Звук У и буква У.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Зямкна Екатерина Александровна

Звук У и буква У.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Звук У и буква У. 

Задачи: Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на материале речевых звуков и слов;  продолжать знакомить детей с понятием «гласный звук»; учить выделять заданный гласный звук из потока гласных звуков в начале слова, в словах из текста;  закреплять понятия «звук», «слово», предложение; продолжить знакомство с буквой У, закреплять понятия «буква».Учить строить схему предложения.

Оборудование: предметные картинки, красный домик; буква У большая и маленькая, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога и красные круги  к этим полоскам; картинки или предметы: утюг, удочка, улитка, утка; раздат.:простые и красные  карандаши и листы бумаги для схемы предложения, прописи.

 Ход НОД

1.С каким звуком мы с вами играли на предыдущем занятии? На свои места сядут те, кто назовет слово со звуком А.

2. Ребята, эту куклу зовут Уля. Как зовут нашу куклу? (Уля). Какой первый звук вы услышали в слове Уля? (звук У). Где мы можем услышать звук У? Кто воет: У-у-у! (Волк) Молодцы. А как воет маленький волчонок? (у-у-у!- тоненьким голоском, тихо).

Губы трубочкой потянем

И нисколько не устанем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

- Повторите за мной стихотворение:

Утки плавают в пруду,

Ищут там себе еду.

- Какой звук слышите в стихотворение чаще других?

   А как же получается звук у, как мы его с вами произносим? Губы вытянулись и сделали маленький кружок; положите руку на горлышко и произнесите звук у – горлышко гудит, воздух проходит свободно, ему ничего не мешает.   Звук у – гласный звук, потому что его можно пропеть.

Спойте этот звук еще раз. Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?. Где живут гласные звуки и буквы? Правильно, вот в этом красном домике.

Педагог показывает детям красный домик и красный кружок.

Сегодня мы будем произносить много слов со звуком У.

3. Игра «Поймай звук».

   ВЫ будете двигаться, а я произносить звуки. Как только услышите звук У, останавливайтесь. У-а-у-и-у-о-и-у-а-ы-у-о-у…  

4. Загадки.

   Уля приготовила для вас загадки.. Отгадайте загадки и вы узнаете, что нарисовано на картинке.

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Палочка в руке,

Ниточка в реке.

 (Удочка). Выставляется картинка.

   Чем мы ловим рыбу? (Удочкой). Где вы услышали звук У – в начале, в середине или в конце слова? (В начале слова). Обозначьте на схеме место звука У в слове.

   Дети выкладывают красный кружочек на полоску слева.

 Слушайте другую загадку:

«Сама ползет,

На себе дом везет».

Это… (улитка). 

Выставляется картинка.  Покажите пальчиками. Как она высовывает рога, прячется в раковину. Какой первый звук в слове «улитка»? (Звук У). Обозначьте на схеме место звука в слове.

 Слушайте еще одну загадку:

 «Ходит вперевалочку,

плавает, ныряет,

на пруду и в речке

 пищу добывает».

 Кто это? (Утка).

Выставляется картинка. Покажите на полоске, где находится звук У? (В начале слова).

И еще одна загадка.

 Он плывет по простыне,                    

  Как кораблик по волне.                      

  Он хозяйкам добрый друг                  

   Электрический…(утюг).    Имитация работы с утюгом. Чем вы гладите? (Утюгом).

 Ребята, что вы сейчас мне подсказывали? (Слова). Вы подсказали много слов, и все они звучат по-разному.  Какие слова вы сказали? (Утюг, удочка, улитка, утка ). И  во всех словах  звук У ...стоит в начале слова.

5. Я произнесу слово без последнего звука, а вы произнесите слово полностью и назовите последний звук в нем

кенгур..., почем..., какад..., сниз..., сраз...

6. Повторяйте за мной слова, в которых звук  У спрятался в середине слова.

мак, дуб, шар, шут, пух, шаг, сад, зуб, пол, тук, газ, бук, шум, зал.

7. Игра «Будь внимательным».

Выберете слова со звуком У из стихотворения:

Устала утка на пруду учить своих утят,

Утята плавать на виду у мамы не хотят.

В каких словах вы услышали звук У?

8. Физминутка

Ползёт улитка по тропе                                     шагают
Свой домик носит на спине.                             наклоны вперед
Ползёт тихонько, не спешит                             высоко подниммают колени и медленно
По сторонам всегда глядит.                              повороты в сторону и смотрят под козырек
Ну, а когда устанет очень                                  приседания
И отдохнуть она захочет,                          
То может быстренько свернуться                    обхватить колени
И шаром круглым обернуться.

9. Работа с предложением.

Выделить из предложений слова, в которых, звуки А и У стоят в начале слов, посчитать сколько слов в предложении, учить составлять графическую схему предложения

 Алиса увидела улитку.

10.  Буква У. Выставляется домик для гласных звуков и буква У.

  Знакомство детей с буквой.

   Это – буква У. Букву мы можем увидеть и написать, а звук – услышать и сказать. Буква У будет жить в красном домике, потому что звук у – гласный, а гласные звуки мы обозначаем каким цветом? (Красным).

 У – сучок. В любом лесу

Ты увидишь букву У.

Прописать букву У в воздухе.

Раскрасить в прописях букву У тем цветом, в каком домике она живет

Пишем букву У большую и маленькую. Демонстрируются буквы у, У (строчная и заглавная). Уточняются сходства и различия

Чтение в кассах букв АУ  УА

 11 Итоги.

С каким звуком мы сегодня играли?

К какой группе звуков мы отнесем звук У?

Что понравилось больше всего?

Молодцы! Вы сегодня были очень внимательны!

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»

Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...

Презентация "Звуки В, Вь. Буква В. Путешествие с волшебным волком к букве В"

Мультимедийная презентация к занятию по обучению грамоте  детей с тяжелыми нарушениями речи по теме "Звуки [В],[В,], буква В". Путешествие с волшебным волком к букве В"...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...