Картотека дидактических игр и упражнений "Развитие слогового анализа и синтеза"
картотека по обучению грамоте

Румянцева Елена Николаевна

Слоговой анализ и синтез предполагает умение делить слово на составляющие его слоги. Это имеет большое значение для усвоения навыков письма. Кроме того, слоговой анализ помогает более эффективно овладеть звуковым анализом слова. Слово делится на слоги, затем слог, являющийся более простой единицей, делится на звуки. При формировании навыков слогового анализа и синтеза работа начинается со вспомогательных приёмов (отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество). Затем опираясь на умение выделять гласные звуки в слове, дети усваивают основное правило слогоделения: в слове столько слогов, сколько гласных.

Степень сложности слогового анализа зависит от характера слогов. Детям легче выделить открытые слоги, так как в них звуки более тесно слиты в произношении, чем в обратных и закрытых. Закрытый слог труднее в произносительном плане, так как звуки менее слиты в произношении и более независимы друг от друга. 

В процессе формирования слогового анализа и синтеза важно

учитывать этапность формирования умственных действий. Вначале

работа ведется с опорой на вспомогательные средства, материализацию

действия. В дальнейшем слоговой анализ и синтез осуществляется в плане

громкой речи. На последующих этапах работы становится возможным

перенос этого действия во внутренний план, осуществление его на основе

слухопроизносительных представлений.

Закрепление навыков слогового анализа и синтеза может проводиться с использованием следующих игр и упражнений в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka-slogovoy_analiz_i_sintez.docx17.44 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр и упражнений.

Развитие слогового анализа и синтеза.

Слоговой анализ и синтез предполагает умение делить слово на составляющие его слоги. Это имеет большое значение для усвоения навыков письма. Кроме того, слоговой анализ помогает более эффективно овладеть звуковым анализом слова. Слово делится на слоги, затем слог, являющийся более простой единицей, делится на звуки. При формировании навыков слогового анализа и синтеза работа начинается со вспомогательных приёмов (отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество). Затем опираясь на умение выделять гласные звуки в слове, дети усваивают основное правило слогоделения: в слове столько слогов, сколько гласных.

Степень сложности слогового анализа зависит от характера слогов. Детям легче выделить открытые слоги, так как в них звуки более тесно слиты в произношении, чем в обратных и закрытых. Закрытый слог труднее в произносительном плане, так как звуки менее слиты в произношении и более независимы друг от друга.  

В процессе формирования слогового анализа и синтеза важно

учитывать этапность формирования умственных действий. Вначале

работа ведется с опорой на вспомогательные средства, материализацию

действия. В дальнейшем слоговой анализ и синтез осуществляется в плане

громкой речи. На последующих этапах работы становится возможным

перенос этого действия во внутренний план, осуществление его на основе

слухопроизносительных представлений.

Закрепление навыков слогового анализа и синтеза может проводиться с использованием следующих игр и упражнений в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Название

Цель

Оборудование

Ход

«Чудесный мешочек»

Развитие умения делить слова на слоги.

Мешочек из пестрой ткани с различными предметами,

в названиях которых два-три слога.

Дети по очереди вынимают из мешочка предмет и называют его. Слово повторяется по слогам. Игра идет как соревнование. Каждом игроку за правильный ответ дается фишка.

«Молчанка»

Развитие умения определять количество слогов в слове.

Карточки с цифрами 1, 2, 3.

Воспитатель называет слово, а дети поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слоге. Подбор слов может быть произвольным и тематическим.

«Потерянный слог»

Развитие умения подбирать слова по одному заданному слогу.

Кубики

Дети составляют слова, подбирая к любому из данных слогов первый или последний слог. За каждое правильно названное слово ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто больше всех набрал фишек.

«Поезд»

Развитие умения подбирать слова с заданной слоговой схемой.

Поезд с вагончиками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов.

Детям предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов.

«Пирамида»

Развитие умения анализировать слоговой состав слова.

Набор предметных картинок.

Детям предлагается расположить картинки в заданной последовательности: одно вверху – с односложным словом, два в середине – с двухсложными словами, три внизу – с трёхсложными словами.

«Магазин»

Развитие умения анализировать слоговой состав слова.

Набор предметных картинок, монетки.

Детям предлагается купить «товар». Для этого дети должны заплатить такое количество «монет», сколько слогов

названии этого предмета.

«Картинки-половинки»

Развитие умения составлять слова из двух слогов.

Набор картинок, разрезанных пополам, с изображением

предметов, в названии которых есть два слога.

Воспитатель называет первый слог и показывает

картинку, ребенок находит вторую половинку и произносит второй слог. Ребенок повторяет слово,

показывая каждую часть, называя количество слогов.

«Цепочка»

 

Развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.

Мяч.

Воспитатель называет двухсложное слово. Ребенок определяет последний слог и подбирает слово, которое начинается с этого слога и т.д. (Например, ок-но, но-ра, ра-ма и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития фонематического и слогового анализа и синтеза слов

В презентации представлена система работы над формированием умения выполнять звуко-слоговой анализ слов у дошкольников  с ОНР. Этапы работы сопровождаются методическим обеспечением....

Формирование у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи навыков чтения посредством использования звукового и слогового анализа и синтеза

Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деят...

Система работы по формированию звуко – слогового анализа и синтеза слова.

В основе обучения грамоте лежит аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха ребёнка и умение заменить фонемы соответствующими буквами....

Слоговая структура слова.Развитие слогового анализа и синтеза слов.Виды нарушений слоговой структуры слова.

1) Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе.2) Первые слова аномальной детской речи.3) Типы нарушений слоговой структуры слова.4) Этапы коррекционной работы по устранению нарушений слоговой ...

Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, работа над слоговой структурой слова на материале лексической темы «Правила дорожного движения».

Приводятся упражнения и задания для формирования навыков звуко-слогового анализа и синтеза, которые, как и собственно,  навык чтения, формируются только в условиях целенаправленного обучения....

Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, работа над слоговой структурой слова на материале лексической темы «Правила дорожного движения».

Приводятся упражнения и задания для формирования навыков звуко-слогового анализа и синтеза, которые, как и собственно,  навык чтения, формируются только в условиях целенаправленного обучения....