Гласные звуки
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Колошина Татьяна Анатольевна

Конспект НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon zvukovoy_analiz.ppt2.56 МБ
Файл obuch_gr.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебно-методическая разработка Игры и упражнения на развитие и усвоение навыков полного звукового анализа ВОСПИТАТЕЛЬ: Колошина Т.А.

Слайд 2

Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами). Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

Слайд 3

Актуальность: В современной методической литературе процесс формирования навыков звукового ана лиза освещен недостаточно. Сознательное выделение звука из слова, а затем и установление места данного звука в слове является необходимыми предпосылками дальнейшего обучения грамоте. Выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа необходимо обучать специально. Отмечается, что хотя ребенок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится. Самостоятельно выделить последний согласный звук в слове, несколько гласных одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов сразу, без помощи, не доступно дошкольнику. Важно, чтобы помощь была квалифицированной, комплексной и поэтапной.

Слайд 4

Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребенок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки) и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое). И только потом происходит знакомство с обозначением звуков соответствующими буквами. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Неумение воспроизводить звуковой состав слова может привести к нарушениям письменной речи (дислексии и дисграфии) Овладеть звуковым анализом слова поможет предлагаемый дидактический материал, занимательные и результативные игры.

Слайд 5

цель Овладение детьми старшего дошкольного возраста навыками звукового анализа

Слайд 6

1. Подготовка детей к овладению письменной речью; 2. Обучение умению подбирать слова с заданными звуками, делению слов на слоги; 3.Развитие слухового восприятия, речевого слуха, фонематического восприятия; 4. Обучению навыку звукового анализа; 5.Закрепление знаний о звуках речи, их характеристиках (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой), местоположении в слове (начало, середина, конец); 6.Обучение составлению графических моделей, отражающих количество, последовательность и характеристику звуков в слове. . Задачи

Слайд 7

Условия реализации массовая группа; домашние условия.

Слайд 8

Условия для получения результата . Полноценная работа невозможна без участия в ней воспитателей, узких специалистов (музыкальных работниках, инструктора по физической культуре), психолога, родителей. Систематическое проведение занятий с детьми воспитателями; Консультации логопеда и семинары-практикумы; Внедрение элементов обучения в занятия узких специалистов; Создание условий для самостоятельной деятельности детей вне занятий.

Слайд 9

I. Введение - Когда ребенок приступает к обучению грамоте, его первоначальное отношение к речи меняется: непосредственное восприятие смысла слова уступает место анализу его звуко-слогового состава. Дети : - Осознают, что речь состоит из слов, слова из слогов, слоги из звуков речи, Обучаются выделению звуков из речи, из состава слова, Понимают, что звуки располагаются в слове в определенной последовательности, Овладевают процессом объединения звуков в слоги, слогов в слова, слов в предложения, а также рядом понятий: «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква» Материал для занятий по формированию звуко - слогового анализа подбирается так, чтобы не было неправильно произносимых звуков, а изучаемый звук встречался как можно чаще.

Слайд 10

Этапы овладения звуковым анализом. 1.Изучение гласных и согласных звуков. 2 Определение места звука в слове: начало, середина, конец. 3.Проведение звукового анализа с использованием фишек. 4. Обучение полному звуковому анализу слова .

Слайд 11

Рекомендуемые игры и упражнение Выделение звука из слова (есть такой звук или нет?) «Дружные звуки» «Утки и окуни» «Куклы заблудились» Сколько слов со звуком Ш?» Слышишь ли ты звук?» «Слушаем слова» «Топ-хлоп» «На стол! Под стол! Стучать!» «Найди пару» «Собираем урожай «Лови - не лови»

Слайд 12

Определение места звука в слове: начало, середина, конец. «Подарки гостям» «Пропускаем мы во двор слов особенный набор» «Чудесная удочка» Лото «Назови картинку и найди первый звук» «Запомни цепочку» «Запомни цепочку» «Запомни цепочку» «Запомни цепочку» «Нарисуй букву» (игра-перфокарта) « Распредели картинки» «Закрась окошечко, где живет звук» (игра-перфокарта)

Слайд 13

3.Проведение звукового анализа с использованием фишек. Красный обозначает гласный звук, Синий твердый согласный, Зеленый – мягкий согласный. Игры и упражнения: «Звуковое дерево» «Сигнальщики» «Чем отличаются слова?»

Слайд 14

. Обучение полному звуковому анализу слова. Игры и упражнения: Вначале этапа дети опираются на дополнительные вспомогательные средства: схему слова и фишки. Схема состоит из квадратиков, равных по количеству звуков в слове. Позже дети могут выполнять звуковой анализ без схем.

Слайд 15

Порядок анализируемых слов: Слова из двух гласных (АУ) Из двух звуков: гласного и согласного ( УМ, ДА, ) Из трех звуков (РАК, КИТ) Из двух открытых слогов: (ЧАСЫ, МАМА) Слова из 1 слога со стечением согласных в конце слова (ВОЛК) Слова из 1 слога со стечением согласных в начале слова (СТОЛ) Слова из двух слогов (СУМКА) Из 3 открытых слогов (СОБАКА)

Слайд 16

План анализа слова: 1. произнести слово и послушать его. Этот пункт исключительно важен, ведь звучащее слово существует только в момент его произнесения, оставаясь невидимым. До того, как начнется вычленение звуков из слова, логопед должен убедиться в том, что ребёнок произносит слово правильно. Таким образом, начальный этап звукового анализа становится средством формирования и развития у дошкольников устной речи. 2. найди ударный слог и произнеси слово по слогам. Выполняя второй пункт плана, ребёнок должен произносить слова дважды: в первый раз целиком (со звательной интонацией, которая подчеркивает ударный слог) , а второй – по слогам.

Слайд 17

3 .протяни (выдели) первый звук в слове, назови его и охарактеризуй. Переход к этому действию означает начало собственно звукового разбора. 4. обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой). 5. выдели (протяни) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй. 6.третий звук и т.д. 7. прочитай» слово целиком по фишкам и проверь себя: Сколько всего звуков в слове? Сколько гласных? Сколько в слове слогов?

Слайд 18

Результативность Использование данной методической разработки на занятиях с детьми не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности, содействует профилактике нарушений чтения и письма. Развитие звукового анализа и синтеза слов постепенно формирует навык послогового чтения.

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ВСЕМ УСПЕХОВ



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

 «Гласные звуки»

Цель занятия: обобщить знания дошкольников об изученных гласных звуках и буквах.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [и], [ы] [о];

- закрепить навык определения места гласного звука в слове (начало, середина, конец слова).

- учить производить слухо-произносительную дифференциацию звуков [а], [у], [и], [ы], [о];

- закреплять навык употребления существительных в Р. п. мн. ч. ;

- закреплять навык согласования существительных с прилагательными.

- закрепить графические образы букв А, У, И, Ы, О.

Коррекционно-развивающие:

- развитие ориентировки в пространстве;

- развитие артикуляционной моторики.

- развитие зрительной памяти, слухового внимания.

Воспитательные:

- воспитывать умение работать в течение всего занятия;

- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

Ход занятия

1. Орг. момент.

Ребята сегодня в гости к нам на занятие пришел Звукознайка. И он приготовил для вас загадку. Попробуем отгадать загадку.

Эти звуки тянутся песенкой звонкой,

Могут заплакать и застонать.

Могут качать в колыбели Аленку,

Могут, как эхо, в лесу зазвучать.

Кто догадался, какие звуки мы сегодня будем повторять?

Что мы знаем о гласных звуках?

(тянутся и поются, голос помогает, преград при произношении нет, поселились в домике красного цвета, обозначаем кружочками красного цвета).

2. Артикуляционные, акустические признаки звуков, символы.

Слушайте подсказки Звукознайки, называйте гласный звук, закрепляйте на доске символ этого звука.

Жил на свете голосок.

Рано с солнышком вставал,

Звуки-песни распевал.

Широко рот открываем,

Песню дружно запеваем…ААААА.

Сложим губы трубочкой,

Пропоем, как в дудочку, УУУУУ.

Губки сильно растяни

И тогда споем мы …ИИИИИ.

Снова губки растяни,

Язык в ротик оттяни,

И тогда споем уж …ЫЫЫЫЫ.

Губы, как овал, у нас,

Будет новый звук сейчас …ООООО.

3.Физминутка: пропеваем гласные с движениями.

А- руки снизу вверх большим кругом.

У- руки от груди вперед.

И - руки в стороны.

Ы – руки в стороны, полуприсед.

О – руки снизу вдоль туловища вверх, соединить над головой.

4. Соотнесение символа и начального гласного в словах.

Звукознайка приготовил вам картинки.

Определите первый звук в названии картинок, поставьте картинку к звуку.

АПЕЛЬСИН, УШИ, ИЗБУШКА, ОБЛАКО.

Почему нет картинки со звуком Ы? (не бывает в начале слов).

Картинка КОНФЕТЫ. Где мы слышим и произносим звук Ы в этом слове? (в конце).

Где еще может быть в слове звук Ы? (в середине).

5. Согласование существительных с прилагательными.

Д / и «Подружим слова».

Посмотрите на картинки, скажите, какое про что можно сказать:

СОЧНЫЙ, ШОКОЛАДНЫЕ, ЛЕДЯНАЯ, БЕЛОЕ, МОЩНЫЙ, ДЛИННЫЕ.

Образование существительных в Р. п.

Представляем, что видим много таких предметов, говорим так:

Я вижу много апельсинов, иголок, ушей, облаков, экскаваторов, конфет.

6. Ориентация на плоскости.

Найти каждому звуку свое место на планшете. Раздаточный материал (ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ).

А – в верхнем левом углу,

У –в верхнем правом углу.

И – в нижнем правом углу.

Ы – в нижнем левом углу.

О – посередине.

7. Гласные буквы.

Чтобы на письме обозначить гласные звуки нам нужны … гласные буквы.

Буковка уже приготовила нам буквы, только жук-буквоед их испортил.

Восстановите буквы. (задание индивидуальное, у каждого ребенка своя буква).

Вспоминаем загадки Буковки о гласных буквах.

Закрепляйте на доске букву, которую восстановили.

Два столба наискосок,

Между ними поясок.

Эта буква, как сучок,

И в любом лесу

Можно встретить букву…У.

В этой букве нет угла.

Эта буква так кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек? Три.

А какая буква? И.

Вот топор, полено рядом.

Получилось то, что надо.

Получилась буква. Ы

Все мы знать ее должны.

Что закрепили на доске? Буквы.

8. Итог занятия.

- Чему учились на занятии?

-Чем отличается звук от буквы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Гласные звуки и йотированные гласные.

Цель: уточнить сходство и различие гласных I и II ряда. Задачи:-познакомить со звуковым составом гласных букв II ряда;-развивать фонематическое восприятие;-развивать навыки языкового анализа и си...

Коррекционные приёмы постановки гласных звуков. Важность работы с гласными.

Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач логопеда. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше дете...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Подгрупповое игра-занятие по теме «Обобщение гласных» для детей старшего дошкольного возраста «В Стране веселых гласных звуков».

laquo;В Стране веселых гласных звуков». Подгрупповое игра-занятие по теме «Обобщение гласных» для детей старшего дошкольного возрастаКоррекционно - развивающие цели и зада...