Знакомство с буквой "З" и звуком [з]
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Цель: познакомить детей со звуком [З] и буквой «З».
I Организационная часть.
- Сегодня, когда я шла на работу, мне рассказали удивительную историю. С одной прекрасной принцессой Златовлаской, которая живёт в волшебном замке, приключилось несчастье. Колдунья Злюка повесила на ворота замка огромный замок. И никто не может помочь прекрасной принцессе открыть этот замок, ведь ключ от него колдунья расколола на части, давайте поможем собрать этот ключ и открыть ворота замка. Ребята, мы с вами такие умелые, столько заданий успели выполнить, давайте попробуем спасти Златовласку и выполним все задания Злюки?
II. Основная часть
1 Задание. Буква «З» и звук [з].
- Вот наше первое задание от Злюки.
- Прослушайте внимательно эти слова:
Замок, зебра, заяц, зонт. Какой звук слышим вначале этих слов? (Звук [з])
- Буква, которая обозначает эти звуки, называется «Зэ»?
- Давайте посмотрим, как выглядит эта буква в наших тетрадях.
«Буква З на В похожа.
Голова, животик тоже.
Только слева без черты
Букву З рисуешь ты»
- А на что еще похожа эта буква? (змея, бараньи рога, замок, крендель и тд).
- Ребята, а чем отличается звук от буквы? (букву мы пишем и видим, а звук произносим)
-Как вы думаете, какой он звук [з]? Согласный или гласный? Как нам можно это проверить? (если он не тянется и не поется, то звук согласный)
- Теперь давайте проверим гласный звонкий или глухой? Как мы можем это сделать? Давайте прикроем руками уши и будем произносить звук [з], и проверим звонкий он или глухой. Дрожат наши руки? (Да) тогда какой это звук? (звонкий).
Ищут звери в зоопарке,
Букву З, в высокой травке,
Айболит всем говорит,
Заяц знает, З звенит.
- А твердый он или мягкий? (твердый) Каким цветом мы его можем обозначить? (синий). А может ли он быть мягким? Давайте назовем его [зь]. Каким цветом его можно обозначить? (зеленым).
«Буква «З» бывает разной
Большой и маленькой
Твердой и мягкой
В тетрадке письменной, а в книжках – печатной»
Чистоговорки:
- Сейчас я вам предлагаю дополнить предложение, все очень просто, попробуем?
За- за – за- зелёные глаза
Зы- зы- зы – не боюсь грозы
Зу – зу- зу- прогоните козу
Зой- зой- зой – мы бежим за стрекозой.
2 задание.
- Давайте теперь воспользуемся нашими тетрадями.
- Посмотрим, где у нас может встречать звук [з]? (В начале, в конце, в середине).
- Ребята, обратите внимание на картинки, как мы можем одним словом назвать предметы? (цветы)
-Давайте назовем эти цветы и определим какая картинка лишняя? (Тюльпан)
- «Тюльпан». Есть в слове звук [з]? (нет). Будем ли мы обводить это слово? (нет)
- Следующее слово («Гвоздика»). Есть в слове звук [з]? (да), а где находится: в начале, в середине или в конце? (в середине). Будем обводить «Гвоздику»? (да). А каким цветом? (синим) Почему? (твердый).
- Следующее слово («Роза»). Есть в слове звук [з]? (да), а где находится: в начале, в середине или в конце? (в начале). Будем обводить «Гвоздику»? (да). А каким цветом? (синим) Почему? (твердый).
- Так что лишнее? (Тюльпан). Почему? (в слове «тюльпан» нет звука [з])
- Предлагаю вам чуть-чуть размяться. Вставайте возле парт.
Физкультминутка «Зайка»
(Проговаривание слов с имитацией движений)
«Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
В барабан он громко бьет.
В чехарду играть зовет.
Лапками вверх, лапками вниз.
На носочки, подтянись!
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок, скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки»
Задание 3. Слоги и слова.
- Вы такие молодцы. Все задания выполнили правильно.
- А теперь попробуем проговорить слоги (за, зо, зы, зу, зэ и тд)
-Сейчас я вам предлагаю назвать слова, которые начинаются на звук [з]. (зебра, заяц, зонт и тд)
- В середине (ваза, коза, фазан и тд)
- И в конце (арбуз, мороз, глаз и тд)
4 Задание. Посчитай звуки.
Посчитайте, сколько раз звук [з] встретится в стихотворении:
За забором зайка скачет,
В лапках букву З он прячет,
Зайка, зайка, выходи,
Деткам букву З верни. (7)
- Давайте вспомним, что мы с вами еще не сделали? (Не написали букву)
-Ребята, мы выполнили все задания, нам Злюка дала схему, где спрятаны обломки ключа! Давайте посмотрим.
-Давайте откроем этот замок и выпустим Златовласку!
III Заключительная часть.
-Дети, вы такие молодцы! Мы спасли Златовласку.
-Вам понравилось занятие? Что показалось сложным? А что понравилось?
-С каким звуком мы познакомились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И
Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" )Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...
Конспект НОД в старшей группе. Образовательная область «Коммуникация» (обучение грамоте) на тему: «Знакомство с согласными звуками «Р», «Р’».
Образовательная область «Коммуникация» (Обучение грамоте).Интеграция образовательных областей: Познание, Социализация. Материал будет полезен воспитателям по обучению грамоте....
Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте по теме: Знакомство с согласным звуком, и буквой «В», экспериментальная деятельность по теме: свойства воды для детей старшей группы.
Цель занятия:Познакомить детей с согласными звуками «В», «В,» и буквой «В»; артикуляция звука положения губ, языка; учить определять место звука в словах в 2-х позициях – в начале и в середине слова. ...
Формирование социальной адаптации детей с нарушением зрения к окружающему миру через знакомство с неречевыми звуками
Для детей с нарушением зрения большое значение имеет развитие и использование слухового анализатора, который при отсутствии зрения является одним из главных в компенсаторной системе.Необходимо целенап...
Перспективное планирование работы по формированию фонематического слуха через знакомство с неречевыми звуками детей с нарушением зрения
Перспективный план и конспекты занятий...
знакомство с новым звуком "Д" и "Дь"
Открытое занятие учителя-логопеда с детьми 6 лет...