Буква и звук «Я»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Цель: закрепить понятие о букве Я

Задачи: познакомить детей с буквой Я, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный образ буквы, развивать фонематический слух, память, внимание.

Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки и карандаши, неваляшки, фломастеры для работы у доски

I. Организационный момент

Воспитатель: Ребята сегодня мы познакомимся с буквой Я

Это второй хитрый звук при произношении получается не один, а два звука [а] и [йа].

Я обозначает звуки [а] и [йа],

Два звука эта буква обозначает в следующих позициях:

- в начале слова (яблоко)

- после мягкого знака (обезьяна)

- после твердого знака (объявление.)

- после гласной буквы (большая.)

Воспитатель: Сегодня к доске пойдет у нас Женя.

II. Основная часть. (Работа в тетради Елена Астафьева: Играем, читаем, пишем. Рабочая тетрадь № 2. ФГОС)дети пишут букву Я, разукрашивают крышу домика и неваляшку красным цветом,, в кармане пишут букву Я.)

1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»

Цели: закрепить знания об изученных звуке и букве; учить выбирать правый и левый парадный домик, отсчитывать этажи по порядку, начиная снизу; объяснить выбор своего решения, опираясь на знания о букве.

Воспитатель: какую неваляшку выбираем?

Женя: красную со звездочкой

Воспитатель: почему красную со звездочкой?

Женя: Потому что буква Я, смягчает согласные и она при произношении имеет два звука [йа].

Воспитатель: Правильно, берём с кармана хозяйки цветную букву Я и поселяем ее справа в пятом этаже, рядом с буквой А. А теперь, выполняем задания в своих тетрадях.

Воспитатель: Женя определи место заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце слова); Объясни, почему ты написал букву именно этим цветом

Женя:

Яблоко Я гласная, находиться в начале слова, пишем красным цветом

Капля Я гласная, находиться в конце слова, пишем красным цветом

Мяч Я гласная, находиться в середине слова, пишем красным цветом

Воспитатель: - Сам нарисуй предметы (в пустых клетках справа); - Покажи на схеме под каждой картинкой место буквы в слове и дай характеристику

Женя:

Яна Я-гласная, находиться в начале слова, пишем красным цветом

Лягушка Я-гласная, находиться в середине слова, пишем красным цветом

Змея Я -гласная, находиться в конце слова, пишем красным цветом

Воспитатель: молодцы ребята, все справились

2. Игровое упражнение «Продолжи по образцу»

Цели: закрепляем знания о звук и букве. Тренируем зрительную память ребенка

Воспитатель: Рассмотрите эту букву, выделите элементы написания буквы.

-На что похожа буква Я?

Напишите букву Я в воздухе, в тетради

3. Упражнение «Продолжи орнамент»

Цель: продолжить по образцу; развивать зрительную память

4. Упражнение «Закончи рисунок»

Цель: развивать моторику рук

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Презентации к занятиям по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "И", "Звук и буква "Г"

Материал для педагогов, пользующихся в работе методическим пособием Е.О.Астафьевой "Играем, читаем, пишем"...