Обучение грамоте старшая группа
план-конспект занятия по обучению грамоте

Томилова Лариса Фёдоровна

Обучение грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обучение грамоте старшая группа16.95 КБ

Предварительный просмотр:

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «РОЗА». ЗНАКОМСТВО СО СЛОГООБРАЗУЮЩЕЙ РОЛЬЮ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

 Задачи:

• активизировать речевую деятельность детей;

• помочь детям освоить звуковой анализ слова, состоящего из четырех звуков;

• познакомить со слогообразующей ролью гласных звуков;

• формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее.

Пособия:

картинка-схема слова «роза», карточки для анализа четырехзвукового слова, фишки, заготовки геометрических фигур из цветной бумаги.

Ход занятия:

1.Игровое упражнение «Загадки-складки». Читаю двустишие, дети добавляют последнее слово-отгадку, ориентируясь на рифму:

Жестко вам на стуле если,

То понежьтесь в мягком... (кресле).

Папе, Барсику и Ване

Сладко спится на... (диване).

Зимой заклеено оно,

В узорах белых все... (окно).

И для дел, и для красы

На стене висят... (часы).

Словно пчелы возле улья,

Все к столу слетелись... (стулья).

Рукавички поскорее

Посуши на... (батарее).

Четырьмя ногами стол

Поцарапал новый... (пол).

Уходя, дружок, проверь,

Заперта ли крепко... (дверь).

Чтобы ночью сладко спать,

В спальне есть всегда... (кровать).

Соням всем она подружка –

С пухом мягкая... (подушка).

Мягко падал чтоб Егор,

У кроватки есть... (ковер).

Ох высок, ну как жираф,

Толст, как слон, наш новый... (шкаф).

2. Звуковой анализ слова «роза».

Обращаю внимание детей на количество клеточек под картинкой, спрашиваю, сколько звуков в слове «роза». (Четыре.)

Подчеркиваю, что дети впервые разбирают слово из четырех звуков.

Звуковой анализ проводит у доски  один дошкольник, остальные выкладывают у себя на столе, потом разбираем вместе, следим за произнесением звуков в слове:

- Ррроза - первый звук [р]. Когда мы его произносим, нам мешает язык (обозначаем звук [р] синей фишкой).

- Роооза - второй звук [о]. Произносить этот звук ничто не мешает. Это гласный звук (обозначаем его красной фишкой).

- Роззза - третий звук [з]. Произносить этот звук мешают зубы и язык (обозначаем синей фишкой).

- Розааа - четвертый звук [а]. Это гласный звук, его можно долго тянуть, сказать громко, тихо, во рту ничего не мешает (обозначаем этот звук красной фишкой).

Вопросы к детям:

- Сколько всего звуков в слове «роза»? (Четыре.)

- Сколько гласных звуков? (Два.)

- Какой первый гласный звук? ([О].)

- Назовите второй гласный звук? ([А].) - Сколько в слове «роза» согласных звуков? (Два.)

- Назовите первый согласный звук? ([Р].) - Какой второй согласный звук? ([3].)

Предлагаю  детям «прочитать» слово «роза» так, как движется указка по звуковой схеме. (Медленно веду указкой по схеме, останавливаясь ненадолго на красных фишках.)

Физкультминутка «Мельница»

Наклоняемся вперед,

И. П. - наклон вперед, руки в стороны,

Руки в стороны. стойка - ноги врозь.

Ветер дует, завывает,

  1. Правой рукой коснуться пола,
  2. Нашу мельницу вращает, левая рука отведена назад в сторону.
  3. Раз, два, три, четыре –
  4. Смена положения рук.
  5. Завертелись, закружились. (Повторить два раза.)

3. Деление слов на слоги.

Спрашиваю, сколько слогов в слове «роза». Дети хлопками делят слово на слоги: ро- за. (Два слога.) Сообщаю, что в словах столько слогов, сколько гласных звуков. В каждом слоге есть обязательно гласный звук.

Игра «Найди, назови и подели...»: дети ищут, рассматривая групповую комнату, и называют предметы, которые обозначаются словами сначала односложными (которые на слоги не делятся, то есть один слог), потом двухсложными (два слога), трехсложными (три слога). Для проверки выполнения задания дети выбирают любой способ, например: хлопки, шаги, подносят руку к подбородку.

4. Игра с мячом «Кто чем занимается?».

Дети стоят в кругу. Я в центре круга с мячом.

Условия игры: воспитатель бросает мяч любому ребенку и называет профессию. Правила игры: ребенок ловит мяч и называет, чем занимается человек этой профессии, возвращая мяч педагогу.

Опорные слова:

Повар варит. Врач.... Учитель.... Ученик__ Строитель… Художник.... Пианист.... Писатель... Портниха… Прачка.... Уборщица.. Фотограф... Продавец… Покупатель.... Почтальон...

Подводим итог, читая стихотворение В. Лунина:

Ничто никогда не выходит САМО:

Само не приходит к нам на дом письмо,

Само не способно смолоться зерно,

Само стать костюмом не может сукно,

Само не умеет свариться варенье.

Мы делать все это обязаны САМИ,

Своей головой и своими руками.

5.Игровое упражнение «Весеннее солнышко». 

Обрывание из готовых геометрических фигур кружка и длинных полосок и выкладывание изображения на плоскости.

6. Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗИМУШКА-ЗИМА. Занятие по обучению грамоте старшая группа.

Цель: Расширять знания детей о зиме и сезонных изменений в природе расширение объёма словаря, подбор однокоренных слов, составление рассказа по картинке в тетради.Предварительная работа: беседы ...

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) с использованием ИКТ....

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме "Звук и буква М"...

конспект (подготовка к обучению грамоте, старшая группа)

Представлен план-конспект по подготовке к обучению грамоте для детей с ТНР с использованием элементов социоигровой технологии....

Перспективный план "Обучение грамоте" старшая группа

Закрепить знания детей о том, что слово обозначается прямоугольником. Познакомить со звуком «А» - гласным звуком. Познакомить с условным обозначением звука «А» - красный квадрат. Познакомить с печатны...

конспект од по обучению грамоте (старшая группа)

Цель моего занятия: способствовать развитию звуко-буквенного анализа, развитию фонематического слуха.Познакомить с согласным звуком Р и его условным обозначением -синий квадрат.Учить определять место ...

Перспективный план по обучению грамоте старшая группа

Цели перспективного плана: познакомить детей со звуками и буквами, дать представления о терминах ;"слово", "слог", "предложение".Подвести детей к пониманию того, что мысли выражаются словами, слова в ...