает дом оно.          (Электричество).

Физкультминутка.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зелёным лугом.

Крылья пёстрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре,

                                            Полетели, закружились.  (Имитация движений)

Индивидуальная работа по разрезным азбукам.

Составить из букв отгадки на загадки:

На всякий зов даю ответ,

      А ни души, ни тела нет.  (Эхо).

Кто, не учившись, говорит на всех языках? (Эхо).

Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Эскимосы».

ЭСКИМОСЫ
(Описание)

На свете есть земля, где только три месяца бывает лето, а остальное время бывает зима. Зимой дни бывают такие короткие, что только взойдет солнце, тотчас и сядет. А три месяца, в самую середину зимы, солнце совсем не восходит, и все три месяца темно. В этой земле живут люди; их называют эскимосами. Люди эти говорят своим языком, других языков не понимают и никуда из своей земли не ездят. Ростом эскимосы бывают невелики, но головы у них очень большие. Тело у них не белое, а бурое, волосы черны и жестки. Носы у них тонкие, скулы широкие, глаза маленькие. Эскимосы живут в снеговых домах. Они строят их так: набурят из снегу кирпичей и сложат из них дом, как печку. Вместо стекол они вставляют в стены льдины, а вместо дверей они делают длинную трубу под снегом и через эту трубу влезают в свои дома. Когда приходит зима, их дома совсем заносит снегом, и у них делается тепло. Едят эскимосы оленей, волков, белых медведей. Они ловят рыбу в море крючками на палках и сетями. Зверей они убивают из луков стрелами и копьями. Эскимосы едят, как звери, сырое мясо. У них нет льна и пеньки, чтобы делать рубахи и веревки, нет и шерсти, чтобы делать сукно; веревки они делают из жил зверей, а платье — из звериных кож.

Они складывают две кожи шерстью наружу, протыкают рыбьими костями и сшивают жилами. Так же они делают рубахи, штаны и сапоги. Железа у них тоже нет.

Они делают копья и стрелы из костей. Больше всего они любят есть звериный и рыбий жир. Женщины и мужчины одеваются одинаково. У женщин только бывают очень широки сапоги. В эти широкие голенища сапогов они кладут маленьких детей и так носят их.

В средине зимы у эскимосов бывает три месяца темно. А летом солнце совсем не садится, и ночей совсем не бывает.

  • Спасибо, дети! Теперь я вспомнил: я — эскимос. А как мне вернуться домой?
  • Ты должен полететь на самолёте.
  • Спасибо! Тогда я побежал за билетом на самолёт. (Дети желают герою счастливого пути).
  • А наше занятие на этом заканчивается. Итак, давайте ещё раз вспомним, с какой буквой и звуком мы сегодня познакомились. (Буква Э и звук <э>).
  • Скажите, чем отличается буква от звука?  (Букву мы пишем, а звук произносим).
  • Молодцы! Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе "Маленькие грамотеи"

Конспект ООДпо обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»Подготовила:Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории, МОУ Леснополянская Н.Ш. им.К.Д.Ушинского, ЯМР,...

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.

В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей  фонематического  слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...