Занятие по обучению грамоте. знакомство с буквой "З"
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)

Иваничева Светлана Юрьевна

Игровое занятие, где дети знакомятся с буквой "З" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_og.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 79»

муниципального образования города Братска

Конспект

непосредственной образовательной

деятельности по обучению грамоте

 на тему: «Золушка готовиться в школу»

 для детей старшего возраста.

Составила:

воспитатель 1 квалификационной категории

Иваничева С.Ю.

г. Братск, 2018г.

Цель – Развитие фонематических процессов, работа по развитию речи, обучение первоначальному чтению и печатанию букв.

Задачи:

Обучающие

  • Совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (мягкий, твердый, глухой, звонкий); место звука в слове; делить слова на слоги, определяя количество слогов;
  • Уточнять произношение звуков [З], [З’], закреплять умения проводить звуковой анализ, давать характеристику звуков.

Развивающие

  • развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, внимание, память;
  • развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом;

Воспитывающие

  • создать хорошее настроение;
  • воспитывать чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе;
  • поощрять активность и самостоятельность.

Формы организации

  • работа по подгруппам,
  • в парах,
  • совместная деятельность педагога с детьми
  • самостоятельной деятельности детей

Методы:

  • социоигровой
  • игровой

Приёмы: 

  • наглядный,
  • практическая деятельность детей,
  • вопросы к детям,
  • активизация словаря

Материалы и оборудование:

Ноутбук, телевизор, контейнер с гречкой, карточки с изображением фасоли и гороха, решетки на 5 звуков, фишки зеленого, синего, красного цветов, гласные буквы, ручки по количеству детей, пуговицы с написанными буквами: 5 – З. 5 – гласные, соединенные лентами.

I. Вводная часть 

а) Слушание песни

б) Разговор о Золушке, выявление проблемы и способов ее решения

II. Основная часть 

а) Звуко-буквенный анализ слов

б) Правописание гласных букв с согласными

в) физическая минутка;

г) Составление предложений и записывание их схемами;

д) Знакомство с буквой З;
е) дидактическая игра «Доскажи словечко»

III. Заключительная часть

а) обобщение воспитателя.

б) анализ НОД

Ход НОД:
I. Вводная часть
 

Звучит песня «Золушка»

Воспитатель: Ребята слышите, кто же это поет?

Дети:  Золушка.

Воспитатель: У нее грустный голос. Как вы думаете, почему?

Дети:  Неужели, мачеха и сестры опять обидели ее? Не взяли на бал? Заставили работать?

Воспитатель: Сегодня сестры Золушки идут в школу, а ее не  берут с собой. Оставили ей заданий-поручений. Говорят, ты ничего не умеешь, букв не знаешь. Бедная Золушка, чем же помочь ей?

II. Основная часть 

Воспитатель: вот первое задание. Золушка, разбери зерно. 

Воспитатель: Ребята, возьмите одну из картинок. У кого горох подойдите к этому столу, выберите лидера. У кого фасоль – к этому. Лидеры, подойдите ко мне за заданием.

Дети в чашке с гречкой берут по карточке, на которой нарисованы горох и фасоль. Объединяются в  компании и проводят звуковой анализ слова самостоятельно, объясняют выбор карточек, дают характеристику звуков. Затем гласные звуки заменяют буквами.

На экране появляются две чаши с разобранным зерном.

Воспитатель: С первым заданием справились, и золушка узнала, какие звуки есть в словах

Воспитатель:  А вот и второе задание. Срезать розы в саду и составить букеты.

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые розы вырастила трудолюбивая Золушка. И розы не обычные, с буквами. Думаю, вы уже догадались, как составить букеты. Кто первый?

Дети:  Роза с буквой А – в синюю вазу, потому что А пишут после твердого согласного звука.

На экране розы с гласными буквами. Дети называют букву и в какую вазу их поставить, синюю или зеленую. (распределить гласные по мягким и твердым согласным.)

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, от Золушки. И букеты собрали, и правило повторили. Тогда продолжим, третье задание:  Расставить зонтики на места. Подойдите к экрану.

На экране схема предложения, вместо одного из слов – картинка с зонтиком

Воспитатель: Внимательно посмотрите на схему, подумайте и составьте предложение.

        .

Воспитатель: Это было сложное задание, но вы справились. Вот еще одно задание Золушка, угадай букву и выучи ее.

Воспитатель: послушайте слова, которые мы услышали сегодня: Зззолушка, зззерно, розззы, зззонт.

Какой звук вы услышали?

В каком слове твердый звук?

Мягкий?

Звук З, звонкий или глухой?

Воспитатель: И твердый и мягкий звук З обозначается буквой Зэ. Найдите эту букву на картинке и закрасьте ее.

Воспитатель: Осталось последнее задание. Подойдите сюда. Это корзинка с рукоделием Золушки. Возьмите по пуговице, вот вы и в парах. Посмотрите на каждой пуговице буквы, составьте слог и прочитайте его, а мы повторим.

Дети берут пуговицы, связанные парой лентой. Составляют пару и читают: ЗА, ЗЕ, ЗЁ, ЗО, ЗИ и т.д.

III. Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, вот вы и справились со всеми заданиями. Давайте напомним Золушке, с чем мы сегодня познакомились. Какое из заданий вам понравилось выполнять? А когда вы испытали трудности? Золушка очень благодарна вам. Она получила сегодня много знаний, благодаря вам. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте « Знакомство с буквой «С»

Предложенный конспект занятия способствует закреплению знаний об изученных буквах; формировать грамматически граматную речь детей; воспитывать у детей отзывчивость и желание прийти на помощь друг друг...

Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой К"

Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой К" для детей подготовительной к школе группы с использование учебно-методического комплекта "Ступеньки детства" (авт.О.И.Бадулина, Н.М.Конышев...

Занятие по обучению грамоте "Знакомство со схемой звукового слова ау"

Занятие по обучению грамоте "Знакомство со схемой звукового слова ау"...

Занятие по обучению грамоте "Знакомство с буквой и звуком К

Занятие по обучению грамоте "Знакомство с буквой и звуком К...

Занятие по обучению грамоте "Знакомство с буквой и звуком М

Занятие по обучению грамоте "Знакомство с буквой и звуком М...

Занятие по обучению грамоте "Знакомство с буквой и звуком З

Занятие по обучению грамоте "Знакомство с буквой и звуком З...