Доклад на тему: Формирование предпосылок читательской грамотности посредством реализации проекта «Книга и я – лучшие друзья»
презентация по обучению грамоте

Броварная Людмила Андреевна

 Каждый педагог дошкольной образовательной организации должен понимать, что функциональная грамотность – это способность человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач (для дошкольного возраста примером могут бытьфункциональная готовность к школе"умение  учиться"(т.е.формирование предпосылок универсальных учебных действий).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_dokladu_chitatelskaya_gramotnost.pptx2.1 МБ
Файл doklad_chitatelskaya_gramotnost.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование предпосылок читательской грамотности посредством реализации проекта «Книга и я – лучшие друзья» Подготовила: Броварная Людмила Андреевна Воспитатель 1 категории

Слайд 2

Функциональная грамотность – это способность человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней , применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач.

Слайд 3

Это способность человека понимать и использовать тексты, размышляя о них и заниматься чтением для того, что бы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

Слайд 4

Компоненты читательской грамотности: - нахождение и извлечение информации, - интегрирование и интерпретирование информации, - осмысление и оценивание информации, то есть способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Те сведения, которые человек получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.

Слайд 5

Проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать. Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Как следствие — у подрастающего поколения низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.

Слайд 6

Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность НО: Не каждый родитель может подобрать литературу по возрасту и уровню развития своего ребенка. У взрослых не хватает времени на поиски информации и совместную деятельность с ребенком.

Слайд 7

Книга и я – лучшие друзья Цель проекта : объединить усилия педагогов и родителей, и сформировать у детей потребность в регулярном прослушивании художественного произведения, развить интерес к книгам.

Слайд 8

1. необходимо акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков, чувствах, которые они испытывали; 2. в беседе должны преобладать такие вопросы, которые требовали бы мотивации оценок; 3. содержание вопросов должно привлекать внимание детей к языку произведения, то есть необходимо включать в вопросы слова и словосочетания из текста; 4. следует избегать излишне простых, однообразных вопросов (по сюжету, о героях), они не вызывают работу мысли и чувств детей. При формировании читательской грамотности у дошкольников, следует помнить:



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Оленёнок»

Доклад на тему:

Формирование предпосылок читательской грамотности

посредством реализации проекта «Книга и я – лучшие друзья»

Выполнил: воспитатель

Броварная Людмила Андреевна

Муравленко

2022 г.

Слайд 1

 Каждый педагог дошкольной образовательной организации должен понимать, что функциональная грамотность – это способность человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач (для дошкольного возраста примером могут бытьфункциональная готовность к школе"умение  учиться"(т.е.формирование предпосылок универсальных учебных действий).

Слайд 2

 «Читательская грамотность – совокупность умений и навыков, отражающих: потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития; готовность к смысловому чтению: восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации; способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.

Слайд 3

Основные Компоненты читательской грамотности представлены на слайде.

Слайд 4

В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать.

Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Книга уже не воспринимается как учебник жизни. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.

Работу над словом необходимо начинать с раннего возраста детей. Всеми любимые песенки, колыбельные, прибаутки, потешки широко используются с самого рождения малыша. На них воспитывали, развивали, приобщали к культуре, учили говорить.

Слайд 5

Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.

Из опроса родителей следует, что не каждый родитель может подобрать литературу по возрасту и уровню развития своего ребенка. В основном выбор родителей падает на произведения своего детства или совпадает с мультипликационными фильмами, которые демонстрируются по телевидению. У взрослых не хватает времени на поиски информации и совместную деятельность с ребенком.

Слайд 6

Таким образом назрела необходимость целенаправленной работы по знакомству детей с художественной литературой и предложить педагогам реализовать проект «Книга и я – лучшие друзья».

Основной целью  проекта является: объединить усилия педагогов и родителей, и сформировать у детей потребность в регулярном прослушивании художественного произведения, развить интерес к книгам.

При реализации проекта предполагается внедрить технику прослушивания радиоспектаклей (аудиокниг) в домашних условиях. Достоинство заключается в том, что радиоспектакли озвучивают профессиональные актеры. Слушая хорошую аудиокнигу, ребенок копирует произношение и интонацию чтеца, приучаясь правильно говорить. У ребенка складывается определенный стереотип проговаривания и воспроизведения. Аудиокниги концентрируют внимание на устной информации, прививают вкус к хорошим книгам.

Предполагаемые задачи проекта:

- воспитать у детей умение слушать, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения;

- обогащать активный словарь; развивать связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;

- обсуждать с детьми поступки персонажей и последствия этих поступков.
Одним из преимуществ данного проекта  является удобство в поиске художественного произведения, что экономит время родителей, а так же заинтересованность детей к совместному с родителями обсуждению сюжета книги.

В завершении проекта предполагается провести такую работу:  родители совместно с детьми изготавливают книжки - самоделки по одной из прослушанных книг. Ребёнок, по возможности, принимает участие в этом мероприятии. Доля его стараний может быть и небольшой (нарисовать героев, принести картинки, подать ножницы или карандаш, намазать деталь клеем), главное здесь – совместный труд и взаимодействие.

После того, как родители будет более включены и заинтересованы в работе можно переходить к следующему этапу, а именно чтению художественных произведений детям.

Слайд 7

Консультируя родителей по формированию читательской грамотности нужно ознакомить их с некоторыми правилами:

- читать надо ежедневно, тогда в ребенке постепенно вырабатываются потребность читать .Слушать чтение, вырабатывать интерес к произведениям, испытывать эстетическое наслаждение от услышанного  или прочитанного; круг чтения должен быть разнообразным.

Детская литература и тематически, и жанрово так многообразна и интересна, что нельзя сужать детское представление о ней до одного-двух произведений, жанров. Это и классическая литература, проверенная временем, отобранная многими поколениями читателей ,это и сказки Пушкина,  В. Бианки, юмористические рассказы         Н. Носова, стихотворные произведения А. Барто, К. Чуковского и др.

- не менее важно, чтобы ребенок развивался как читатель в контексте литературы, современной ему, говорящей о тех реалиях детской жизни, которые окружают его, на том языке, который он слышит ежедневно;

- прочитанный текст не надо оставлять без внимания. С детьми, надо беседовать об услышанном, учить их думать над книгой. Процесс постоянного осмысления прочитанного рождает и навсегда сохраняет желание думать;

- приобщая ребенка к книге, очень важно соблюдать чувство меры и вкуса в отборе произведений для чтения.

- не следует видеть в художественном произведении только воспитательную ценность.

- в процессе чтения (слушания) книги ничто не должно отвлекать ребенка;

- детская литература для дошкольников в домашней библиотеке должна быть преимущественно в бумажном переплете.  

Также Родителям необходимо помнить о гигиенических требованиях к книгам для дошкольников.

Нужно научить ребенка пользоваться книгами и беречь их!

Результат работы может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами в реализации данного проекта.

Целенаправленная работа по формированию читательской грамотности у дошкольников позволяет сформировать у детей:

  • эмоциональную отзывчивость;
  • активность и объективность читательского воображения;
  • умение пересказывать;
  • аналитическое умение (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев;
  • осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование экологической культуры дошкольников через реализацию проекта «Красная книга»

Цель: Воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы, познакомить детей с животным и растительным миром. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, подве...

Проект: «Книга и я – лучшие друзья!»

Одной из главных проблем современного общества является приобщение ребенка к художественной литературе. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, вхождение в книжную ли...

Познавательно-творческий Проект "Книга и я лучшие друзья"

Познаватель-творческий Проект "Книга и я  лучшие друзья"...

Проект "Книга и я - лучшие друзья"

Проект "Книга и я - лучшие друзья"...

Проект «Книга и я – лучшие друзья».

Проект «Книга и я – лучшие друзья»....

Проект "Книга и я - лучшие друзья!"

Краткосрчный прект для старших дшкольников...