тематическое планирование Развитие речи в подготовительной группе
календарно-тематическое планирование по обучению грамоте (подготовительная группа)

Ткаченко Надежда Николаевна

Развитие речи в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie_razvitie_rechi_podg.gr_.docx199.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

в подготовительной к школе группе

 «Развитие речи детей 5-7 лет»

 Автор: О.С. Ушакова

на 2022 – 2023 учебный год

Образовательная область: Речевое развитие.

Вид деятельности: Развитие речи.

Неделя

Тема

Задачи

Методическая литература

Сентябрь

3 неделя вторник

Занятие 1

Пересказ сказки «Лиса и рак»

— связная речь: учить связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса»;

—        словарь и грамматика: учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать в речи слова с противоположным значением (большой — маленький, сильный — слабый, быстро — медленно)',

—        звуковая культура речи: развивать голосовой аппарат (произнесение чистоговорок громко, тихо, шепотом).

 О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 1 стр. 25

3 неделя

четверг

Занятие 2

Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами»

—        связная речь: учить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку;

—        словарь и грамматика: учить отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий (активизация глаголов); учить самостоятельно образовывать клички животных;

— звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [с] и [з]; учить дифференцировать эти звуки на слух; произносить их протяжно и с разной силой голоса; закрепить умение самостоятельно подбирать нужное по смыслу слово, быстро и громко произносить его, вслушиваться в его звучание.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 2 стр. 26

4 неделя

вторник

Занятие 3

Рассказывание о личных впечатлениях

на тему «Наши игрушки»

—        связная речь: учить давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома;

—        словарь и грамматика: закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями;

—        звуковая культура речи: учить произносить слова со звуками [с] и [з] отчетливо и внятно, выделять эти звуки из слов, слова с этими звуками из фраз; регулировать силу голоса (произнесение фразы и отдельных слов громко, тихо и шепотом), произносить фразы на одном выдохе, а звуки [с] и [з] в словах протяжно.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 3 стр. 32

4 неделя

четверг

Занятие 4

Составление рассказа по скороговорке

—        связная речь: формировать навыки связной речи;

—        словарь и грамматика: учить использовать в речи сложно-подчиненные предложения; называть игрушки, предметы, подбирать слова, близкие по смыслу;

—        звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков  [с]  и [ц], учить дифференцировать

эти звуки на слух и в собственной речи, отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками; произносить фразы в различном темпе (умеренно, быстро, медленно), с разной силой голоса (громко, тихо, шепотом).

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 4 стр. 33

5 неделя

вторник

Занятие 5

Пересказ рассказа Н. Калининой

«Разве так играют?»

—        связная речь: учить выразительно пересказывать текст;

—        словарь и грамматика: активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют название, сходное но звучанию с названием взрослых животных.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 5 стр. 38

5 неделя

четверг

Занятие 6

Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики.

Строим дом»

—        связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета, название картины;

—        словарь и грамматика: воспитывать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей;

—        звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ш] и [ж], учить дифференцировать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками, делить двусложные слова на части и произносить каждую часть слова; показать последовательность звучания слогов в слове.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 6 стр. 41

Октябрь

2 неделя

вторник

Занятие 7

Составление рассказов на темы стихотворений

—        связная речь: учить рассказывать связно, не отступая от заданной темы;

—        словарь и грамматика: упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; закрепить представление о том, что не все детеныши имеют специальное название; активизировать в речи сложноподчиненные предложения;

—        звуковая культура речи: учить выделять из предложений слова со звуками [ш] и [ж], четко произносить фразы (чисто- и скороговорки), насыщенные данными звуками; произносить фразы с различной громкостью: громко, тихо, шепотом; учить делить трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова, определять порядок слогов в слове.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 7 стр. 44

2 неделя четверг

Занятие 8

Составление рассказа на заданную тему

—        связная речь: учить составлять короткий рассказ на заданную тему;

—        словарь и грамматика: закрепить умение образовывать названия детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; активизировать в речи сложноподчиненные предложения;

—        звуковая культура речи: учить подбирать слова, сходные по звучанию.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 8 стр. 48

3 неделя

вторник

Занятие 9

Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»

связная речь: учить выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя;

—        словарь и грамматика: учить придумывать загадки; подбирать по смыслу прилагательные и глаголы; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;

—        звуковая культура речи: учить пользоваться восклицательной интонацией.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 9 стр. 50

3 неделя четверг

Занятие 10

Составление рассказа по картине «Ежи»

—        связная речь: учить составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей);

—        словарь и грамматика: активизировать в речи сложноподчиненные предложения; формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках;

— звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ч’] и [щ’]; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить звуки [ч’1, [щ’], выделять их в словах.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 10 стр. 52

4 неделя вторник

Занятие 11

Составление рассказа

на тему «Домашнее Животное»

—        связная речь: учить рассказывать о своих личных впечатлениях; воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события;

—        словарь и грамматика: учить употреблению трудных форм родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек)\ воспитывать умение задавать друг другу вопросы;

—        звуковая культура речи: учить выделять во фразах слова со звуками [ч’] и [щ’1, находить слова с тремя слогами, находить заданный звук, произносить слова громко и тихо.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 11 стр. 55

4 неделя

четверг

Занятие 12

Составление описательного рассказа

о предметах посуды

связная речь: учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды;

— словарь и грамматика: учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый), активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая — мелкая, большой — маленький, высокий — низкий) многозначных слов (глубокий, мелкий)', закреплять умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный)\ учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница, супница).

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 12 стр. 58

5 неделя вторник

Занятие 13

Пересказ рассказа Н. Калининой

«Про снежный колобок»

связная речь: учить передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов воспитателя;

—        словарь и грамматика: учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных); закрепить умение употреблять трудные формы родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек, варежек)\ обратить внимание на формы изменения глагола хотеть',

—        звуковая культура речи: привлечь внимание к громкости и четкости произнесения слов.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 13 стр. 61

5 неделя

четверг

Занятие 14

Составление рассказа по картине

«Река замерзла»

—        связная речь: учить составлять рассказ по картине, при описании событий указывать место и время действия;

—        словарь и грамматика: тренировать умение понимать оттенки значения слова; учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным;

—        звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [с] и [ш], учить различать эти звуки, произносить их протяжно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить слова со звуками [с] и [ш]; закрепить умение делить слова на части — слоги.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 14 стр. 64

Ноябрь

1неделя

вторник

Занятие 15 Составление рассказа на тему «Игры зимой»

—        связная речь: учить составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы;

—        словарь и грамматика: учить употреблять предлоги с пространственным значением;

— звуковая культура речи: учить отчетливо и внятно произносить фразы, насыщенные словами со звуками [с] и [ш], говорить с разной громкостью голоса, изменять темп речи, выделять голосом из фразы отдельные слова; обратить внимание на то, что слоги в слове звучат по-разному: один из них произносится немного протяжнее, громче; учить медленно проговаривать слова, вслушиваться в звучание слогов в слове

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 15 стр. 67

1 неделя

четверг

Занятие 16 Составление рассказа на темы скороговорок

связная речь: учить самостоятельно составлять короткий рассказ на темы скороговорок;

—        словарь и грамматика: закрепить представления о многозначности слова и словах, противоположных по смыслу; учить образованию форм родительного падежа множественного числа существительных;

—        звуковая культура речи: учить различать на слух звуки [з] и

[ж]        ; подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух из связной речи, произносить изолированные звуки

[з]        и [ж] протяжно, четко, с различной силой голоса (громко, тихо).

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 16 стр. 70

2 неделя вторник

Занятие 17

Пересказ сказки «Петух да собака»

—        связная речь: учить пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц;

—        словарь и грамматика: учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным лиса и собака', учить использовать сложноподчиненные и вопросительные предложения; ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде; образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных;

—        звуковая культура речи: подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном ритме.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 17 стр. 74

2 неделя четверг

Занятие 18

Составление рассказа

по картине «Северные олени»

связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных;

—        словарь и грамматика: учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; активизировать в речи антонимы; упражнять в образовании названий детенышей животных с уменьшительными суффиксами;

—        звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ч’] и [ц]; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова со звуками [ч’] и[ц];

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 18 стр. 76

3 неделя

вторник

Занятие 19

Составление описательного

рассказа на тему «Зима»

—        связная речь: учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространенные и сложные);

—        словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребенок рассказывает, воспитатель записывает рассказ);

—        звуковая культура речи: добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки [ц] и [ч’], приучать правильно пользоваться вопросительной интонацией, делить трехсложные слова на слоги.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 19 стр. 79

3 неделя четверг

Занятие 20

Ознакомление с предложением

—        словарь и грамматика: дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»; учить составлять и распространять предложение, правильно «читать» его; закреплять умение называть слова в предложении последовательно и вразбивку;

—        звуковая культура речи: учить подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме; учить произносить чистоговорки с разной силой голоса.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 20 стр. 84

4 неделя

вторник

Занятие 21

Пересказ сказки «Лиса и кувшин»

—        связная речь: учить рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно;

—        словарь и грамматика: объяснить значение слова жать, учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу; учить в игре составлять из отдельных слов предложение; читать предложения после перестановки каждого слова;

—        звуковая культура речи: учить произносить предложения с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая)

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 21 стр. 88

Декабрь

1 неделя четверг

Занятие 22

Составление рассказа по картине

«Лошадь с Жеребенком»

—        связная речь: учить составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для обозначения цвета, величины;

—        словарь и грамматика: закреплять в игре умение строить предложение из заданных слов, менять порядок слов в предложении;

—        звуковая культура речи: формировать умение отчетливо произносить скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 22 стр. 90

2 неделя

вторник

Занятие 23

Составление рассказа на тему

«Как цыпленок заблудился»

—        связная речь: учить самостоятельно продолжать и завершать рассказ, начатый воспитателем;

—        словарь и грамматика: формировать умение составлять из данного предложения новое путем последовательной замены слов;

—        звуковая культура речи: закреплять представления о слоге и ударении.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 23 стр. 92

2 неделя

четверг

Занятие 24

Составление рассказа на заданную тему

—        связная речь: учить составлять рассказ на тему, предложенную воспитателем; учить сравнивать предметы, точно обозначая словом черты сходства и различия; находить смысловые несоответствия в тексте стихотворения и аргументировать свои суждения;

—        словарь и грамматика: уточнить значения слов мебель и посуда; учить самостоятельно образовывать названия посуды; формировать умение строить предложения.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 24 стр. 94

3 неделя

вторник

Занятие 25

Пересказ рассказа Л. Толстого

«Пожарные собаки»

—        связная речь: учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без наводящих вопросов;

—        словарь и грамматика: учить подбирать по смыслу определения, слова, близкие и противоположные по смыслу; учить составлять предложения-путаницы и заменять слова в этих предложениях;

—        звуковая культура речи: развивать чувство ритма и рифмы (составление шуток-чистотоворок).

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 25 стр. 97

3 неделя

четверг

Занятие 26

Составление сюжетного рассказа

по набору игрушек

—        связная речь: учить составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующих персонажей (игрушки); давать описание и характеристику персонажей, вводить в повествование диалог;

—        словарь и грамматика.; учить подбирать определения к заданным словам; учить составлять предложения из набора слов с помощью воспитателя и из двух-трех слов — самостоятельно;

—        звуковая культура речи: учить различать на слух звуки [с]— [с*], [щ*] в словах, четко произносить слова с этими звуками.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 26 стр. 99

4 неделя

вторник

Занятие 27

Сочинение на тему «Приключения зайца»

—        связная речь: учить придумывать сказку по предложенному плану, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей;

—        словарь и грамматика: учить подбирать прилагательные и глаголы к существительному заяц\ учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;

—        звуковая культура речи: добиваться внятного и четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки [с]—[с’], [щ’], учить выделять слова с данными звуками из фраз; закрепить представления об ударных и безударных слогах.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 27 стр. 101

4 неделя

четверг

Занятие 28

Составление рассказа

на предложенную тему

—        связная речь: учить составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет;

—        словарь и грамматика: учить самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на картинках;

—        звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л]—[л’], [р]—|р’], изолированных, в словах и фразах; учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками; учить правильно отгадывать загадки.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 28 стр. 103

5 неделя

вторник

Занятие 29

Пересказ рассказа Я. Тайца

«Послушный дождик»

—        связная речь: учить пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует — взрослый записывает);

—        словарь и грамматика: подвести к образованию названий профессий исходя из занятий; активизировать в речи названия профессий и действий; учить называть предметы, необходимые людям той или иной профессии.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 29 стр. 106

5 неделя

четверг

Занятие 30

Составление рассказа

по картине «Зайцы»

—        связная речь: учить составлять рассказ по картине по предложенному плану, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику;

—        словарь и грамматика: учить образовывать существительные от глаголов (продавать — продавец) и прилагательных (веселый — весельчак);

—        звуковая культура речи: учить определять ударение в двухсложном слове.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 30 стр. 108

Январь

3 неделя вторник

Занятие 31

Составление рассказа на тему

«Как Сережа нашел щенка»

—        связная речь: учить составлять рассказ по предложенному плану, образно описывая место действия, настроение героя;

—        словарь и грамматика: учить построению сложных предложений в ситуации письменной речи; давать задания на образование слов — названий профессий.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 31 стр. 110

3 неделя четверг

Занятие 32

Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»

—        связная речь: учить связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей; соблюдать композицию сказки;

—        словарь и грамматика: учить понимать и объяснять смысл поговорок; ориентировать на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются новые слова, подводить к усвоению способов словообразования.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 32 стр. 111

4 неделя вторник

Занятие 1

Пересказ сказки «Лиса и козел»

—        связная речь: закрепить представления об особенностях композиции сказок (зачин, концовка); учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей;

—        словарь и грамматика: учить подбирать определения к существительным, обозначающим предметы и явления окружающего мира, находить предмет по названным признакам; при согласовании слов ориентироваться на их окончания;

—        звуковая культура речи: учить отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью голоса (громко, умеренно, тихо, шепотом); подбирать слова, сходные по звучанию и ритму.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 1 стр. 133

4 неделя

четверг

Занятие 2

Составление рассказа по картине «В школу»

—        связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета (завязка, кульминация, развязка), самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным;

—        словарь и грамматика: активизировать в речи слова, относящиеся к темам «Школа», «Осень»; учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки, точно подбирать слова для обозначения явления; учить подбирать однокоренные слова к заданному слову; тренировать в дифференциации звуков [с] и [ш]; развивать интонационную выразительность речи.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 2 стр. 135

5 неделя вторник

Занятие 3

Пересказ рассказа К. Ушинского

«Четыре Желания»

—        связная речь: учить передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений;

—        словарь и грамматика: учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий; учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам;

—        звуковая культура речи: учить, не нарушая ритма, заканчивать фразу, начатую воспитателем; произносить двустишие с разной силой голоса.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 3 стр. 137

5 неделя

четверг

Занятие 4

Составление текста-рассуждения

—        связная речь: учить употреблению сложноподчиненных предложений;

—        словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; учить подбирать однокоренные слова.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 4 стр. 139

6 неделя

вторник

Занятие 5

Пересказ рассказа В. Бианки

«Купание медвежат»

— связная речь: развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно, выразительно;

—        словарь и грамматика: давать задания на подбор синонимов, антонимов к прилагательным и глаголам;

—        звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [з] и [ж], учить дифференцировать их в словах, произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе: быстро, умеренно, медленно.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 5 стр. 141

Февраль

1 неделя

четверг

Занятие 6

Составление рассказа по картинам

по теме «Домашние Животные»

связная речь: учить составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествовавшие и последующие события; учить оценивать содержание рассказа, правильность построения предложений;

—        словарь и грамматика: учить употреблять существительные в родительном падеже множественного числа, подбирать определения; учить образовывать относительные прилагательные; формировать умение сравнивать;

—        звуковая культура речи: учить подбирать слова, сходные по звучанию и ритму, произнесение их в разном темпе и с разной силой голоса.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 6 стр. 143

2 неделя вторник

Занятие 7

Составление рассказа по серии

сюжетных картин

—        связная речь: учить составлять коллективный рассказ, давать ему точное название;

—        словарь и грамматика: учить заканчивать предложение, начатое взрослым, подбирать определения к заданным словам;

—        звуковая культура речи: развивать чувства ритма и рифмы.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 7 стр. 145

2 неделя четверг

Занятие 8

Составление рассказа на тему

«Первый день Тани в детском саду»

—        связная речь: учить составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем, самостоятельно строить сюжет;

—        словарь и грамматика: учить образованию формы родительного падежа множественного числа существительных, тренировать в словообразовании;

—        звуковая культура речи: учить дифференциации звуков [ц] и (ч’], отрабатывать четкую дикцию.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 8 стр. 147

3 неделя вторник

Занятие 9

Составление текста-поздравления

—        связная речь: учить составлять текст-поздравление;

—        звуковая культура речи: закрепить правильное произношение звуков [с] и [ш], научить дифференцировать эти звуки на слух и в произношении; отчетливо и внятно с различной громкостью и скоростью произносить слова и фразы с этими звуками, правильно использовать вопросительную и утвердительную интонации.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 9 стр. 150

3 неделя четверг

Занятие 10

Сочинение cкaзкu на тему «Как ежик выручил зайца»

—        связная речь: учить придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга;

—        словарь и грамматика: учить подбирать однокоренные слова; учить подбирать синонимы и антонимы; воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова; способствовать усвоению значений многозначных слов;

—        звуковая культура речи: учить регулировать силу голоса.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 10 стр. 153

4 неделя вторник

Занятие 11

Сочинение ckaзku на тему

«День рождения зайца»

—        связная речь: учить самостоятельно придумывать сказку на заданную тему по плану; использовать описания, диалог, при оценке сказок отмечать занимательность сюжета, средства выразительности;

—        словарь и грамматика: учить образованию формы винительного падежа множественного числа существительных;

— звуковая культура речи: учить отчетливому произнесению потешек, различению ритма, темпа речи и силы голоса.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 11 стр. 155

4 неделя четверг

Занятие 12

Составление рассказа

с использованием антонимов

—        связная речь: учить составлять рассказ, используя антонимы;

—        словарь и грамматика: учить выделять существенные признаки предметов; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносить исправления.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 12 стр. 157

5 неделя вторник

Занятие 13

Составление рассказа по картине

«Лиса с лисятами»

—        связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность;

—        словарь и грамматика: учить подбирать определения, составлять словосочетания с заданными словами; тренировать в словообразовании;

—        звуковая культура речи: развивать интонационную выразительность речи; тренировать в изменении силы голоса.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 13 стр. 159

Март

1 неделя

четверг

Занятие 14

Пересказ рассказа Е. Пермяка

«Первая рыбка»

—        связная речь: учить пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства;

—        словарь и грамматика: обратить внимание на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов; тренировать в подборе синонимов; учить оценивать словосочетания по смыслу.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 14 стр. 161

2 неделя вторник

Занятие 15

Составление рассказа по картине

«Не боимся мороза»

—        связная речь: учить рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга; использовать для описания зимы образные слова и выражения;

—        словарь и грамматика: учить выделять при сравнении явлений существенные признаки; давать задания на подбор определений (составление загадок), синонимов; знакомить с многозначностью слова;

—        звуковая культура речи: учить правильному произношению звуков [с]—[с’], [з]—[з’], дифференцированию их на слух, подбирать слова с этими звуками, изменять силу голоса, темп речи.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 15 стр. 163

2 неделя четверг

Занятие 16

Составление рассказа на тему

«Моя любимая игрушка»

—        связная речь: учить отбирать соответственно теме факты из личного опыта; рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа;

—        словарь и грамматика: учить подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков; систематизировать знания о способах словообразования;

—        звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [в] и [ф], умение дифференцировать эти звуки на слух и в произношении, подбирать и правильно произносить слова со звуками [в] и [ф].

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 16 стр. 165

3 неделя вторник

Занятие 17

Пересказ сказки «У страха глаза велики»

—        связная речь: учить пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей;

—        словарь и грамматика: учить объяснять значения слов; давать задания на образование слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными), подбирать синонимы и антонимы; учить замечать смысловые несоответствия.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 17 стр. 167

3 неделя четверг

Занятие 18

Составление рассказа

на тему «Четвероногий друг»

—        связная речь: учить развивать предложенный сюжет;

—        словарь и грамматика: активизировать в речи союзы и союзные слова (в сложноподчиненных предложениях разных типов), учить употреблять слово варежки в разных надежах;

—        звуковая культура речи: учить дифференцированию звуков [ш] и [ж]; использованию вопросительной и повествовательной интонаций.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 18 стр. 171

4 неделя вторник

Занятие 19

Сочинение сказки на предложенный сюжет

—        связная речь: учить составлять коллективный описательный рассказ по предметным картинкам; сочинять сказку на заданный сюжет;

—        словарь и грамматика: учить выделять общие и индивидуальные признаки предметов, сравнивать предметы по величине, форме, цвету; уточнить родовые понятия «мебель», «игрушки»; активизировать глаголы, выражающие разные состояния; воспитывать умения понимать и объяснять смысл образных выражений; логично ставить вопросы, находить предметы по выделенным признакам.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 19 стр. 173

4 неделя четверг

Занятие 20

Составление рассказа на тему

«Как мы играем зимой на участке»

—        связная речь: развивать умение отбирать для рассказа самое интересное и существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания; включать в повествование описания природы, окружающей действительности;

—        словарь и грамматика: активизировать употребление однокоренных слов; учить составлять два-три предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 20 стр. 175

5 неделя вторник

Занятие 21

Составление рассказа «Шишка»

по серии сюжетных картин

—        связная речь: учить передавать сюжет, заложенный в серии картин, определять основную идею сказки;

—        словарь и грамматика: учить подбирать определения, синонимы и антонимы к заданным словам, а также называть действия персонажей; составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с придаточным причины, цели;

—        звуковая культура речи: подбирать слова и фразы, схожие по звучанию.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 21 стр. 178

5 неделя четверг

Занятие 22

Составление рассказа

«Как Ежик попал в беду»

по серии сюжетных картин

—        связная речь: обучать построению синтаксических конструкций, развивать умение использовать разные способы связи между частями текста, соблюдая логическую и временную последовательность, включать в повествование элементы описания и рассуждения;

—        словарь и грамматика: подбирать синонимы и антонимы к заданным словам.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 22 стр. 181

Апрель

2 неделя вторник

Занятие 23

Составление рассказа

«Как зверята пошли гулять»

по серии сюжетных картин

—        связная речь: учить составлять связное высказывание по серии сюжетных картин, связывая его содержание с предыдущими сериями;

—        словарь и грамматика: подбирать синонимы и антонимы к заданным словам;

—        звуковая культура речи: выполнять фонетические упражнения на изменение интонации.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 23 стр. 183

2 неделя четверг

Занятие 24

Составление рассказа

«Мишуткин день рождения»

по серии сюжетных картин

—        связная речь: развивать умение следить за сюжетом, не упуская важных деталей; формировать представление о композиции рассказа, включать в связное высказывание разнообразные синтаксические конструкции и способы связи между частями;

—        словарь и грамматика: подбирать определения, сравнения, синонимы, антонимы к заданным словам

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 24 стр. 186

3 неделя вторник

Занятие 25

Составление рассказа

о Животных по сюжетным картинам

—        связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картинкам; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенному и последующие; учить определять начало, основную часть, заключение рассказа, восстанавливать их последовательность;

—        словарь и грамматика: учить употреблять названия детенышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа; давать задания на подбор сравнений и определений к заданному слову, а также синонимов и антонимов;

—        звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [р] и [л] в словах и фразовой речи, учить различать эти звуки на слух; учить регулировать громкость голоса, темп речи.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 25 стр. 188

3 неделя четверг

Занятие 26

Пересказ рассказа М. Пришвина «ЕЖ».

Составление рассказа на тему

из личного опыта

—        связная речь: учить пересказывать текст точно, последовательно, выразительно; придумывать самостоятельный рассказ по аналогии с литературными произведениями; пересказывать текст, написанный от первого лица, переводя прямую речь в косвенную;

—        словарь и грамматика: познакомить со значениями слова игла',

—        звуковая культура речи: учить самостоятельно подбирать короткие (односложные) и длинные (многосложные) слова.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 26 стр. 192

4 неделя вторник

Занятие 27

Пересказ сказки Л. Толстого

«Белка и волк»

связная речь: учить пересказывать литературный текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует — взрослый записывает);

— словарь и грамматика: активизировать в речи сложные предложения; обратить внимание на наличие в авторском тексте краткой формы прилагательных, ввести их в активный словарь; образовывать однокоренные слова; активизировать в речи антонимы.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 27 стр. 193

4 неделя четверг

Занятие 28

Сочинение сказки на заданную тему

—        связная речь: формировать умение придумывать сказку на заданную тему, передавать специфику сказочного жанра;

—        словарь и грамматика: давать задания на подбор синонимов и антонимов, определений и сравнений; работать над употреблением существительных и прилагательных женского, мужского и среднего рода; давать задания на словообразование;

—        звуковая культура речи: учить передавать с помощью интонации различные чувства (радость, безразличие, огорчение).

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 28 стр. 196

5 неделя вторник

Занятие 29

Пересказ сказки «Как аукнется,

так и откликнется»

—        связная речь: учить выразительно пересказывать сказку, используя слова и речевые обороты из текста;

—        словарь и грамматика: активизировать употребление глаголов (из текста сказки); учить образовывать сравнительную степень прилагательных; воспитывать умение понимать смысл пословиц;

—        звуковая культура речи: учить правильно произносить звуки [ш1, [ж] и [р], изменять силу голоса и темп речи.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 29 стр. 199

5 неделя четверг

Занятие 30

Описание пейзажной картины

связная речь: формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его словом;

—        словарь и грамматика: тренировать в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов;

—        звуковая культура речи: учить придумывать предложения и произносить их с различной интонационной окраской, передавая голосом чувства радости и огорчения.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 30 стр. 200

Май

1 неделя

вторник

Занятие 31

Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками»

связная речь: учить составлять коллективный рассказ-описание;

—        словарь и грамматика: учить строить предложения со сказуемым, выраженным глаголом в сослагательном наклонении;

—        звуковая культура речи: учить дифференцировать на слух и в произношении звуки (р]—[р’], четко и ясно произносить слова с этими звуками, выделяя их голосом, подбирать слова с [р]—[р’]; закреплять представления о «длинном» и «коротком» слове, делении слов на слоги, ударении.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 31 стр. 202

1 неделя

четверг

Занятие 32

Пересказ рассказа

М. Пришвина «Золотой луг»

—        связная речь: донести содержание и художественную форму рассказа в единстве; закрепить понимание специфики жанра рассказа; учить пересказывать от третьего лица;

—        словарь и грамматика: учить подбирать определения и сравнения; давать задания на согласование существительных и прилагательных в роде и числе;

—        звуковая культура речи: давать задания на регулирование темпа речи и силы голоса.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 32 стр. 206

2 неделя

вторник

Занятие 33

Составление рассказа по картинам

«Лиса с лисятами», «Ежи»,

«Белка с бельчатами»

—        связная речь: учить составлять связный рассказ по картине;

—        словарь и грамматика: давать задания на подбор определений, сравнений и названий действий; учить придумывать загадки о животных на основе выделения существенных признаков; активизировать в речи форму повелительного наклонения глаголов.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 33 стр. 208

2 неделя

четверг

Занятие 34

Составление рассказа на тему

«Веселое настроение»

—        связная речь: закрепить умение составлять рассказ на заданную тему;

—        словарь и грамматика: активизировать употребление прилагательных (подбор определений); учить подбирать синонимы и антонимы к заданному слову; раскрывать перед детьми разные значения многозначных слов; учить определять предмет по его основным признакам.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

 Занятие 34 стр. 210

Литература: Развитие речи детей 5—7 лет. 2-е изд., перераб. и дополн. / Под ред. О.С. Ушаковой. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 272 с. — (Развиваем речь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по развитию речи ТРИЗ. Подготовительная группа

Календарно-тематическое планирование по развитию речи ТРИЗ...

Календарно-тематическое планирование по развитию речи в подготовительной группе.

Данный материал составлен на основе пилотного варианта общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы", книг Л.Е. Кыласовой, О.Н. Лиманской. Материал подготовлен для испол...

календарно-тематическое планирование развитие речи первая младшая группа

календарно-тематическое планирование развитие речи первая младшая группа...

Комплексно-тематическое планирование Развитие речи/ чтение художественной литературы 2017-2018 уч.год средняя группа по программе "Детство"

ООД (вид деятельности) Развитие речи/ чтение художественной литературыВозрастная группа Средняя группа №1Часть программы: Вариативная_______                ...