Твердые и мягкие согласные
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Дмитренко Елена Борисовна

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_tvyordye_soglasnye_v_starshey_gruppe.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Познавательное   развитие»

«Обучение грамоте»

«Твёрдые и мягкие согласные» в старшей группе

Цель: дать детям понятие о согласных звуках  — твердых  и мягких.

Программные задачи:

Образовательные:

  • Формировать умение проводить звуковой анализ слов.
  • Формировать умение дифференцировать  звуки по их характеристике (согласные, гласные, согласные твёрдые и мягкие).

Развивающие:

  • Развивать умение определять место звука в слове.
  • Развивать  умение наблюдать за работой артикуляционного аппарата при произнесении звуков.
  • Вырабатывать графические умения проводить прямые и замкнутые линии.

Воспитательные:

  • Воспитывать  элементарные гигиенические правила письма.
  • Воспитывать мелкую моторику и усидчивость.

Демонстрационный материал: картины-схемы слов луна, лиса; красные, синие, зеленые  фишки (по 4 штуки); указка; мяч.

Раздаточный материал: картинки-схемы слов луна, лиса; красные, синие, зеленые фишки (по 4 на ребенка); указки.

Ход занятия Ход НОД.

  1. Вводная часть.

Организационный момент: чтение стихотворения.
Воспитатель: Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем вам скажем «Добрый день!»

                Если каждый улыбнется –

                Утро доброе начнется!

Воспитатель: Все готовы заниматься?

Дети: Будем очень мы стараться!

  1. Основная  часть.

Звуковой анализ слова Луна.

 Воспитатель предлагает произнести слово луна так, чтобы все хорошо услышали в нем первый звук.

Воспитатель: Какой первый звук в слове?

Дети: «л».

Воспитатель: Что мешает во рту, когда мы произносим звук «л»?»

 Дети: Язычок.

   Вместе с воспитателем дети обозначают звук «л» синей фишкой.

Воспитатель произносит слово луна с интонационным выделением звука «у», синхронно ведя указкой под схемой слова.

Воспитатель: Какой второй звук в слове луна?»

Дети:  «у».

Воспитатель:  «Какой это звук?

Дети: Гласный.

Воспитатель:  Как вы узнали?»

Дети: Когда мы произносим звук «у», во рту ничто не мешает, голос идет свободно.

Воспитатель: Какой фишкой обозначим гласный звук?

Дети: Красной.

     Дети обозначают на схемах звук «у» красной фишкой.

Воспитатель предлагает послушать, какой третий звук в слове луна, и произносит слово с интонационным выделением звука «н», синхронно ведя указкой под схемой.

    Дети называют звук, отмечают, что произносить его мешает язычок, обозначают на схеме серой фишкой. Ведя указкой под схемой и задерживая ее под четвертой клеточкой, воспитатель произносит слово с интонационным выделением последнего звука

Воспитатель: Какой четвертый звук в слове луна?

Дети: Звук «а», гласный, во рту ничто не мешает его произносить.

    Дети обозначают звук «а» красной фишкой.

  Вызванный к доске ребенок ставит красную фишку в четвертую клеточку схемы. Двое-трое ребят читают слово у доски с указкой.

   Картинка-схема слова луна не снимается, рядом вывешивается картина-схема слова лиса.

Звуковой анализ слова лиса.

Воспитатель: Произнесите слово так, чтобы все хорошо услышали первый звук. Ребёнок: Лиса.

Воспитатель: Что мешает произносить этот звук?

Дети: Язычок.

   У доски и на местах дети обозначают на схемах звук «л» зелёной фишкой.

Воспитатель вызывает к доске другого ребенка для определения второго звука в слове лиса. С указкой он читает слово, интонационно выделяя звук «и», называет его, отмечает, что это гласный звук, и обозначает красной фишкой. Одновременно дети работают за столами.

   Следующий воспитанник определяет третий звук в слове лиса. Он читает слово, интонационно выделяя звук «с», синхронно ведя указкой под схемой звукового состава слова, называет третий звук. На вопрос воспитателя, что мешает во рту, когда мы произносим звук «с», отвечает: «Язычок и зубы». Звук «с» обозначается серой фишкой.

   И наконец, вызывается ребенок для определения четвертого звука в слове. Он произносит его с интонационным выделением звука «а», читая слово с указкой и задерживая ее под четвертой клеточкой. Называет звук «а», отмечает, что этот звук гласный, и обозначает его красной фишкой. Одновременно идет работа за столами.

   Воспитатель предлагает положить рядом картинки луны и лисы.

Воспитатель: Какой первый звук в слове лиса?

Ответы детей: «л'».

Воспитатель: Какой первый звук в слове луна?

Дети:  Л.

 Воспитатель: Какие это звуки?

Дети: Это туки-братцы, «л» — большой братец, «л'» — маленький братец».

Воспитатель еще раз обращает внимание детей на то, что произносить звуки «л»» и «л'» мешает язычок. Затем сообщает «секрет»: «Звуки, которые что-либо (губы, зубы, язык) мешает произносить, называются согласными. Звуки «л» и «л'» — согласные. Большой братец «л» — твердый согласный, а маленький братец «л'» — мягкий согласный. Твердый согласный звук мы будем обозначать синей фишкой (показывает), а мягкий согласный звук будем обозначать зеленой.

  1. Заключительная  часть.

Итог НОД.

Воспитатель: Что новое вы узнали сегодня?

  Ответы детей.

Воспитатель: Какие задания выполняли?

  Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи "Различие твердых и мягких согласных"

В данном конспекте рассказывается о различии твердых и мягких согласных.Мягкие согласные озвучивает герой Тим,твердые согласные - герой Том.На основе этого детям предлагается выбрать слова с мягкими и...

Дифференциация твёрдых и мягких согласных (практический материал) (Учитель-логопед Добрынина Э. Г.)

Работа над дифференциацией звуков играет огромную роль в формировании слуховой и произносительной системы языка. Приходится  прорабатывать и выделять эту часть коррекционной работы в отдель...

"Твёрдые и мягкие согласные"

конспект занятия по обучению грамоте  старших дошкольников...

"Твёрдые и мягкие согласные"

конспект занятия по обучению грамоте  старших дошкольников...

Твёрдые и мягкие согласные( конспект ООД в ДОУ )

конспект занятия по обучению грамоте старших дошкольников...

Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"

Конспект НОД по области "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми старшей группы с ЗПР на тему "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"...

Занятие для детей 1 класса с ФФНР. Тема:"Твердые и мягкие согласные звуки".

В данном материале представлен конспект логопедического занятия и презентация к нему....