Конспект логопедического занятия «Путешествие в мир звуков»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Цели:

1.   Закрепление понятий «звук», «гласный», «согласный».

2.     Закрепление правильного произношения звуков Т-ТЬ, Д-ДЬ изолированно, в слогах, словах и фразовой речи.

3.     Развитие фонематического слуха: выделять неречевые звуки.

4.      Развитие навыков звукового анализа: выделять гласный звук в середине слова, закреплять умение правильно называть первый согласный звук в словах, закреплять умение различать и правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuki_t-d.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение 

«Детский сад комбинированной направленности №5»

города Сосновоборска

  1. Конспект логопедического занятия
  2.  «Путешествие в мир звуков»

Конспект подготовила:
учитель- логопед   Семкина Оксана Геннадьевна

 

Цели:

  1. Закрепление понятий «звук», «гласный», «согласный».
  2. Закрепление правильного произношения звуков Т-ТЬ, Д-ДЬ изолированно, в слогах, словах и фразовой речи.
  3. Развитие фонематического слуха: выделять неречевые звуки.
  4.  Развитие навыков звукового анализа: выделять гласный звук в середине слова, закреплять умение правильно называть первый согласный звук в словах, закреплять умение различать и правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ.

5. Формирование интереса к речевой деятельности, самостоятельности, инициативы в решении познавательных задач.

Оборудование: игрушка би-ба-бо, изображающая старичка  «Эхо», карточки с изображением предметов для выделения гласных звуков (лук, дом, сок, сыр, слон, дым, мак, рак по количеству детей), зеркала, тетради «От слова к звуку» Е.В.Колесникова, синие и зеленые карандаши

Ход занятия

1.Организационный момент.

- Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

- Дети, мы с вами живём в мире звуков. Кругом и всегда, где бы мы ни были, что бы мы не делали,  нас окружают звуки. И сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в мир звуков.

2. Артикуляционная гимнастика

- Чтобы подготовиться к путешествию мы, как обычно, подготовим язычок к работе, сделаем гимнастику.

- Улыбка

- Трубочка

- Чередование улыбка-трубочка

- Иголочка

- Лопаточка

- Качеля

3. Развитие фонематического восприятия 

- Отправляемся в путешествие на поезде.

Игра «Поезд»
Дети становятся друг за другом, имитируя поезд, и в сопровождении музыки исполняют песенку хором.

Песенка друзей.
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Весёлые друзья!
Нам весело живётся,
Мы песенку поём,
А в песенке поётся 
О том, как мы живём.
Красота! Красота!
Мы везём с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьянку, попугая-
Вот компания какая!


- Остановимся на полянке.

- Сейчас я взмахну «волшебной палочкой» и мы окажемся в лесу. Какие звуки можно здесь услышать? (шелест листьев, скрип деревьев, пение птиц, крик животных и пр.)

- А теперь «волшебная палочка» перенесет нас на улицу города. Какие звуки мы можем услышать в городе? (сигнал машины, речь людей, шум проезжающих машин и пр.)

- И вот я в третий раз взмахнула «волшебной палочкой» и мы вновь очутились в нашей группе. Какие звуки мы слышим здесь? (шум воды, тиканье часов, скрип стульев и пр.)

3. Развитие навыков звукового анализа

Вдруг из-за ширмы раздается плачь: ы-ы-ы-ы-ы-ыыыы

- А это что за звук? (плачь)

- Кто же это плачет? И почему? Откуда раздается этот звук? (дети указывают на источник звука – ширму)

- Давайте подойдем к ширме и узнаем, кто это плачет (дети вместе с логопедом подходят к ширме)

- Кто здесь?

Из-за ширмы появляется игрушка би-ба-бо, изображающая старичка  «Эхо».- Это я, Эхо.

- А почему ты плачешь? (Плачу я потому, что потерялись мои любимые звуки).

- А что это за звуки?

- Я не помню. Знаю лишь, что они

«…тянутся песенкой звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В тёмном лесу звать и аукать

И в колыбельке сестрёнку баюкать,

Но не умеют свистеть и рычать…» (отрывок из стихотворения В.Берестова)

- Дети, о каких же звуках рассказало нам Эхо? (о гласных)

- Что мы знаем про гласные звуки? (когда мы произносим гласные звуки, воздух выходит свободно)

- Давайте поможем Эхо найти и вернуть пропавшие гласные звуки!

Игра «Найди гласный звук»

Перед ширмой на столе разложены картинки с изображением предметов. Дети по очереди берут любую карточку, произносят слово, обозначающее этот предмет и выделяют гласный звук.

- Катя, что у тебя нарисовано? Произнеси это слово плавно, протягивая гласный звук. (До-о-о-ом)

- Какой гласный звук спрятался в этом слове? (В этом слове спрятался гласный звук «о»)

- Дети, у кого еще изображены предметы в названиях которых спрятался гласный звук «о»? (2-3 человека «пропевают» свои слова, выделяют гласный звук).

- Давайте вернём Эхо первый найденный гласный звук!

Дети хором произносят звук «о», Эхо его подхватывает.

Аналогично со всеми картинками  - дети находят звуки а, о, у, и, ы. Когда эта работа закончена Эхо вновь начинает плакать.

- Эхо, а сейчас ты почему плачешь? (Вы не вернули мне мой самый любимый звук! Он спрятался в моем имени)

- Дети, какой же гласный звук мы не нашли. Давайте пропоём имя Эхо. (Дети пропевают: «Э-э-э-э-эхо» и выделяют звук «э»)

Эхо благодарит детей - О! О! О! Спасибо вам большое! Вы вернули мне мои звуки! Вы такие грамотные все звуки знаете!

- Эхо, но ведь это не все звуки, мы еще знаем.

- Ребята, какие еще бывают звуки, кроме гласных? (согласные)

- Что мы знаем про согласные звуки? (когда мы произносим согласные звуки воздух встречает преграду)

- Какие вы знаете согласные звуки? (Т, Д, П, Б)

- Эхо мы и сегодня будем играть с согласными звуками, оставайся с нами.

4. Дифференциация звуков Т-ТЬ, Д-ДЬ

- Ребята, какой звук приходил к нам в гости на прошлом занятии? (Т)

- Что мы узнали про этот звук? (согласный, твердый, глухой)

- Вспомните, какой у звука Т есть парный звонкий звук? (Д)

- Что мы знаем о звуке Д? (согласный, твердый, звонкий)

Дидактическая  игра "Будь внимателен"

- Я буду называть звуки, а вы как услышите звук Д, хлопаете в ладоши звонко-звонко, а как услышите звук Т, «пошуршите» ладошками: с, з, д, к, т, п, д, г, т, к, д, сом, кот, дар, рак, так, дом, лак, дыра. 

- Молодцы, у вас внимательные ушки, наверное, и язычки послушные!

Игра «Подскажи словечко»

Дети договаривают последнее слово в чистоговорках, интонационно выделяя звуки  Т-Д.

Та-та-та – горячая (плита),

Да-да-да – на улице (вода),

Ту-ту-ту – пол я (подмету),

Ду-ду-ду – я домой (иду),

Ты-ты-ты – зелёные (кусты),

Ды-ды-ды – в реке много (воды).

- Ребята, почти у всех согласных твердых звуков есть «младшие братишки» - мягкие звуки.

- Назовите мягкие парные звуки для звуков Т и Д. (ТЬ, ДЬ)

- Давайте покажем дедушке Эхо, как мы научились их различать и не путать.

Дети проходят за столы и открывают тетради.

Игра «Найди и обведи» (Задание 1 стр.56 тетрадь «От слова к звуку» Е.В.Колесникова)

- Обведите синим карандашом предметы, в названии которых первый звук твердый. Какие предметы обвели и почему? (Дудочку, потому что первый звук в слове дудочка - твердый согласный Д, тарелку, потому что первый звук в слове тарелка - твердый согласный Т)

- Обведите зеленым карандашом предметы, в названии которых первый звук мягкий.

- Какие предметы обвели и почему? (Дерево, потому что первый звук в слове дерево - мягкий согласный ДЬ, телевизор, потому что первый звук в слове телевизор - мягкий согласный ТЬ)

5. Итог

- Наше путешествие подошло к концу, мы помогли дедушке Эхо и показали ему, что мы знаем о согласных звуках.

- Давайте подарим дедушке Эхо слова с согласными звуками Т-ТЬ, Д-ДЬ.

Дети называют слова и определяют, какой звук в этом слове.

- Можно возвращаться в детский сад на нашем веселом поезде.

Игра «Поезд»
Дети становятся друг за другом, имитируя поезд, и в сопровождении музыки исполняют песенку хором.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-логопедическое занятие «Путешествие на воздушном шаре. Звуки С – З – Ш - Ж».

Конспект группового музыкально-логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы. Разработан по авторской программе коррекции речевой функциональной системы с использованием валеологи...

Конспект логопедического занятия "Путешествие на планету Маленьких слов"

Конспект итогового логопедического занятия с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, старшая группа....

Конспект логопедического занятия "Путешествие в сказку "Как лебедь остался один".

Конспект логопедического занятия "Путешествие в сказку "Как лебедь остался один" по Нищевой по развитию речи с использованием музыкального сопровождения. Занятие интегрированное....

Конспект логопедического занятия "Путешествие по звуковой полянке"

   Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы  "Путешествие по звуковой полянке"...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Путешествуем по Азбуке" (автоматизация звука [Ж])

Представлен конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ж]....

Игровое логопедическое занятие "Путешествие по сказкам. От звука к рассказу"

Сценарий занятия для дошкольников с ТНР в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с целью дифференциации звуков Л и Ль в слогах, словах и фразах через использование современной и...

Сценарный план индивидуального логопедического занятия "Путешествие по сказкам" (Автоматизация звука "Л" )

Занятие  в минигруппах (2-3 ребенкасо сходным этапом коррекции) построено в игровой форме с использованием современной образовательной технологии "Универсальные логопедические игры с картинк...