Подготовке детей к обучению грамоте
консультация по обучению грамоте (старшая группа)

Лобарева Надежда Ивановна

Материал нацелен на ознакомление педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей с работой в старших группах по подготовке детей к обучению грамоте. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Подготовке детей к обучению грамоте»

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как:

  • развитый речевой слух (фонематический слух)
  • четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает    правильное проговаривание)
  • знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой
  • выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма и пр.

Взрослым необходимо помнить, что чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического).

Задача взрослых – подготовить ребенка к последующему обучению чтению и письму.

В пять-шесть лет следует не только закрепить имеющиеся достижения в речевом развитии, но и расширить круг умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения письменной формы речи.

В течение года дети вслушиваются в звучание слов. Они учатся узнавать, различать и выделять отдельные звуки; определять их позицию в слове (начало, середина, конец).

На этом этапе важно вновь вернуться к артикуляции звуков, уточнить их звучание. Дети анализируют особенности произнесения и звучания звука: положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи. Дошкольников на первом году обучения знакомят с твердыми согласными звуками, на втором году обучения учат различать твердые и мягкие согласные звуки, чтобы в дальнейшем избежать ошибок при письме. Особое внимание уделяется звукам, близким по произношению и по звучанию. Тщательная работа со звуками позволяет научить детей устанавливать последовательность звуков в слове.

Анализ артикуляции звуков позволяет установить, что одни звуки произносятся с голосом свободно.

Произношение других звуков связано с тем, что губы, язык, зубы образуют преграду, препятствие на пути выдыхаемого воздуха.

Так дети знакомятся с существенными опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка: гласных и согласных. Вводятся условные обозначения: согласный – синий квадратик, гласные звуки - красный квадратик; на втором году обучения: твердый согласный - синий квадратик, мягкий согласный - зеленый квадратик, гласные звуки - красный квадратик.

Изучение акустико-артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к группе гласных или согласных завершается ознакомлением с соответствующими образами – буквами.

Помимо занятий в детском саду, мы рекомендуем дома проводить игры на развитие правильной артикуляции звуков и на развитие фонематического слуха.

                         

Игры на развитие правильной артикуляции звуков

и на развитие фонематического слуха

  • «Угадай-ка» (Имитация голосов птиц и животных). Эту игру можно использовать на прогулке. Попросите ребенка прожужжать как жук, прокуковать как кукушка, промычать как корова и т.д. Добивайтесь от ребенка четкой артикуляции звуков.
  • Можно использовать звуки окружающего мира (как завывает ветер, как он шумит в листве деревьев, как капает дождик, как шумит чайник, тикают часы и т.д.)
  • «Длинное - короткое» (Упражнение в умении определять на слух длинные и короткие слова).
  • Можно искать на кухне слова, в которых много звуков (мясорубка, электричество, кастрюля и др.) и слова, в которых мало звуков (нож, соль, суп и т.д.).
  • «Сломанный телевизор» Для игры необходима любая рамочка, которая держится у губ. Показывайте детям по очереди гласные звуки и их сочетания: а, у, и, ау, аи, иу. Дети определяют звуки и их последовательность.
  • «Поймай песенку». Ребенок ловит заданный звук хлопками в ладоши. Песня исполняется протяжно. Звуки: а, у, и, э, и, у, э, а, э, и т.д.
  • «Где прячется звук». Предлагайте ребенку слова, выделяя, например, звук «о». Ребенок определяет позицию в слове (начало, середина, конец).
  • «Измени слово». Ребенку предлагаются картинки с односложными словами. Необходимо изменить их так, чтобы в слове слышались два гласных звука. Образец: дом – домик.
  • «Мягкий – твердый». Предлагайте ребенку картинки со словами с мягким согласным звуком и с твердым. Картинки с мягким согласным он выкладывает на мягкую подушку, а с твердым – на стол или камень.
  • «Придумать слова на заданный звук».
  • Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п. Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)
  • «Поймай нужный звук хлопком».

Инструкция: если услышишь звук [k] в слове - хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K]. . .То же с любыми другими звуками.

Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос… Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…

  • Отхлопать слоги со звуком«Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.
  • Произнести по порядку все звуки в слове. Начинаем с коротких слов, например: ДОМ – д,о,м.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематический план непосредственно образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте для детей среднего дошкольного возраста

Данный материал прндусматривает календарно-тематическое планирование НОД на учебный год  для детей среднего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте с использованием игровых технолог...

Итоговое занятие по подготовке детей к обучению грамоте (для детей подготовительной группы и их родителей) «Волшебный букет»

Занятие предполагет участие родителей, построено в игровой форме и содержит упражнения и игры, направленные на подведение итогов за год  подготовки детей к обучению грамоте....

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте «Волшебная шкатулка бабушки Азбуки» (для детей 5-6 лет)

Систематизация знаний детей о звуках и буквах, звуковом анализе слова....

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием дидактического материала "Уроки грамоты"

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;совершенствовать умение...

Консультация для родителей "Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте".«Учим грамоте играя!»

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому ст...