Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Буква [ф], звук [ф]»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Хамзина Лилия Шарифнуровна

Цель: познакомить детей со звуком [Ф]буквой Ф.

Задачи:

1. Формировать правильную артикуляцию звука [Ф], знания об акустических особенностях.

2. Закрепить умение использовать условные обозначения согласных и гласных звуков.

3. Способствовать развитию фонематического слуха, восприятия.

4. Продолжать учить составлять слова из букв разрезной азбуки.

5. Развивать мелкую моторику пальцев рук, графомоторные навыки.

6. Воспитывать положительную мотивацию.

Оборудование: CD- проигрыватель, магнитная доска, картинки, разрезные азбуки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Буква [ф], звук [ф]»

Цель: познакомить детей со звуком [Ф]буквой Ф.

Задачи:

1. Формировать правильную артикуляцию звука [Ф], знания об акустических особенностях.

2. Закрепить умение использовать условные обозначения согласных и гласных звуков.

3. Способствовать развитию фонематического слуха, восприятия.

4. Продолжать учить составлять слова из букв разрезной азбуки.

5. Развивать мелкую моторику пальцев рук, графомоторные навыки.

6. Воспитывать положительную мотивацию.

Оборудование: CD- проигрыватель, магнитная доска, картинки, разрезные азбуки.

Ход.

Ребята, вы любите сюрпризы?

Сегодня на занятии нас ждет много всего интересного. Готовы? Я предлагаю вам закрыть глаза и посчитать до 8./педагог надевает цилиндр и накидку/

- Угадайте, кто я? - Фокусник!

- Кто такой фокусник? Человек, который показывает фокусы. /педагог выставляет картинку на доску/

- Посмотрите – у меня есть волшебный сундучок, в котором спрятались слова. Хотите посмотреть?

- Ай-яй-яй! Вот тебе и волшебный сундучок! Что там? Шарики! Все мои слова спрятались в шарики. Что делать? Помогите мне их найти.

Пальчиковая гимнастика в кругу с использованием шариков Су-джок.

Задание: у кого синий шарик – нужно придумать слова, в названии которых первый звук согласный; у кого красный шарик – первый звук гласный.

- Молодцы! /дети садятся на места/

- Что у меня в руках? - Фотоаппарат! - Человеку какой профессии он нужен? (фотографу)./педагог выставляет картинку фотографа/

- Скажите, какой первый звук мы слышим в словах ФОТОГРАФ, ФОТОАППАРАТ, ФОКУСНИК, ФОКУС? - [Ф]

- Давайте произнесем этот звук.

- Как вы считаете, этот звук гласный или согласный? (согласный)

- Почему?

Воздух встречает преграду (верхние зубы и нижняя губа, не поется, произносится отрывисто.

Что делают губы, зубы и язык, когда произносят звук [Ф]? Нижняя губа слегка прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята; верхние зубы видны, нижние закрыты нижней губой, язык внизу.

Звук [Ф] – глухой или звонкий? Горлышко спокойно, не дрожит.

/воспитатель предлагает произнести звук [Ф] спокойно, тихо, громко/

- Каким цветом будем обозначать звук [Ф](синим). Почему? (он твердый)

- А как вы думаете, может звук [Ф] быть мягким? Давайте попробуем произнести этот звук мягко. [Ф`]. Значит, этот звук в словах может быть и твердым, и мягким.

Итак, звук [Ф] – согласный, глухой, может быть твердым [Ф] и мягким [Ф`]. Сегодня звук [Ф] в синей рубашке потому, что он твердый. Прячется он в букве Ф. /воспитатель выставляет букву/

- Сейчас я вам предлагаю стать фокусниками! Выложите на столе букву Ф

- На что похожа буква Ф?  дети называют, предлагают свои варианты/

- А еще эта буква похожа на каждого из вас! Не верите? Встаньте, поставьте руки на пояс, повернитесь друг к другу, к гостям – вы стали похожи на букву Ф.

- Молодцы!

- А для того, чтобы запомнить новую букву, давайте мы ее сфотографируем.

/работа с лабиринтом/

- Что нам для этого нужно? Фотоаппарат. – Вот и фотоаппарат пригодился.

Вам нужно провести дорожку от фотоаппарата до большой буквы Ф, пройдя весь путь только по маленьким буквам Ф. /показ воспитателя на доске.

Дети работают за столами, звучит аудиозапись «Маленький принц». Тем, кто быстро справился, педагог предлагает раскрасить букву, фотоаппарат/.

- Молодцы! Спасибо!

Гимнастика для глаз «Футбол»

- Выполняем упражнение для того, чтобы глаза отдохнули. Следите за мячом.

- В какую игру играют таким мячом? (в футбол). Кто играет в футбол? (футболист)

/педагог выставляет картинки/

- Вот бы нам такой мяч, но настоящий, футбольный. Есть у меня еще один фокус, но не уверена, что получится. Вы мне поможете?

Надо произнести волшебные слова:

Фа-фа-фа – в лесу живет дрофа,

Фу-фу-фу – мы видели дрофу,

Фы-фы-фы – видели птенцов мы у дрофы

/говорят тихо – громко, девочки – мальчики. Кладем мячик в волшебную шкатулку, произносим слова, открываем – в шкатулке лежат картинки, в названии которых есть звук [Ф]/.

- Фокус не удался, но ничего страшного. Давайте позвоним настоящему фокуснику – пусть он нам поможет. /воспитатель набирает телефон фокусника/. А пока мы его ждем, давайте попробуем выложить слово ФОКУС из букв. /воспитатель раздает карточки с изображением буквы Ф/

- Молодцы!

Сюрпризный момент.

Приход фокусника.

Диалог с детьми и педагога: дети просят превратить маленький игрушечный мяч в настоящий. Фокусник соглашается, но просит детей помочь ему.

Фокус 1 – превращает игрушечный мяч в настоящий.

Фокусник обращает внимание на шкатулку, открывает ее - видит, что она пустая и спрашивает детей: - Хотите еще фокус?

Фокус 2 – «Волшебные пилюли»

(дети произносят «волшебные слова) – чистоговорку со звуком [Ф], волшебник дарит детям фишки .

Педагог благодарит фокусника, детей за интересное занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «А» и буквой «А»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «А» и буквой «А»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Буква и звук А".

В конспекте сказочный герой знакомит с новой буквой, дети дают характеристику звуку, подбирают слова с буквой А, выкладывают букву из палочек....

Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы, тема: «Согласный звук "Р" (Р’). Буква "Р"»

Познакомить со звуком Р. Закреплять умения детей на слух определять место звука в словах. Расширять словарный запас детей, составление предложений. Развивать фонематический слух детей....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «У» и буквой «У»

Цели занятия:Коррекционно-образовательные:- вырабатывать навык четкого произношения звука «у»;-  учить выделять звук «у» из ряда гласных;- формировать умение согласовывать...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «У» и буквой «У»

Цели занятия:Коррекционно-образовательные:- вырабатывать навык четкого произношения звука «у»;-  учить выделять звук «у» из ряда гласных;- формировать умение согласовывать...

03.02.2020 Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: Звук «О», буква «О»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: Звук «О», буква «О»...