Гласные звуки
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами). Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.
Актуальность: В современной методической литературе процесс формирования навыков звукового ана лиза освещен недостаточно. Сознательное выделение звука из слова, а затем и установление места данного звука в слове является необходимыми предпосылками дальнейшего обучения грамоте. Выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа необходимо обучать специально. Отмечается, что хотя ребенок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится. Самостоятельно выделить последний согласный звук в слове, несколько гласных одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов сразу, без помощи, не доступно дошкольнику. Важно, чтобы помощь была квалифицированной, комплексной и поэтапной.
Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребенок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки) и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое). И только потом происходит знакомство с обозначением звуков соответствующими буквами. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Неумение воспроизводить звуковой состав слова может привести к нарушениям письменной речи (дислексии и дисграфии) Овладеть звуковым анализом слова поможет предлагаемый дидактический материал, занимательные и результативные игры.
цель Овладение детьми старшего дошкольного возраста навыками звукового анализа
1. Подготовка детей к овладению письменной речью; 2. Обучение умению подбирать слова с заданными звуками, делению слов на слоги; 3.Развитие слухового восприятия, речевого слуха, фонематического восприятия; 4. Обучению навыку звукового анализа; 5.Закрепление знаний о звуках речи, их характеристиках (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой), местоположении в слове (начало, середина, конец); 6.Обучение составлению графических моделей, отражающих количество, последовательность и характеристику звуков в слове. . Задачи
Условия реализации массовая группа; домашние условия.
Условия для получения результата . Полноценная работа невозможна без участия в ней воспитателей, узких специалистов (музыкальных работниках, инструктора по физической культуре), психолога, родителей. Систематическое проведение занятий с детьми воспитателями; Консультации логопеда и семинары-практикумы; Внедрение элементов обучения в занятия узких специалистов; Создание условий для самостоятельной деятельности детей вне занятий.
I. Введение - Когда ребенок приступает к обучению грамоте, его первоначальное отношение к речи меняется: непосредственное восприятие смысла слова уступает место анализу его звуко-слогового состава. Дети : - Осознают, что речь состоит из слов, слова из слогов, слоги из звуков речи, Обучаются выделению звуков из речи, из состава слова, Понимают, что звуки располагаются в слове в определенной последовательности, Овладевают процессом объединения звуков в слоги, слогов в слова, слов в предложения, а также рядом понятий: «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква» Материал для занятий по формированию звуко - слогового анализа подбирается так, чтобы не было неправильно произносимых звуков, а изучаемый звук встречался как можно чаще.
Этапы овладения звуковым анализом. 1.Изучение гласных и согласных звуков. 2 Определение места звука в слове: начало, середина, конец. 3.Проведение звукового анализа с использованием фишек. 4. Обучение полному звуковому анализу слова .
Рекомендуемые игры и упражнение Выделение звука из слова (есть такой звук или нет?) «Дружные звуки» «Утки и окуни» «Куклы заблудились» Сколько слов со звуком Ш?» Слышишь ли ты звук?» «Слушаем слова» «Топ-хлоп» «На стол! Под стол! Стучать!» «Найди пару» «Собираем урожай «Лови - не лови»
Определение места звука в слове: начало, середина, конец. «Подарки гостям» «Пропускаем мы во двор слов особенный набор» «Чудесная удочка» Лото «Назови картинку и найди первый звук» «Запомни цепочку» «Запомни цепочку» «Запомни цепочку» «Запомни цепочку» «Нарисуй букву» (игра-перфокарта) « Распредели картинки» «Закрась окошечко, где живет звук» (игра-перфокарта)
3.Проведение звукового анализа с использованием фишек. Красный обозначает гласный звук, Синий твердый согласный, Зеленый – мягкий согласный. Игры и упражнения: «Звуковое дерево» «Сигнальщики» «Чем отличаются слова?»
. Обучение полному звуковому анализу слова. Игры и упражнения: Вначале этапа дети опираются на дополнительные вспомогательные средства: схему слова и фишки. Схема состоит из квадратиков, равных по количеству звуков в слове. Позже дети могут выполнять звуковой анализ без схем.
Порядок анализируемых слов: Слова из двух гласных (АУ) Из двух звуков: гласного и согласного ( УМ, ДА, ) Из трех звуков (РАК, КИТ) Из двух открытых слогов: (ЧАСЫ, МАМА) Слова из 1 слога со стечением согласных в конце слова (ВОЛК) Слова из 1 слога со стечением согласных в начале слова (СТОЛ) Слова из двух слогов (СУМКА) Из 3 открытых слогов (СОБАКА)
План анализа слова: 1. произнести слово и послушать его. Этот пункт исключительно важен, ведь звучащее слово существует только в момент его произнесения, оставаясь невидимым. До того, как начнется вычленение звуков из слова, логопед должен убедиться в том, что ребёнок произносит слово правильно. Таким образом, начальный этап звукового анализа становится средством формирования и развития у дошкольников устной речи. 2. найди ударный слог и произнеси слово по слогам. Выполняя второй пункт плана, ребёнок должен произносить слова дважды: в первый раз целиком (со звательной интонацией, которая подчеркивает ударный слог) , а второй – по слогам.
3 .протяни (выдели) первый звук в слове, назови его и охарактеризуй. Переход к этому действию означает начало собственно звукового разбора. 4. обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой). 5. выдели (протяни) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй. 6.третий звук и т.д. 7. прочитай» слово целиком по фишкам и проверь себя: Сколько всего звуков в слове? Сколько гласных? Сколько в слове слогов?
Результативность Использование данной методической разработки на занятиях с детьми не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности, содействует профилактике нарушений чтения и письма. Развитие звукового анализа и синтеза слов постепенно формирует навык послогового чтения.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ВСЕМ УСПЕХОВ
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
«Гласные звуки»
Цель занятия: обобщить знания дошкольников об изученных гласных звуках и буквах.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [и], [ы] [о];
- закрепить навык определения места гласного звука в слове (начало, середина, конец слова).
- учить производить слухо-произносительную дифференциацию звуков [а], [у], [и], [ы], [о];
- закреплять навык употребления существительных в Р. п. мн. ч. ;
- закреплять навык согласования существительных с прилагательными.
- закрепить графические образы букв А, У, И, Ы, О.
Коррекционно-развивающие:
- развитие ориентировки в пространстве;
- развитие артикуляционной моторики.
- развитие зрительной памяти, слухового внимания.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в течение всего занятия;
- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;
Ход занятия
1. Орг. момент.
Ребята сегодня в гости к нам на занятие пришел Звукознайка. И он приготовил для вас загадку. Попробуем отгадать загадку.
Эти звуки тянутся песенкой звонкой,
Могут заплакать и застонать.
Могут качать в колыбели Аленку,
Могут, как эхо, в лесу зазвучать.
Кто догадался, какие звуки мы сегодня будем повторять?
Что мы знаем о гласных звуках?
(тянутся и поются, голос помогает, преград при произношении нет, поселились в домике красного цвета, обозначаем кружочками красного цвета).
2. Артикуляционные, акустические признаки звуков, символы.
Слушайте подсказки Звукознайки, называйте гласный звук, закрепляйте на доске символ этого звука.
Жил на свете голосок.
Рано с солнышком вставал,
Звуки-песни распевал.
Широко рот открываем,
Песню дружно запеваем…ААААА.
Сложим губы трубочкой,
Пропоем, как в дудочку, УУУУУ.
Губки сильно растяни
И тогда споем мы …ИИИИИ.
Снова губки растяни,
Язык в ротик оттяни,
И тогда споем уж …ЫЫЫЫЫ.
Губы, как овал, у нас,
Будет новый звук сейчас …ООООО.
3.Физминутка: пропеваем гласные с движениями.
А- руки снизу вверх большим кругом.
У- руки от груди вперед.
И - руки в стороны.
Ы – руки в стороны, полуприсед.
О – руки снизу вдоль туловища вверх, соединить над головой.
4. Соотнесение символа и начального гласного в словах.
Звукознайка приготовил вам картинки.
Определите первый звук в названии картинок, поставьте картинку к звуку.
АПЕЛЬСИН, УШИ, ИЗБУШКА, ОБЛАКО.
Почему нет картинки со звуком Ы? (не бывает в начале слов).
Картинка КОНФЕТЫ. Где мы слышим и произносим звук Ы в этом слове? (в конце).
Где еще может быть в слове звук Ы? (в середине).
5. Согласование существительных с прилагательными.
Д / и «Подружим слова».
Посмотрите на картинки, скажите, какое про что можно сказать:
СОЧНЫЙ, ШОКОЛАДНЫЕ, ЛЕДЯНАЯ, БЕЛОЕ, МОЩНЫЙ, ДЛИННЫЕ.
Образование существительных в Р. п.
Представляем, что видим много таких предметов, говорим так:
Я вижу много апельсинов, иголок, ушей, облаков, экскаваторов, конфет.
6. Ориентация на плоскости.
Найти каждому звуку свое место на планшете. Раздаточный материал (ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ).
А – в верхнем левом углу,
У –в верхнем правом углу.
И – в нижнем правом углу.
Ы – в нижнем левом углу.
О – посередине.
7. Гласные буквы.
Чтобы на письме обозначить гласные звуки нам нужны … гласные буквы.
Буковка уже приготовила нам буквы, только жук-буквоед их испортил.
Восстановите буквы. (задание индивидуальное, у каждого ребенка своя буква).
Вспоминаем загадки Буковки о гласных буквах.
Закрепляйте на доске букву, которую восстановили.
Два столба наискосок,
Между ними поясок.
Эта буква, как сучок,
И в любом лесу
Можно встретить букву…У.
В этой букве нет угла.
Эта буква так кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек? Три.
А какая буква? И.
Вот топор, полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква. Ы
Все мы знать ее должны.
Что закрепили на доске? Буквы.
8. Итог занятия.
- Чему учились на занятии?
-Чем отличается звук от буквы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Гласные звуки и йотированные гласные.
Цель: уточнить сходство и различие гласных I и II ряда. Задачи:-познакомить со звуковым составом гласных букв II ряда;-развивать фонематическое восприятие;-развивать навыки языкового анализа и си...

Коррекционные приёмы постановки гласных звуков. Важность работы с гласными.
Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач логопеда. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше дете...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки
конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Сценарий мероприятия для родителей.Карнавал гласных звуков. Гласные – певцы прекрасные!
Из серии"День рождения звука"...

Подгрупповое игра-занятие по теме «Обобщение гласных» для детей старшего дошкольного возраста «В Стране веселых гласных звуков».
laquo;В Стране веселых гласных звуков». Подгрупповое игра-занятие по теме «Обобщение гласных» для детей старшего дошкольного возрастаКоррекционно - развивающие цели и зада...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте: " Гласная буква О, гласный звук О"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23376236","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Тема: «Вызывание подражания звукам. Отработка гласных звуков. Звук А». (Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с нарушением интеллекта)
Конспек занятия направлен на формирование правильного произношения звука «А»....
