Сценарий образовательной деятельности с детьми 6-7-ми лет по обучению грамоте "Звук и буквав "Зэ"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Цель: обеспечение предпосылок к письменной речи на основе актуализации и обогащения представлений о звуке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность по обучению грамоте детей подготовительной группы (6-7лет) «Звук [з] и буква З»

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка………………………………………………………….3
  2. Содержательная часть………………………………………………………...…4

2.1.Сценарий образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста……….………………………...……………..……….7

2.2.    Приложение:

1. Слайдовая презентация к занятию -ссылка

2. Дидактическая игра «Найди слог» - ссылка

3. Картинки «Звуковички» ссылка

4. Картинки-символы –ссылка

5. Загадки - Ссылка

6. Картинки – отгадки - ссылка

7. Ребусы - ссылка

Пояснительная записка

Цель :обеспечение предпосылок к письменной речи на основе актуализации и обогащения представлений о звуке.

Задачи:

Обучающие:

  • Расширять представления о звуке [З], об участи органов артикуляции в его произношении;
  • Учить давать характеристику звука [З];
  • Познакомить с буквой З;
  • Учить выделять основные моменты в тексте;
  • Учить находить слова с заданным звуком в тексте прочитанным педагогом;
  • Учить определять недостающий слог, и проводить его звуковой анализ «символами»;
  • Закрепить умение определять место звука в слове;
  • Фильмировать умение проводить слоговой анализ слов;
  • Учить преобразовывать слова путём добавления, исключения, слогов;
  • Учить проводить звуковой анализ слова, определять место звука в слове, выкладывать звук символами.

Развивающие:

  • Активизировать внимание и слоговому составу слов;
  • Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
  • Развивать слуховое внимание, умение понимать текст;
  • Развитие ассоциативного мышления.

Воспитательные:

  • Воспитывать настойчивость, целеустремлённость;
  • Воспитывать желание помочь окружающим, оказать помощь и поддержку;
  • воспитывать активность, самостоятельность детей.

Технологии, применяемые при организации образовательной деятельности детей:

здоровье сберегающие технологии, личностно-ориентированные технологии,  информационно-коммуникативные технологии,  игровая технология.

Используемые методы и приёмы:

Наглядные методы и приемы: наблюдения, слайды, схемы, просмотр видеофильма;

Словесные методы и приёмы: вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности; объяснение, беседа, рефлексия.;

Практические методы и приёмы: выполнение задания, моделирование (предметно-схематические модели, показ способов действий).

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное.

Виды детской деятельности: коммуникативная,  двигательная, продуктивная, игровая, восприятие художественной литературы.

Предварительная работа: Словесно-дидактическая игра «Поймай звук З»

Активизация словаря: ваза, кузнечик, звук, слог.

Материалы и оборудование: колокольчик, магнитная доска, слайдовая презентация, карточки , телевизор, игрушки: Лисенок, Ежик, Мудрая Сова, мяч, рисунки – отгадки к загадкам, сундучок со звездами

Технологическая карта образовательной деятельности

Этапы ОД

Образовательные задачи

Методы и приемы

Результат этапа

Индивидуальная

работа

сценарий

Организационный момент

(фронтально)

Создать положительный настрой, активизировать внимание.

Словесныйигровой

Вовлечение в игровую деятельность

Обратить внимание на отвлекающихся детей

Ребята, давайте  поприветствуем друкг. (Звенит колокольчиком)

Колокольчик озорной,

ты ребят в кружок построй

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Проблемная ситуация (Сундук с подарками)

Словесный (вопрос- ответ)

Наглядный (сюрпризный момент),

Настрой детей на совместную деятельность

Обратить внимание на детей испытывающих стеснение

    Ребята, сегодня вас ожидает загадочный сюрприз. Дело в том, что наши верные друзья, которые помогают нам учить звуки и буквы принесли сегодня для вас волшебный сундук. Что там в этом сундуке даже мне неизвестно.

Да и на сундуке висит замок.

    А еще на нем звезды. Как вы думаете для чего они здесь? Что мы должны сделать, чтобы открыть сундук?  Сколько  заданий нам нужно выполнить?

Дети: Нужно выполнить ПЯТЬ заданий.

Воспитатель: Готовы ли вы выполнить все задания, которые приготовили наши друзья?  Только когда мы выполним все задания, сможем открыть сундук и увидеть, что там?

Чтение

истории игрушек: Лисенка, Ежонка и Мудрой Совы

  • Развивать слуховое внимание, умение понимать текст

Словесный (чтение сказки)

Наглядны (Слайд 1)

Восприятие прочитанного

Обращать внимание на осанку детей

Садитесь красиво. Слушайте внимательно. Раз-раз- раз начинаем наш рассказ.

- Однажды в ясный летний день волшебные игрушки: Мудрая Сова, Ежик и Лисенок пошли на экскурсию парк. Как вдруг к ним подлетела пчела и стала кружиться вокруг. «Остановитесь!» - воскликнул Ёжик – по-моему, эта пчёлка хочет нам что-то сказать. Друзья замерли на месте и стали напряженно вслушиваться в звенящий звук з-з-з-з-з. Через некоторое время они уже понимали, что говорит им пчела.

А говорила она вот что: «Ззздравствуйте, незнакомые ззверьки! Меня зовут Ззоя. Идите зза мной. Вас угощу полезной сладостью». Игрушкам стало интересно попробовать полезную сладость, и они отправились вслед за пчелой. Все вместе они подошли к большому улью.

Пчёлка Зоя познакомила их со своими сестрами. Их было много. Из своих крошечных ведёрок они стали выливать в большую миску густую тягучую ароматную жидкость.

Пчёлы угостили сладким лакомством друзей.

А игрушки вежливо поблагодарили за столь вкусное угощение свою новую знакомую.

Воспитатель: Ребята, а скажите, пожалуйста, с кем познакомились игрушки во время экскурсии в парк?

  • Какой же звук издают во время полёта пчёлы?
  • О.Д. З-з-з
  • На какой звук начинается имя пчелы?
  • О.Д. Зоя
  • На какой звук начинается имя пчелы педагог громко внятно произносит, выделяя звук з - Зоя?
  • Да, и мы сегодня будем говорить о звуке З.
  • звук [3], мы будем обозначать картинкой, на которой изображена пчелка Зоя.
  • Давайте, пройдем за столы и подумаем, какой же это звук и найдем ему домик.

Беседа по сказке

  • Учить выделять основные моменты в тексте.  
  • Развивать фонематический слух
  • Учить находить слова с заданным звуком в тексте прочитанным педагогом
  • Развитие ассоциативного мышления

Словесный (беседа, вопрос- ответ)

Наглядный (слайд 2)

Знакомство со звуком З и с картинкой, обозначающей ее

Спрашивать детей которые отвлекаются

Работа с зеркалами «Характеристика звука З»

  • Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
  • Учить давать характеристику звука з .

Словесный  (инструкция педагога), наглядный (показ), практический (выполнение задания)

Уточнение артикуляционной позы звука З

1. Работа с зеркалами за столом

Возьмите зеркала в руки и поднимите на уровень лица. Произнесите звук ЗЗЗ.  Посмотрите внимательно, что делают губы, зубы и язык во время произношения этого звука?  Кто расскажет?

(Характеристика артикуляции звука [З]

  • губы в «улыбке»;  зубы заборчиком, кончик языка упирается в нижние зубы;
  • При произношении звука образуется препятствие - значит звук какой?  Согласный.

Правильно! УБЕРИТЕ ЗЕРКАЛА, положите на край стола зеркалом вниз!!! И скажите пожалуйста звучит твердо или мягко?  Твердо.

  • Давайте приложим ладонь к горлышку и еще раз произнесём звук [З]. Дрожит ли горлышко при произнесении звука [З]

Если горлышко дрожит,

Значит звонкий звук бежит.

Звук [З] — звонкий, твердый, согласный.

Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательные ребята.

Работа в Звуковом городке

  • Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
  • Учить давать характеристику заданного звука;
  • Познакомить с буквой З

Словесный  (беседа, инструкция педагога), наглядный (звукоград), практический (выполнение задания)

Знакомство с буквой З, Уточнение артикуляционной позы звука З

Давайте найдем Звуковичка, который обозначает звук З.

  • Кто поможет мне выбрать звуковичка? Он звонкий – значит носит колокольчик; Он твердый – значит башмачки синие; В какой домик его поселим?
  • Правильно, выбираем домик с синей крышей.
  • 1-й вариант (если дети выберут правильно): А почему мы выбрали этот домик? (О.Д.) Потому что у звука З есть сосед мягкий звук ЗЬ, с которым мы познакомимся на следующем занятии и поселим его сюда.
  • 2-й вариант (если дети выберут неправильно): Давайте подумаем, а можно ли звук З произнести мягко? (О.Д) в каких словах звук З звучит мягко? Произнесите слова зима, зернышко. Значит у твердого согласного З будет сосед мягкий согласный звук ЗЬ. Выбираем домик, у которого по соседству есть домик с зеленой крышей. На следующем занятии мы познакомимся с мягким звуком Зь и поселим его в домик с зеленой крышей.

Звук З обозначается буквой Зе.

  • Посмотрите, на что похожа буква З? (О.Д)
  • На эту букву посмотри.

Она совсем как цифра 3.

        Мы молодцы! Выполнили первое задание.

Игра «Найди слог»

Учить определять недостающий слог, и проводить его звуковой анализ «символами»,

Словесный –, вопросы, объяснение;

Наглядный: картинки, символы звуков.

Практический: заполнение задания

Выделяют слог в слове, изображают слог «звуковыми символами» - карточки

Уточнение инструкции;

Помощь при затруднении

Следующее задание «Найди слог». Слева от лоточка у каждого лежит картинка. Обратите внимание, в слове не хватает слога. Вам нужно догадаться, какого слога не хватает и выложить картинками эти слоги. Посмотрите, у меня на картинке что изображено?  глаза. В слове, исчез последний слог?  Давайте все вместе произнесем слово глаза Педагог выделяет отсутствующий слог, какой слог отсутствует? Какие картинки мне нужно использовать чтобы выложить за? В слоге За – какой первый звук – какая картинка изображает звук З,

Слог за, какой следующий звук, какая картинка изображает звук?.  получился слог ЗА. (показать на магнитной доске)

  • Ребята, приступаем к выполнению задания…. Кто выполнит, может помочь соседу.
  • Кто справился? Ребята, у кого в названии картинки Звук ЗА в начале слова? Саша, у тебя какое слово?
  • Ребята, у кого звук ЗА в конце слова? Никита, какое слово у тебя?  
  • Ребята, у кого звук ЗА в середине слова?
  • Молодцы. Мы выполнили и это задание. Сейчас положите картинки под лоточек и проходите на ковер. Мы с вами поиграем с мячом.

Игра с мячом

Формировать умение проводить слоговой анализ слов.

Развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Учить преобразовывать слова путём добавления, исключения, слогов.

Словесный (объяснение правила)

Практический (игра)

Формирование умений определять слог в слове,

Помощь в формулировании ответа.

Повторить инструкцию

        Я кидаю вам мяч и говорю слово без слога ЗА. Вы возвращаете мяч добавляя слог ЗА в начало слова: кружить (закружить), лететь, бежать, болеть, прыгать, бросать, вести, вернуть, думать, жечь, клеить.

        А теперь наоборот, я говорю со слогом за, а вы скажите слово без слога ЗА: закопать (копать), залить, замёрзнуть, занести, запеть, запить, заесть, записать, засыпать, затопить, захлопнуть, заходить

Загадки от Лисенка

Закрепить умение отгадывать загадки; (развивать логическое мышление)

Закрепить умение определять место звука в слове.

Словесный (объяснение правил игры)

Наглядный (карточки, схема местонахождения звука)

Практический (игра, выполнение задание)

Закрепление умений определять место звука в слове.

Помощь в выполнении задания.

Повторить инструкцию

Молодцы! Но мы с вами знаем мудрую пословицу: «Делу время - потехе час». Следующее задание нам подготовил Лисенок. Он приготовил для нас загадки.  

Я буду загадывать загадки. Вы не просто отгадываете правильно загадку, но и называете, в какой части слова-отгадки слышится звук З.

Кто первым поднимет руку и скажет в начале слова или в середине, или же в конце слышится звук З, тот и закрепит картинку с отгадкой на магнитную доску. Правила игры всем понятны?

Игра «Волшебные перестановки»

Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

Учить проводить звуковой анализ слова, определять место звука в слове, выкладывать звук символами.

Словесный (рассказ ребенка, объяснение)

Наглядный метод: (карточки –символы)

Практический (выполнение задания)

Формирование представление об изменении слова путём перестановки звуков.

Ребенка который испытывает затруднении

  • Чтобы выполнить четвертое задание, проходим к столам. (Можно работать стоя) Вам нужно  выложить слово ЛАЗ картинками – символами. Кто пойдет к доске? Саша?
  • Саша, какой первый звук ты слышишь в слове «ЛАЗ»?  Он какой? Какую картинку мы выложим сначала?   Какой второй звук?   Какую картинку выложим? Он какой?  Какой третий звук?  Какую картинку выложим?  И какое слово получилось?
  • У всех так получилось? А теперь поменяйте местами первую и последнюю карточку  и «прочитайте» получившееся слово: ЗАЛ. У всех получилось слово ЗАЛ?
  • Вот какое волшебство!!! Поменяли звуки и появилось новое слово!

Ребусы

Формировать умение проводить слоговой анализ слов.

Развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Учить преобразовывать слова путём добавления, исключения, слогов.

Логическое мышление, смекалку, сообразительность, умение отстаивать свою т.з

Словесный: объяснение, анализ, беседа, вопрос ответ.

Наглядный: Слайд???

Формирование умение определять слог в слове.

Умение разгадывать ребусы

Помощь в понимании задания. Помощь при затруднении

УБЕРИТЕ картинки-символы и пройдите к доске, посмотрим, сможем ли мы выполнить последнее задание? Задание не простое, предлагается решить ребус и объяснить, как вы его решили.

  • Нам нужно составить слово из первых слогов названий картинок. Назовите картинки.
  • Какой первый слог в слове «вагон»?
  • В слове «замок»? Какое слово получится, если эти два слога произнести вместе? (ВАЗА)

(Аналогично дети составляют слова «Коза» и «забота»)

 (Дополнительное задание, если останется время)

  • Наши друзья предлагают поиграть в игру  «Найди слова в словах»
  • Определите, какое слово спряталось внутри слова «ЗАДАЧА»?
  • Как можно превратить слово «задача» в слово «дача»?

Рефлексия

(Подарки от игрушек)

  • Учить детей размышлять, анализировать свою деятельность и результаты.

Совершенствовать фразовую речь

Словесный (анализ, вопрос)

Выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой группы детей.

Подведение итога, анализ совместной деятельности

Помощь  в формулировании ответов.

  • МОЛОДЦЫ! И пятое задание мы выполнили!
  • Но прежде чем открыть сундук, давайте вспомним, что вы узнали о звуке З? Он какой?
  • В какие игры вам понравилось играть?  А что понравилось?  В какую игру ты бы еще поиграла?
  •  Какое задание было трудно выполнить?
  • Я очень рада, что вам понравились игры.
  • Вы сегодня молодцы, А теперь посмотрим, что же в сундуке? Наши друзья вам подготовили отличные игры со звуком З. Вы сможете в свободное время поиграть с нашими волшебными кругами и прочитать новые слова, а также игры «Четвертый лишний», «Тренируем руки» и задания «Найди место звука».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группе. Тема: 1.Обучение грамоте «Знакомство со звуком (ш) и буквой Ш». 2. Лепка «Лиса и кувшин»

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группе.Тема:  1.Обучение грамоте «Знакомство со звуком (ш) и буквой Ш»....

Сценарий образовательной деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: "В поисках клада"

Данное занятие способствуе развитию коммуникативных навыков через использование малых форм фольклора....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по обучению грамоте

Конспектнепосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по обучению грамотеТема:  «ЗНАНИЕ» (БУКВА 3) Цель:  - Формировать у детей полож...

Конструкт СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ ТЕХНОЛОГИЯ: развивающего обучения «в гостях у сказки»

Филиал Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения –детского сада комбинированного вида «Надежда» детский сад комбинированного вида № 252620000, Свердловская об...

План-сценарий образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода»

Цель: систематизировать у детей представления о свойствах воды.Задачи:Обучающие -знакомить детей со свойствами воды через опытно-экспериментальную деятельность;-развивать все компоненты устной ре...