Знакомство с буквой "З" и звуком [з]
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Конспект по грамоте. Старшая группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx16.56 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: познакомить детей со звуком [З] и буквой «З».

I Организационная часть.

- Сегодня, когда я шла на работу, мне рассказали удивительную историю. С одной прекрасной принцессой Златовлаской, которая живёт в волшебном замке, приключилось несчастье.  Колдунья Злюка повесила на ворота замка огромный замок. И никто не может помочь прекрасной принцессе открыть этот замок, ведь ключ от него колдунья расколола на части, давайте поможем собрать этот ключ и открыть ворота замка. Ребята, мы с вами такие умелые, столько заданий успели выполнить, давайте попробуем спасти Златовласку и выполним все задания Злюки?

II. Основная часть

1 Задание. Буква «З» и звук [з].

- Вот наше первое задание от Злюки.

- Прослушайте внимательно эти слова:

Замок, зебра, заяц, зонт. Какой звук слышим вначале этих слов? (Звук [з])

- Буква, которая обозначает эти звуки, называется «Зэ»?

- Давайте посмотрим, как выглядит эта буква в наших тетрадях.

«Буква З на В похожа.

Голова, животик тоже.

Только слева без черты

Букву З рисуешь ты»

- А на что еще похожа эта буква? (змея, бараньи рога, замок, крендель и тд).

- Ребята, а чем отличается звук от буквы? (букву мы пишем и видим, а звук произносим)

-Как вы думаете, какой он звук [з]? Согласный или гласный? Как нам можно это проверить? (если он не тянется и не поется, то звук согласный)

- Теперь давайте проверим гласный звонкий или глухой? Как мы можем это сделать? Давайте прикроем руками уши и будем произносить звук [з], и проверим звонкий он или глухой. Дрожат наши руки? (Да) тогда какой это звук? (звонкий).

Ищут звери в зоопарке,
Букву З, в высокой травке,
Айболит всем говорит,
Заяц знает, З звенит.

- А твердый он или мягкий? (твердый) Каким цветом мы его можем обозначить? (синий). А может ли он быть мягким? Давайте назовем его [зь]. Каким цветом его можно обозначить? (зеленым).

«Буква «З» бывает разной

Большой и маленькой

Твердой и мягкой

В тетрадке письменной, а в книжках – печатной»

Чистоговорки:

- Сейчас я вам предлагаю дополнить предложение, все очень просто, попробуем?

За- за – за- зелёные глаза

Зы- зы- зы – не боюсь грозы

Зу – зу- зу- прогоните козу

Зой- зой- зой – мы бежим за стрекозой.

2 задание.

- Давайте теперь воспользуемся нашими тетрадями.

- Посмотрим, где у нас может встречать звук [з]? (В начале, в конце, в середине).

- Ребята, обратите внимание на картинки, как мы можем одним словом назвать предметы? (цветы)

-Давайте назовем эти цветы и определим какая картинка лишняя? (Тюльпан)

- «Тюльпан». Есть в слове звук [з]? (нет). Будем ли мы обводить это слово? (нет)

- Следующее слово («Гвоздика»). Есть в слове звук [з]? (да), а где находится: в начале, в середине или в конце? (в середине). Будем обводить «Гвоздику»? (да). А каким цветом? (синим) Почему? (твердый).

- Следующее слово («Роза»). Есть в слове звук [з]? (да), а где находится: в начале, в середине или в конце? (в начале).  Будем обводить «Гвоздику»? (да). А каким цветом? (синим) Почему? (твердый).

- Так что лишнее? (Тюльпан). Почему? (в слове «тюльпан» нет звука [з])

- Предлагаю вам чуть-чуть размяться. Вставайте возле парт.

Физкультминутка «Зайка»

(Проговаривание слов с имитацией движений)

«Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

В барабан он громко бьет.

В чехарду играть зовет.

Лапками вверх, лапками вниз.

На носочки, подтянись!

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок, скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки»

Задание 3. Слоги и слова.

- Вы такие молодцы. Все задания выполнили правильно.

- А теперь попробуем проговорить слоги (за, зо, зы, зу, зэ и тд)

-Сейчас я вам предлагаю назвать слова, которые начинаются на звук [з]. (зебра, заяц, зонт и тд)

- В середине (ваза, коза, фазан и тд)

- И в конце (арбуз, мороз, глаз и тд)

4 Задание.  Посчитай звуки.

Посчитайте, сколько раз звук [з] встретится в стихотворении:

За забором зайка скачет,

В лапках букву З он прячет,

Зайка, зайка, выходи,

Деткам букву З верни. (7)

- Давайте вспомним, что мы с вами еще не сделали? (Не написали букву)

-Ребята, мы выполнили все задания, нам Злюка дала схему, где спрятаны обломки ключа! Давайте посмотрим.

-Давайте откроем этот замок и выпустим Златовласку!

III Заключительная часть.

-Дети, вы такие молодцы! Мы спасли Златовласку.

-Вам понравилось занятие? Что показалось сложным? А что понравилось?

-С каким звуком мы познакомились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" )Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...

Конспект НОД в старшей группе. Образовательная область «Коммуникация» (обучение грамоте) на тему: «Знакомство с согласными звуками «Р», «Р’».

Образовательная область «Коммуникация» (Обучение грамоте).Интеграция образовательных областей: Познание, Социализация. Материал будет полезен воспитателям по обучению грамоте....

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте по теме: Знакомство с согласным звуком, и буквой «В», экспериментальная деятельность по теме: свойства воды для детей старшей группы.

Цель занятия:Познакомить детей с согласными звуками «В», «В,» и буквой «В»; артикуляция звука положения губ, языка; учить определять место звука в словах в 2-х позициях – в начале и в середине слова. ...

Формирование социальной адаптации детей с нарушением зрения к окружающему миру через знакомство с неречевыми звуками

Для детей с нарушением зрения большое значение имеет развитие и использование слухового анализатора, который при отсутствии зрения является одним из главных в компенсаторной системе.Необходимо целенап...

знакомство с новым звуком "Д" и "Дь"

Открытое занятие учителя-логопеда с детьми 6 лет...