Формирование грамматического строя речи у дошкольников. Буклет.
материал по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Рослова Наталья Сергеевна

Буклет предназначен для выполнения заданий по формированию грамматики у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanik_grammaticheskogo_stroya_rechi.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование грамматического строя речи

Существительные единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах

• «Один — много».

«Много — мало».

• У кого один ... ? У кого много ... ? У кого мало ... ?

• Без чего не бывает?»

Зебра не бывает без (полосок), верблюд - без-  (горба),

лошадь - без (гривы),                 

корова - без рогов),

кошка – без (усов).\

• «Чего не бывает без ... ?» 

Дождя не бывает без ... (тучи),         

радуги - без ... (дождя),

дерева - без ... (ствола),         

стульев без - ... ножек),

дом - без ... (стен),                 

домов - без ... (дверей) и т. д.

• «Парные предметы». 

Что кому? Фотографу — ... (фотоаппарат), ученику — ... (ручку, тетрадь, карандаш), портнихе —... иголку) и т. д.

• «Подбери нужное слово».

У коровы на голове есть ... (рога). У лошади нет ... (рогов).

Согласование существительных с прилагательными, с числительными.

• Сосчитай предметы. Сколько их?

Для составления словосочетаний используются следующие задания:

 • «Найди слову пару»

 «Повтори слова и добавь свое»

Образование существительных и прилагательных

с помощью суффиксов.

•  «Скажи ласково».

• «Большой-маленький»

• Образование сложных слов (существительных и прилагательных)

Снег падает — снегопад,                                по снегу ходит — снегоход,

снег убирает — снегоуборочная (машина),     сам летает — самолет.

Местоимение

Согласование местоимений мой, моя, мои, наш, ваши с существительными. Ответы на вопросы чей? чья? чьи?

Игра «Мой, моя, мое, мои» 

Подбор предметов (слов) к притяжательным местоимениям и проговаривание полученных словосочетаний.

 «Что изменилось?»

«Чего не стало?»

«Посмотри, запомни и повтори»

«Послушай и повтори»

Прилагательное

• «Подбери три слова (существительные к прилагательному)».

Например: красный помидор, шар, шарф.

• «Назови лишние слова». «Исключи лишнее слово». 

Суп соленый, сладкий, вкусный, фасолевый.

• «Исправь ошибку». 

Деревянные дверь, деревянная двери.

• «Кто правильно доскажет у слова конец, тот и будет молодец». 

Морковь соч...(ная), а огурец хрустя...(щий). Повтори все слово.

• «Правильно ли я сказала?» 

Какое слово надо заменить? Собака лает и в дом чужих пускает.

• Подбор детьми недостающего в предложении слова может быть дан в следующих заданиях:1. Добавь нужное слово. 2. Дополни недостающее слово. 3. Какого слова не хватает? 4. Назови недостающее слово. 5. Какое слово потерялось? 6. Угадай мое слово.

• «Дополни предложение». Юля купила желтые ... (лимоны).

Огурец твердый, а помидор ... (мягкий). Какой еще овощ твердый? О чем можно сказать твердая?

• «Какие слова можно сказать о зайце?» 

Цепочка слов о зайце. Заяц серый, ... .

• «Какое слово не подходит?» 

Капуста зеленая, хрустящая, мягкая, красная.

• «Подскажи четвертое слово». 

Одежда бывает летняя, зимняя, мужская, ... .

• Предложения с союзом а на противопоставление.

Огурец соленый, а морковь ... (сладкая).

• «Выбери правильный ответ». 

У Маши шерстяной шапка. У Маши шерстяная шапка.

• «Выбери нужное слово» (из 2—3).

Мышка ... (шуршит, шебуршит, шелестит) соломой.

• «Какое слово лучше подходит?» (из 2—3). Заяц трусливый, храбрый, пугливый.

• «Какое слово не подходит?» Волк злой, добрый, свирепый. «Угадай мою ошибку». Морковь хрустящая, оранжевая, квадратная.

Глагол.

Образование глаголов с помощью приставок

с-, на-, по-, про-, в-, вы-, под-, от-, у-, пере-, за-, от-, на-, вы-.

• «Я назову первую часть, а вы — слово». 

При... (сели, летели, бежали, скакали). Какие новые слова получились? Составь новое слово из двух. Доброе сердце — ...(добросердечный).

• «Выбери нужное слово». Папа зашел вышел из комнаты.

• Подскажи первую часть слова. Птицы ...летели к кормушке.

• Каких два слова спрятались в одном? 

Каких два слова спрятались в слове добродушный? (Добрая душа)

• Обозначение словами действий с предметами. 

Карандашом рисуют, красками раскрашивают.

• Узнай предмет по действию. 

Кто так делает? Лает, рычит, хвостом виляет. (Собака.) Повтори слова.

• Однословные ответы на вопросы: 

Что делал(а)? Что делали? Что сделал(а)? Что делаю? Что сделаю?

• Неопределенная форма глагола. Я умею; Я не умею ... .

Глаголы в сочетании со словами можно, надо, нельзя. Что можно делать дома? Чего нельзя делать на улице? Что надо делать, чтобы быть чистым, аккуратным, добрым? И т. д.

• Цепочка слов-глаголов. «Что сначала, что потом?» Сначала я буду ..., а потом ... .

• Образование глаголов от существительных.

Например: езда ездить, рисование рисовать, лепка лепить, прыжок прыгать.

Обогащение словарного запаса ребенка за счет глаголов.

 Способы передвижения животных:

Обращаем внимание ребенка на то, что кошки бегают, а птицы летают.  По мере того, как у ребенка увеличивается словарный запас, задаем вопрос: «Кто еще летает?»

Птицы, бабочки, мухи, жуки, комары, стрекозы – летают

Рыбы, дельфины, киты, моржи, утки – плавают

Змеи, гусеницы, черви, ящерицы – ползают

Кузнечики, лягушки, зайцы – прыгают

Кошки, собаки, лошади, гепарды – бегают.

Учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №32» Рослова Н.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование грамматического строяречи у дошкольниковс общим недоразвитием речи...

Формирование грамматического строя речи у дошкольников

Консультация предназначена для воспитателей, родителей. Данная консультация содержит занимательные игры и упражнения по формированию грамматического строя речи....

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ /СРЕДНЯЯ ГРУППА/ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»Коррекционно-образовательные цели. Закрепление и ...

Формирование грамматического строя речи у дошкольников.

Статья. "Формирование грамматического строя речи у дошкольников"...

Технологии, способствующие воспитанию звуковой культуры и формированию грамматического строя речи у дошкольников

Развитие речи дошкольников является одним из ведущих разделов образовательной работы в детском саду. Воспитание звуковой культуры речи – одна из составляющих частей всей работы по развитию речи, котор...

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

В данной статье представлено поэтапное формирование грамматического строя речи с подробными примерами у детей старше-подготовительного возраста с ТНР....

«Формирование грамматического строя речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи с применением «Фиолетового леса » Вячеслава Воскобовича»

1 слайд. Хочу представить вашему вниманию презентацию на тему: «Формирование грамматического строя речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи с применением «Фиолетового леса &ra...