Звук и буква Зз
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Потапова Ольга Геннадьевна
Ознакомление со звуками з, зь и буквой Зз. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов. Совершенствование навыка чтения, слов, с новой буквой Зз. Профилактика нарушений письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_zz.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Звук и буква З и ЗЬ.

Образовательные задачи. Ознакомление со звуками з, зь и буквой Зз.
Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов. Совершенствование навыка чтения, слов, с новой буквой
Зз. Профилактика нарушений письменной речи.
Развивающие задачи. Развитие фонематического восприятия, тонкой
и общей моторики.
Воспитательные задачи Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Ход занятия:

К потолку прикреплены два гелиевых шарика,на ниточках висят два комарика.

Педагог.Утро начинается с сюрпризов, как же эти комарики попали к нам в группу? Очень странно.

Ребята, а какое сейчас время года? Что в это время делают насекомые? Посмотрите у комарика записка, предлагаю ее прочитать.

Ребята, мы не успели найти себе на зиму убежище, очень замерзли и забыли свою песенку. Помогите нам ее вспомнить и найти местечко для зимовки.Ребята, хотите помочь комарикам?

Кто знает песенку комара?

Ребята, что происходит с губами, когда вы произносите звук з?

Губы улыбаются

- А язычок?

Он упирается в нижние зубы.

Как вы думаете звук з гласный или согласный?

Дети. Согласный.

Почему?

Каким цветом будем обозначать?

Дети. Синим.

Педагог. Звук з звонкий или глухой?

Приложите к горлышку руку и произнесите этот звук и определите, он звонкий или глухой.

Горлышко спит или дрожит?

Дети. Дрожит. Значит он звонкий.

Пропойте песенку большого комара, а теперь маленького.

Чем отличаются звуки?

Звук з может быть твердым и мягким.

Мягкий звук зь каким цветом обозначается?

Дети. Зеленым.

А теперь посмотрите на экран и назовите какие картинки вы видите (зонт, замок,забор,заяц, стол, змея).

Педагог. Подумайте какая картинка здесь лишняя и почему?

Молодцы!

Ребята, я предлагаю вам поиграть с комариками. Игра называется «Поймай комара».

Я буду произносить разные звуки,слова,слоги. Если услышите звук з ли зь хлопните один раз в ладоши.

з,сь,д,зь,ж,з,т,ц,з,с.

за, ду,зь,со,зу,жа,зо,то,сь,зу.

зубы,сова, коса, ваза,земля,жужжать, звенеть, звонкий, острый, светлый,зима,зефир.

Молодцы! Вы очень старались!

Ребята, а к нам прилетел наш знакомый дятел и сегодня он нам принес вот такие картинки. Назовите их. Вам нужно определить где находится звук з и зь в начале, середине или в конце слова (Зебра, газета, замок, арбуз, паровоз, зубр, газон, водолаз.

А сколько же слогов в этих словах?

Физминутка.

Прилетели комары ззз-машут руками

Как назойливы они,

Полетали, полетали

Нас чуть-чуть не покусали-пальчик к носу.

Мы в ладоши хлопнули

Ножками притопнули

Испугались комары, улетели за дворы.

Ребята, мы узнали как звучит звукз и зь, а теперь посмотрите на экран и посмотрите как выглядит буква З.На что она похожа?

З – смешная завитушка.

З-закручена как стружка.

Ребята, этой буквой обозначаются звуки з и зь. Она состоит из двух полуколец, соединенных между собой или двух неполных кругов.

Педагог приглашает детей за столики, раздает им тетради, ставит на

столики контейнеры с карандашами.

П е д а г о г. Посмотрите на страницу слева. Что вы видите вее верхней

части?

Д е т и. Замок, зонт, большую и маленькую буквы Зз.

П е д а г о г. Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам для

этого потребуется?

Д е т и. Синий, потому что буква з — согласная.

Дети раскрашивают буквы.

П е д а г о г. Теперь положите карандаши. Давайте «напишем» букву з

в воздухе.

Дети «пишут» новую букву вместе с педагогом, который стоит к ним

спиной.

П е д а г о г. Возьмите простые карандаши. Давайте напишем букву Зз.

Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу верхний полукруг, а потом нижний. Напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам.

Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу.
П е д а г о г. Теперь каждый из вас выполнит задание на различение звуков
з и зь в своей тетради. Посмотрите на нижнюю часть соседней страницы.
Обведите картинку, в названии которой есть звук з, синим карандашом, а картинку со звуком зь — зеленым карандашом.

Ребята, а вылюбите загадки отгадывать

Слушайте внимательно загадку.

Бородат, гриваст, вынослив,

Иву вмиг согну в дугу.

И рогами пень подбросить

Выше дерева смогу

Д: Зубр. На доске слово зубр.

Ребята, прочитайте, что здесь написано.

Предлагаю вам выложить звуковой анализ слова зубр.

Слушайте следующую загадку.

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла..(зима).

Дети делают звуковой анализ слова фишками.

Ребята, а вы любите собирать пазлы? Только собирать нужно всем вместе, дружно и тогда вас точно ждет успех. Что у вас получилось?

Дети: Дерево.

Педагог: Догадались куда прячутся комары на зимовку?

Воспитатель: Уважаемые комарики. Мы сегодня с ребятами по разному старались напомнить вам о том, какую песенку вы поете, когда летаете, указали путь к месту,где вы сможете провести холодную зиму.

Рефлексия: Ребята, а с каким звуком и буквой мы сегодня с вами познакомились. Что было для вас трудным, а что легким?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....