Образовательная деятельность по речевому развитию в старшем дошкольном возрасте "Путешествие на поляку к насекомым"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Ольга Дмитриевна Ситникова

Образовательная деятельность по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста, закрепление пройденного материала по теме: "Насекомые", подготовить презентацию книжек малышек по теме "Мое любимое насекомое".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_na_polyanku_k_nasekomym_aprel_2019.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №68»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОЙ ИТОГОВОЙ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «Экскурсия на полянку к насекомым»

Автор:

Ситникова О.Д., воспитатель,

первая квалификационная категория

г. Нижнекамск

апрель,2019г.

Дата

23 апреля 2019г.

Тема

«Экскурсия на полянку к насекомым»

Программа

«От рождения до школы»

Возраст

5-6 лет(старшая группа)

Основная образовательная область

Речевое развитие и социально-коммуникативное развитие

Интегрированные образовательные области

Художественно- эстетическое развитие, чтение художественной литературы, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое

Форма проведения

Совместная деятельность воспитателя и детей, самостоятельная деятельность детей.

Цель

Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течении шести месяцев учебного года. Обобщить представления о насекомых, полученные при наблюдениях за ними, а также о составлении книжки-малышки.

Развивающие

Развивать внимание, логическое мышление, память, смекалку, наблюдательность, взаимопомощь и взаимовыручку, развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику пальцев рук; развивать наблюдательность, зрительную память, мышление; развивать умение отвечать полным ответом. Развить словообразовательную функцию.

Воспитательные

Воспитывать аккуратность, проявлять положительные эмоции в процессе ООД. Воспитать интерес и любовь к насекомым.

Образовательные

Систематизировать и закрепить знания детей о насекомых, -закреплять умение согласовывать речь с движениями; - закрепить знания детей о насекомых: палочник, жук богомол, жук носорог, муха, стрекоза, пчела, оса, кузнечик, комар, таракан, майский жук, сверчок, семиточечник, бабочка  ; закрепить знания детей о весенних явлениях природы; расширять и активизировать словарный запас по теме «Насекомые»; -совершенствовать навыки словоизменения; - совершенствовать навыки связной речи; закреплять знания детей о том, что гласный звук имеет свою песню-голосок, он поется, а у согласного звука короткая песенка, мягкий звук обозначается зеленым цветом. Звуки бывают мягкие и твердые. Продолжать учить детей сливать звуки в слоги (с гласного на согласный, с согласного на гласный); продолжать учить делить слова на слоги (1, 2, 3, 4 слога). Учить составлять предложения из3,4,5 слов, записывать схему предложения. Продолжать учить детей делать разбор слова по составу.

Планируемый результат

Уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, делать выводы, активно взаимодействовать с педагогом и сверстниками.

Методы и приемы

Словесные (беседа о насекомых весной), наглядные (иллюстрации летнего леса и насекомых), практические (работа по экрану- игра «Рассели насекомых», разобрать слово по составу, т.е. мягкий согласный звук выделить зеленым квадратом, твердый согласный-синим и гласный звук-красным цветом, написать в разборе слова сколько гласных, сколько согласных, сколько слогов и букв.)

Наглядные средства обучения

Иллюстрации насекомых, весеннего и летнего леса; мультимедийное оборудование со звуками насекомых «Угадай, кто кричит?», цветные карандаши на каждого по 3 штуки- красный, синий и зеленый, ручка с синей пастой на каждого, тетради на каждого ребенка

Организация детей

                    Родители

 О О                                          О О

 О О                                          О О

 О О                                          О О

                          В

Индивидуальная работа

С Тимуром Б., Дамиром и Родионом закрепить навыки разбора слова по составу, а также с Егором и Тимуром И. закрепить пальчиковую гимнастику «Насекомые»

Словарная работа

Природа пробудилась ото сна, все оживает, насекомые,  палочник, жук богомол, жук носорог, муха, стрекоза, пчела, оса, кузнечик, комар, таракан, майский жук, сверчок, семиточечник, бабочка  

Предварительная работа

Наблюдения за насекомыми во время прогулок; рассматривание альбома «Насекомые»; загадки, стихи о птицах; выучить пальчиковую физкультминутку “насекомые”, а  также физкультминутки “Утром бабочка проснулась”, “Интересно все вокруг”, ручка с синей пастой на каждого ребенка, по 3цветного карандаша на каждого ребенка( красный, зеленый и синий), подготовить презентацию к игре “Рассели насекомых”, подготовить демонстрационный материал с насекомыми (палочник, жук богомол, жук носорог, муха, стрекоза, пчела, оса, кузнечик, комар, таракан, майский жук, сверчок, семиточечник,   бабочка ), индивидуальные тетради, заранее разучить стихотворнеия и загадки о насекомых.

Структура ООД

1.Приветствие на русском и татарском языке (УМК) (1мин.)

2.Рассматривание демонстарционных картин    

«Насекомые»+ отгадывание загадок и чтение стихотворений о насекомых (1мин.)

3. Ф/минутка «Утром бабочка проснулась» (1мин.)

4. Составление предложения из 5 слов и написание схемы  

                  предложения в тетради (4мин)

5.Пальчикова Ф/минутка “Насекомые”+ “Интересно все вокруг” (2мин)

6.Разбор слова по составу “МУХА” в индивидуальных  

            тетрадях (5мин)

7.Игра на развитие фонематического слуха “Угадай

            насекомое на слух”. (1мин)

8.Игра с мячом в кругу “Угадай, сколько слогов в слове ...?”  

            (5мин)

9.Игра на проекторе “Рассели насекомых” (3мин)

10.Итоги ОД, демонстрация полученного результата по

           по разбору слова по составу, показ родителям своих  

           книжек -малышек, прощание на татарском языке    

          (УМК). Раздача картинок насекомых (2мин.)

Ход ООД

1. Организационный момент. Приветствие на русском и татарском языке (1мин)

2.Рассматривание демонстарционных картин    

«Насекомые»+ отгадывание загадок и чтение стихотворений о насекомых (1мин.)

3. Ф/минутка «Утром бабочка проснулась» (1мин.)

4. Составление предложения 5 слов и написание схемы              предложения в тетради (4мин)

5.Пальчикова Ф/минутка “Насекомые”+ “Интересно все вокруг” (2мин)

6.Разбор слова по составу “МУХА” в индивидуальных  тетрадях (5мин)

7.Игра на развитие фонематического слуха “Угадай   насекомое на слух”. (1мин)

8.Игра с мячом в кругу “Угадай, сколько слогов в слове ...?” (5мин)

9.Игра на проекторе “Рассели насекомых” (3мин)

10.Итоги ОД, демонстрация полученного результата по разбора слова по составу, показ родителям своих  

книжек -малышек, прощание на татарском языке    (УМК). Раздача картинок насекомых (2мин.)

По всей групповой комнате летний лес и насекомые.

-Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями, а как мы еще умеем здороваться на татарском языке?

 Приветствие

Здравствуй, ребята, сегодня мы с вами на экскурсию в летний к насекомым.

- Как вы уже заметили, вокруг нас летний лес, а каких насекомых вы видите, назовите их.

Дети: … (палочник, жук богомол, жук носорог, муха, стрекоза, пчела, оса, кузнечик, комар, таракан, майский жук, сверчок, семиточечник,   бабочка).  

А наши дети тоже знают стихотворения и загадки про своих насекомых и сейчас мы их послушаем с Вами…. Молодцы!

Загадки:

1.     Летит. Пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит.    (Комар)

2.     Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда хожу,

А жужжу. Когда кружусь.     (Жук)

3.     На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов, в нём миллион.  (Муравей).

4.     Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет.    (Бабочка)

5.     Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится, медком. (Пчела)

6.     С ветки на тропинку,

С травки на былинку

Прыгает пружинка –

Зелёная спинка.     (Кузнечик)

7.     Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.    (Стрекоза)

8.     Одежды не шью,

А ткать всегда тку.     (Паук)

9.     Красный, маленький комочек,

На спине немного точек,

Не кричит и не поёт,

А по листику ползёт.     (Божья коровка)

10.                       Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет.    (Муха)

Ф/минутка «Утром бабочка проснулась»

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась,

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.

- А теперь, Вам понадобятся ручки с синей пастой и индивидуальные тетради. Задание такое, придумать предложение из5слов и записать схему предложения в тетради ручкой. Не забывайте, новое предложение начинается с заглавной буквы.

-Молодцы, все справились с заданием!

Насекомые

Дружно пальчики считаем

Насекомых называем:

(сжимаем и разжимаем пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(поочередно сгибаем пальцы в кулак)

Это кто же тут звенит?

(вращаем мизинцем)

Ой, сюда комар летит! Прячьтесь!

(прячем руки за спину)

Интересно все вокруг

Ползет по пальцам муравей,

Залез в мою ладошку.

— Ты щекотать меня не смей,

Поползай лишь немножко!

Вот бабочка — павлиний глаз

Спит, крылышки сложила.

Но вдруг вспорхнула

И с цветка слетела суетливо.

-Для следующего задания нам необходимы тетради и ручки, а также на каждого по3цветных карандаша: синий, красный и зеленый. Вам нужно написать слово муха и разобрать слово по составу, т.е  отметить где гласные звуки, а где согласные, сколько слогов и сколько букв в слове.

В слове Муха, какой первый звук? …( М-согласный, звонкий, твердый, у-гласный первого ряда, твердый, звонкий, звук х- согласный, глухой, твердый, звук а-гласный первого ряда, твердый, звонкий. В слове муха 2 гласных и 2 согласный, 2слога, 4 буквы)

-Молодцы, все справились с заданием. А теперь мы отдохнем, я Вам буду включать записи со звуками насекомых, а вы их постараетесь отгадать на слух «Отгадай насекомое на слух». Посмотри, кто же из Вас внимательный…

А теперь выходите из-за столов, и мы будем с Вами играть в игру с мячом “Угадай, сколько слогов в слове ...?” Слушайте внимательно мои слова и делите тоже правильно. Я кидаю мяч Вам называю слово, а Вы мне обратно кидаете мяч и говорите сколько слогов в этом слове. Игра понятная?... Молодцы!

А теперь рассаживайтесь на свои места и давайте поиграем в последнюю игру на сегодня «Рассели насекомое». Вы посмотрите внимательно на картину, там будут насекомые, которых вы мне поможете расселить по их домикам.

Палочник и жуки живут на деревьях и на листочках, бабочки, шмели, осы, пчелы на лугу, полянке, на цветочках собирают мед, нектар, паук на дереве плетет сети для мух, для добычи своей…

За это вы все получаете подарки от насекомых на память картинки с насекомыми.

Воспитатель: Ребята Вы мне сегодня тоже очень понравились, молодцы, что справились со всеми заданиями. А вам что больше всего понравилось? Может кому-то было тяжеловато в каком-то задании.

Дети: …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность по речевому развитию детей старшего дошкольного возраст «Весна шагает по дороге»

Задачи:Образовательные: уточнить словарь по теме «Весна», совершенствоватьграмматический строй речи при образовании и согласовании притяжательных прилагательных, совершенствовать навык звукового анали...

примерный план -конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Гномик Кузя. Звук [К]"

Примерный план - конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Гномик Кузя. Звук [К]"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для старшего дошкольного возраста . Тема: «Путешествие в волшебную страну»

Цель: закрепить навыки правильного звукопроизношения, добиваться полного ответа детей на вопросы.Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое р...

Конспект занятий образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

Тема: Составление творческого рассказа по теме «Птицы» Цель: Развитие творческого воображения у дошкольников. Закрепление правильного произношения звука «Ц».Задачи:- обобщ...