Конспект НОД по обучению грамоте "Звук Ть. Буква Т"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Ольга Ивановна Уварова

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

- познакомить детей со звуком Ть и его характеристикой;

- познакомить с понятием «согласный мягкий звук».

Коррекционно-развивающие:

- развивать у детей фонематические процессы;

- упражнять в звуковом анализе слогов;

- упражнять в делении слов на слоги;

- упражнять в определении места звука в слове.

Коррекционно- воспитательная:

- формировать навык контроля над правиль­ным произношением поставленных звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Звук Ть. Буква Т

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

- познакомить детей со звуком Ть и его характеристикой;

- познакомить с понятием «согласный мягкий звук».

Коррекционно-развивающие:

- развивать у детей фонематические процессы;

- упражнять в звуковом анализе слогов;

- упражнять в делении слов на слоги;

- упражнять в определении места звука в слове.

Коррекционно- воспитательная:

- формировать навык контроля над правильным произношением поставленных звуков.

Оборудование: зеркала, картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук Ть; буква Т, карандаши, цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие «Домик».

Ход занятия:

1.Организационный момент. Приветствие. Психогимнастика.

Логопед:  Давайте встанем и поприветствуем друг друга! 

С добрым утром! С новым днём!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!

2.Сообщение темы занятия. Проблемная ситуация.

(стук в дверь). Логопед: Слышите, кто-то стучится, давайте посмотрим, кто там.

(заходит зайчик и мышка)

Зайчик и Мышка: Здравствуйте!

Логопед: Здравствуйте!

Мышка: меня зовут Тома.

Зайчик: Меня зовут Тим.

Логопед: прислушайтесь к этим словам. Какой первый звук в слове Тома? (т)

А в слове Тим? (ть).

Логопед: Тома и Тим, а почему вы такие, грустные?

Тома: Мы, отправились на день рождения к своему другу медвежонку Топтыжке и заблудились.

Тим: мы, пришли к вам в гости за помощью.

Логопед: Дети, поможем Томе и Тиму отыскать дорогу к домику Топтыжки? (Да).

Логопед: Наш путь будет нелегким, нужно будет правильно ответить на вопросы, выполнить сложные задания. – Вы готовы? (да).

- Логопед: Тогда отправляемся в путь. Сначала нам нужно добраться до леса. Какой транспорт вы знаете?

Дети: Я знаю транспорт-самолет. (автомобиль, автобус, корабль, метро).

Логопед: Молодцы! Знаете много разного транспорта. Поедем мы сегодня на автобусе. А вот и наш автобус, но чтобы занять в нём место, нужно получить билет.

Возьмите билетики и займите места, согласно купленным билетам. А пока мы будем ехать в автобусе, давайте с вами вспомним правило красивой речи.

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо!

Ясно, четко говорим,

Потому, что не спешим!

 Логопед: - Вот мы и приехали. 

3. Дыхательная гимнастика. Посмотрите, как здесь красиво! Какой чистый воздух! Давайте мы с вами подышим: сделаем глубокий вдох через нос, а выдохнем через рот. Упражнение на развитие воздушной струи: «Сдуть снежинки с варежки».

4. Развитие мимических мышц.

Задача детей — выразить эмоциональное состояние.

Логопед: Пришла зима. (Радость.) Можно кататься на санках, лыжах, коньках! (Восторг.) Но крепкий мороз заставил всех остаться дома... (Огорчение.) Вдруг слабые солнечные лучи проскользнули в окошко.

 (Удивление.) Можно и дома найти занятие.(Спокойное состояние.)

5. Артикуляционные упражнения.

Логопед: Зимой на улице очень холодно. Тима и Тома немного замерзли и у них застучали зубки, слышите. (Легкое  постукивание зубами, губы разомкнуты).

Отставление  нижней губы от зубов и десен. «Болтушка». Попеременное надувание правой и левой щек.

6.   Объявление темы занятия.

Логопед выставляет на доску картинку для звукоподражания: большие часы с маятником.

Логопед: Ребята! Тима и Тома в подарок Топтыжке несут часы. Послушайте, как тикают часы: «Ть-ть-ть». Со звуком Ть мы сегодня познакомимся.

7.   Акустико-артикуляционный образ звука.

Сначала логопед четко произносит звук Ть, а затем его повторяют дети.

Логопед: Это необычный звук. Скажите, что мешает воздушной струе свободно выходить изо рта? (Язык.) Этот звук согласный, но послушайте, как он мягко произносится: Ть-ть-ть. Он мягкий и обозначать мы его будем фишкой зеленого цвета. Сегодня вы узнали, что согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Расскажите, какой звук Ть? (Согласный, мягкий, обозначаем фишкой зеленого цвета.) А теперь приложите руку к горлышку. Горлышко молчит. Звук Ть — глухой.

Логопед просит нескольких детей еще раз повторить полную характеристику звука Ть.

8. Связь звука и буквы.

Выкладывание буквы Т из карандашей.

Гриб на букву Т похож.

С тонкой ножкой.

Ну и что ж!

Потрудитесь-ка немножко:

Палка — шляпка, палка — ножка.

9. Развитие фонематического слуха. Игра «Хлопай, не зевай».

Произносится ряд звуков, слогов и слов со звуком и без звука Ть. На звук Ть дети хлопают в ладоши.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Ребята, Тома и Тим устали, давайте немножко отдохнем.

Руки подняли вразлет —

Появился самолет.

Мах крылом туда-сюда

Делай раз и делай два.

10. Закрепление звука в слогах.

Звуковой анализ слогов ИТ и ТИ. Слог ИТ дети анализируют самостоятельно, а слог ТИ — с помощью логопеда.

11. Закрепление звука в словах. Определение места звука Ть в словах: Тима, сеть, пасть,

кость, тюлень, тень, телефон и т.д. Дети дают полный ответ: «В слове Тима, звук Ть находится в начале слова, а в слове сеть звук Ть находится в конце слова» — и затем «селят» картинку в «Домик».

Логопед: Напомните мне, куда мы держим путь?

Дети: на день рождение медвежонку Топтыжке.

Какое предложение, мы можем придумать со словом Топтыжка?

Дети: У Топтыжки День Рождение. Топтыжка любит мёд. Топтыжка живет в лесу.

Логопед: - Молодцы! Давайте положим подарок для медвежонка в корзинку. Посмотрите, а вот и теремок.

Тома: Спасибо, вам ребята! Вы помогли нам найти теремок к нашему другу.

Тим: давайте постучим в дверь.

Стучатся. Из теремка выходит Топтыжка.

Топтыжка: Здравствуйте!

Логопед и дети: Здравствуй, Топтыжка! Мы с твоими друзьями принесли тебе подарок.

Топтыжка: Спасибо, вам ребята!  

Логопед: Ребята, давайте попрощаемся с нашими друзьями.

Тома и Тим: Спасибо, Вам ребята за помощь. До свиданья! (все герои уходят в теремок).

Логопед: Ну что ж, а нам пора возвращаться в детский сад. Вокруг себя повернитесь и в детском саду окажитесь. Вот мы и в детском саду.

 

12. Итог занятия.

Логопед: С каким звуком сегодня познакомились? Какой это звук? Назовите слова со звуком Ть в начале слова. А теперь в конце.

13. Оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Конспект обобщающего ОД обучение грамоте "Гласные буквы и звуки"

Образовательная область: «Коммуникация»Цель:Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].Задачи:Образовательные:Закреплять знания детей о гласных звуках.Закреплять ум...

Конспект по занятию обучение грамоте "ГЛАСНЫЕ БУКВЫ У, Ю"

Программное содержание:Продолжать знакомить детей с иллюстрациями художника – иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова к детским художественным произведениям.Учить детей изображать знакомый образ птицы...

Конспект занятия по обучению грамоте "Гласная буква Я" в подготовительной группе детского сада.

Цель: Познакомить детей с гласной буквой Я,я, случаем обозначения ею двух звуков [й'а].Задачи:Показать , что в начале слова и после гласных Я обозначает два звука;Познакомить со словом «Я&ra...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: "Буквы и звуки Ж-Ш. Чтение слогов и слов"

Цель: ознакомление детей со звуками и буквами [Ж-Ш].Задачи:1.Образовательные: познакомить звуками [ж-ш]; совершенствовать навык чтения слогов; формировать навык самоконтроля.2.Развивающие: развивать ф...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук, буква Н"

конспект занятия в средней группе...