конспект НОД по развитию речи "Звуки Б-БЬ"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

план-конспект по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл обучение грамоте конспект35.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы

на тему: «Звуки  [Б], [Б’]. Буква «Б».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»          

Форма организации: групповая

Цель: Научить детей правильно произносить звуки [б], [б’] и давать акустико – артикуляционную характеристику, анализировать звуковой ряд, закрепить связь звука и буквы «Б». Познакомить детей с графическим образом буквы.

Задачи:

Образовательные: Сформировать самоконтроль за речью  через слуховой, зрительный, тактильно – вибрационный контроль, готовить руку к письму, формировать навык слитного чтения, автоматизировать звук [б] в слогах, словах и предложениях, учить различать звуки по твёрдости – мягкости, закрепить навык звуко – слогового анализа и синтеза слов.

Развивающие: Развивать фонематические процессы, артикуляционную моторику, мелкую моторику, общую моторику и координацию движений, память, внимание.

Воспитательные: Воспитывать самоконтроль, речевую активность в процессе речевой деятельности, усидчивость, дисциплинированность, навыки аккуратности, сотрудничества, потребность поднимать руку, когда есть желание ответить на вопрос педагога. Воспитывать мотивацию к обучению.

Демонстрационный материал: Изображения клоунов Бома и Бима; предметные  картинки  и игрушки на  звуки [б], [б’] в начале, середине и конце слов; магнитная азбука; элементы буквы «Б».

Раздаточный материал: Карандаши, рабочие тетради, фишки для звукового анализа, индивидуальные зеркала; кассы букв.

Методические приёмы: Игровая ситуация, беседа – диалог, физкульт-минутка, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.

Ход НОД

1.Организационный момент.

     Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть. Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения.

2.Артикуляционная гимнастика.

Очень любит наш роток улыбаться («Улыбка»),

А подвижный язычок работой заниматься.

Наш язык лопатку сделал, раз – два («Лопатка»),

А потом забор построил. Красота. («Заборчик»).

Рядом с новеньким забором – желобок («Желобок»),

По нему несётся воздуха поток (упражнение на выработку воздушной струи),

Мясорубку надо сделать не спеша («Мясорубка»),

Физзарядка получилась хороша.

3.Сообщение темы.

  - К нам в гости пришли весёлые клоуны  Бом и Бим. А в имени  Бом  какой первый звук? (Звук [ б].) Ребята какой первый звук  вы слышите в имени Бим?  (Звук [ б’].)  

  - Сегодня вы познакомитесь со звуками [б] и [б’] и научитесь их чётко произносить.

4.Характеристика звуков по  артикуляционным и акустическим признакам.

  - Ребята давайте произнесём  звук   [ б].

  -Какое положение принимают губы? (Губы сомкнуты.)

  - Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Взрываются.

-Какое положение принимают зубы? (Зубы разомкнуты.)

-Какое положение принимает  язык? (Язычок спокойно лежит во рту.)

-Положите руку на горло, горлышко работает – значит, звук  [ б] звонкий.

- Звук [ б]  - согласный, твердый, звонкий.

 - А звук  [ б’]? (Согласный, мягкий, звонкий, губной.)

  - Молодцы ребята.

 5.Развитие мягкой голосоподачи. Голосовое упражнение «Немое кино».

- Будьте внимательны, я буду показывать звуки без голоса, а потом мы с вами их пропоем. (Звукоряды: ауи, иуа,  иау.)

 6. Произношение звуков  [б], [б’] в слогах. Развитие координации движений.

- Бим и Бом любят играть на музыкальных инструментах. Они играют на балалайке, трубе и барабане. Давайте поиграем с ними:

- на балалайке – ба-бо-бу-ба-бо-бу;

- на трубе – би-ба-бо-би-ба-бо;

- на барабане – бам-бом-бум-бим.

 7. Развитие фонематических представлений.

- Предлагаю вам поиграть в игру. Я буду произносить слоги. Услышите слог, в котором есть звук  [б], хлопните в ладоши.

Ха,  ба,  па,  ты,  бы,  мы,  бо,  но,  по,  бу,  ту,   пу….

Игра «Поймай слово»

- Ребята, вы должны будете хлопками «ловить» слова со звуками [б], [б’].

(Альбом, хобот, буква, кабан, азбука, паук, машина, бант, нос, батон, соболь, бревно, робот, губы.)

- Вы хорошо справились с заданием, молодцы!

 8.Анализ слогов «би», «ба», «бу»,  и слов «Бим», «Бом».

- Бом спрашивает, а зачем вам ребята эти  цветные кружочки? (Чтобы обозначать звуки.)

- А что это за замки и почему они разноцветные? (В этих замках живут звуки. В красном замке живут гласные звуки, в синем – твёрдые согласные, в зелёном – мягкие согласные.)

- В левую руку возьмите синий кружок, в правую  - красный. Даю я вам звуки [б], [а]. Какой получился слог? (Ба.) Теперь Бом вам даёт звуки [б], [о]. (Бо.)

-Какого звука не хватает этому слогу, чтобы получилось его имя? (Звука [м].) Бим даёт вам кружочками слог «би», дополните слог «би» звуком, чтобы получилось имя Бим.

Игра «Кто внимательный»

- Давайте поиграем. Когда я назову согласный твердый звук[ б], вы поднимите…(синий кружок), а когда – согласный мягкий звук  [б’] …(Зеленый кружок). Бом и Бим  посмотрят, кто самый внимательный из вас. Б, б’, б’, б, б, бя, ба, бы, аб, бе.

9.Произношение звуков в словах. Определение позиции звука в слове.

-Посмотрите на доску, перед вами картинки, нужно назвать только те картинки, в которых есть звук  [ б] (баран, мак, банан, собака, пила, кабан, грибы, арбуз, кот).

    Необходимо  раздать  детям картинки и предложить им обозначить звук [ б] на схематической полоске слова.

- Возьмите, полоски. Внимательно посмотрите на картинки и обозначьте

звук [ б] на полоске соответствующей фишкой.

- А теперь ребята, угадайте слово, начав его [ б] или [б’]:

…елка, …улка, …оль, …ольшой, …рат, …ант, …анка, …окс, …отинки, …аран, …арабан, …рюки.

- Бим и Бом принесли вам подарки, в названии которых есть звуки [ б] и [б’]. Только что – то я запуталась, кто из них какой сундучок с подарками принёс, давайте вместе разберёмся.

- Что у нас в первом сундучке? (Баночка, бумага, банан, бусы.)

-Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук  [ б].)

- А где вы произносили звук  [ б]? (В начале слова.)

- Так, а что же во втором сундучке? (Белочка, билет, бинт, бегемот.)

- И какой же звук встречается во всех этих словах? (Звук [ б’].)  

- Ну и кто ж тогда подарил вам первый сундучок с подарками? ( Первый сундучок подарил  Бом.)

- А второй  сундучок? (Второй сундучок подарил Бим)

10.Произношение звука  [ б]  в связной речи.

- Повторите за мной чистоговорку.

Ба-ба-ба, ба-ба-ба

- Мама, мама! Вон труба!

Бу-бу-бу, бу-бу-бу

- Ты и мне купи трубу,

Би-би-би, би-би-би

- Ты на этой потруби.

Бу-бу-бу, бу-бу-бу

-  Дядя, дайте мне трубу,

Бе-бе-бе, бе-бе-бе

- Потрубил я на трубе,

Ба-ба-ба, ба-ба-ба

- Не нужна уже труба.

                                Физкультминутка.

С барабаном ходит ежик,

 Бум-бум-бум!

 Целый день играет ежик,

 Бум-бум-бум!

 С барабаном за плечами,

 Бум-бум-бум!

 Ежик в сад забрел случайно,

 Бум-бум-бум!

 Очень яблоки любил он,

 Бум-бум-бум!

 Барабан в саду забыл он,

 Бум-бум-бум!

 Ночью яблоки срывались,

 Бум-бум-бум!

 И удары раздавались,

 Бум-бум-бум!

 Зайцы здорово струхнули,

 Бум-бум-бум!

 Глаз до зорьки не сомкнули,

 Бум-бум-бум!

11.Знакомство с буквой «Б».

- Ребята, с какими звуками нас познакомили клоуны Бом и Бим? (Со звуками [ б] и [б’].) А вы бы хотели увидеть, какой  буквой обозначаются эти звуки? (Да.)

- Но для начала давайте вспомним правило. Что мы слышим, произносим? (Звуки). Что мы видим, читаем, пишем? (Буквы). Давайте все вместе повторим правило: Звук я слышу, произношу, Букву вижу, читаю, пишу. Звуки [б[, [б’] обозначаются на письме буквой Б. Из каких элементов состоит буква Б? ( Из длинной и короткой палочки, полукруга).

Буква эта с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

- Построим из пальцев  букву «Б».

 Указательный с большим

Мы в кольцо соединим

Остальные мы дугой

Над кольцом объединим.

- На доске закреплены буквы (буквы магнитной азбуки из графически похожих В, Ф, Р), каждый из вас подойдет к доске и выберет букву «Б».

- Чтобы нам запомнить букву «Б», давайте ее напечатаем в тетради. Занимайте места. Выполняйте задание по образцу.                                  

Игра «Преврати слово». Выкладывание слов: бык - бок – бак. (Работа у доски)

- Перед вами на доске выложено слово БЫК.  Измените в этом слове  звук «Ы» на звук «О», какое слово получиться. Измените букву в слове. (БОК.)

-  Измените в этом слове  звук «О» на звук «А», какое слово получиться. Измените букву в слове. (БАК.)  Молодцы!

- Посмотрите ребята, изменяя в слове одну только буквы мы меняем смысл слова.

12. Организация окончания занятия.

- Вот вы и справились со всеми заданиями.  Ну что ж, Биму и Бому пришла пора прощаться с нами. Мы им говорим спасибо, ведь благодаря им мы  с вами узнали так много слов со звуками [ б] и [б’]. Давайте вспомним слова со звуками [ б] и [б’].  (Бант, бумага, белка, барабан, банка.)  Ребята вам понравилось занятие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...