Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Ищенко Евгения Федоровна

Материал занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с исползованием  ИКТ с использованием игровых технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, с использование ИКТ (презентация), в подготовительной к школе группе.

Подготовила воспитатель Ищенко Евгения Федоровна.

МБДОУ ЦРР детский сад № 6 пгт Лучегорск.

           Тема: «Поможем королеве Грамоты».

             Задачи:

выявить умения на слух выделять гласные и согласные звуки,

        - определять количество слогов в слове, ударный слог;

- дифференцировать твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;

- выделять первый звук в слове;  

- составлять, раскрывать схему предложения;

- делать звуковой анализ слова;

- развивать грамматический строй речи;

- совершенствовать практические умения и навыки детей;

- формировать навыки контроля и самоконтроля;

- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление;

- дать возможность детям показать свои знания и умения;

- воспитывать доброжелательные отношения, смелость, веру в собственные силы;

- совершенствовать навыки коммуникативного общения.

Оборудование, пособия, материал: Презентация к занятию; карточки с гласными звуками, два картонных домика зелёного и синего цвета; буквы к слову «грамота», «Поля», «Петя»; картонные атрибуты: колокольчик и шляпа, для определения звонкого или глухого согласного звука.   Схема из семи ячеек и цветные магнитики синего, зелёного, красного цвета для звукового анализа слова «грамота». Медальки «За грамотность» по количеству детей, подарок - игра по обучению грамоте.

Раздаточный материал: цветные карандаши; полоски для составления схемы предложения; квадратики синего, зелёного, красного цвета; шерстеные нитки для выкладывания буквы на бархатной бумаге. Листочки с заданиями.

Ход занятия:

Подготовительная часть.

Организационный момент.

Дети стоят в кругу. Произносят приветствие.

- Здравствуй, солнце золотое,

  Здравствуй, небо голубое,

  Здравствуй, вольный ветерок,

  Здравствуй, миленький дружок.

  Я живу в родном краю.

  Всех я Вас приветствую!

Воспитатель: - Ребята, сейчас я буду произносить звуки, если вы услышите звук, с которого начинается ваше имя, то вы произнесёте своё имя и присядете на свой стульчик. (Дети выполняют задание).

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают поочерёдно пальцы правой руки)

                                      Будем мы сейчас играть,

(руки перед грудью, движения руками вверх, вниз)

Смотреть, слушать, размышлять,

(прикладывают указательные пальцы поочередно к наружным уголкам глаз, ушам, вискам)

Но друг другу не мешать,

(«грозят» указательным пальцем)

Внятно четко говорить,

(очерчивают область рта)

Не вертеться, не шалить.

(«грозят» указательным пальцем)

Все хотим мы заниматься,

Все хотим мы много знать.

Основная часть.

Сюрпризный момент.

– Ребята, ко мне на электронную почту пришло необычное послание.

        Слад № 2

- Давайте его послушаем.

Слайд № 3

«Здравствуйте, ребята, я Королева Грамоты из сказочной страны «Грамматики». Я узнала, что в вашей группе очень добрые и отзывчивые дети и поэтому решила именно Вас попросить о помощи. Меня похитила злая ведьма Атомарг и заточила в своём Зазеркалье. Мне смогут помочь те дети, которые справятся с заданиями. За каждое правильно выполненное задание Атомарг будет присылать букву. Из этих букв нужно будет составить слово и сделать его звуковой анализ. Если у вас всё получится, то я освобожусь из Зазеркалья и вернусь в своё Королевство Грамоты. Я надеюсь на Ваши знания, которые Вы уже получили. До встречи, милые друзья».    

– Ребята, ну что поможем Королеве Грамоты? Освободим её?

– Нас ждёт много испытаний, но я думаю, всё у нас получится.

–Для того чтобы получить первое задание, нужно ответить на вопросы.

– Готовы? (Да)

        Вопросы:

– Когда мы общаемся друг с другом, мы слышим звуки. Это звуки речи.

– Какие бывают звуки речи? (гласные и согласные).

– Почему они называются «гласные»? (они произносятся только с помощью голоса, их можно петь).

– А «согласные», почему так называются? (это звуки, которые нельзя петь голосом, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду).

          – Чем отличается «звук» от «буквы»? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем).

– А какие бывают согласные звуки? (мягкие и твердые, звонкие и глухие)

– Молодцы, и так, мы можем перейти к первому заданию, чтобы получить первую букву.

            Слайд № 4

            Задание № 1 - «Угадай недописанную букву».

– Ребята, давайте внимательно посмотрим и отгадаем буквы. (Дети отгадывают).

                           

         

          Слайд № 5 – Ответ на первое задание. (На экране изображены буквы обозначающие гласные звуки и первая буква А, которая появляется за правильный ответ. Так же, в дальнейшем, появляющиеся поочерёдно буквы, за выполненные задания, крепятся на магнитной доске).

          Слайд № 6

          Задание № 2 – «Найди домик дружбы».

– Перед вами, ребята, на карточке слева изображен домик с гласные буквами. А справа, два домика: синий и зелёный.

- А что мы обозначаем, синим и зелёным цветом? (твердые и мягкие согласные звуки).

– Какие же гласные звуки указывают на твердость согласного? («а», «о», «у», «ы», «э»).

- Эти звуки дружат с согласными, которые живут в синем домике и дают им твердость.

– Какие же гласные звуки указывают на мягкость согласного? («я», «ё», «ю», «и», «е»).

- значит, эти звуки дружат с согласными, которые живут в зелёном домике и смягчают их.

-  Для вас приготовлены карточки с гласными буквами. Вы выберите одну, и найдите домик, с которым дружит этот звук. (Дети выполняют задание).

Слайд № 7 – ответ на второе задание. (На экране появляется правильный ответ и вторая

буква Т).

Слайд № 8

Задание № 3 - «Какие буквы спрятались?».

–  Перед вами «Путаница». Вам нужно расшифровать эту путаницу и найти в изображении буквы. (Дети находят буквы и называют их).

Слайд № 9 – правильный ответ на третье задание и буква О.

Слайд № 10

Задание № 4 – «Новый звук и буква».

 - Ребята, нам нужно познакомиться с новым звуком и новой буквой и это -  твёрдый звук  [п] и мягкий звук [п’],  и буква П. Мы должны дать характеристику этому звуку.

  - Вы готовы запоминать новое и выполнять задание? Тогда смотрите и слушайте внимательно.

( Дети запоминают и закрепляют новый материал).

Слайд № 11– характеристика звуков [п], [п’]  и буква П.

Перед письменным заданием делают гимнастику для глаз:

         

          Закрываем мы глаза

Вот такие чудеса

Наши глазки отдыхают,

Упражнения выполняют            

(закрывают глаза)

А теперь мы их откроем,

Через речку мост построим.

(открывают глаза, взглядом рисуют мост)

              Нарисуем букву «О»

Получается легко                        

Вверх поднимем,

Глянем вниз,

Вправо- влево повернем,                  

(глаза поднимаем вверх, вниз, вправо, влево)

Заниматься вновь начнем.                    

(Моргают глазами)

          (Дети выполняют задания на листочках, на закрепление буквы П)

Слад № 12 – загадка о пингвинах.

- Про полёты позабыл,

   Крылья в ласты превратил,

   Рыбку ловит среди льдин

   Антарктический… (пингвин)

Слайд № 13 – ответ на загадку.

Слайд № 14 - физкультминутка «Пингвины».

(Дети возвращаются на свои места).

Слайд № 15 – появляется буква М.

Слайд № 16

Задание № 5 – «Ребус».

- Дети, перед вами ребус. Нужно отгадать имя девочки и мальчика. Для этого нужно взять первый звук из изображённых вверху картинок и составить имена. (Над девочкой картинки: птичка, осы, лягушка, яблоко. Над мальчиком: пушка, енот, танк, якорь. Дети отгадывают ребус, называют имена).

Слайд № 17 – ответ на ребус и новая буква А.

Слайд № 18

Задание № 6 – «Составь предложение по схеме».

На слайде изображены мягкий и твёрдый звук п. Под мягким звуком – схема предложения из трёх слов и картинки: петух и зерно. Под твёрдым звуком: цифра 3 и картинки: паук и паутина. Дети составляют предложения по схеме и у себя на столе выкладывают из полосок схему предложения с твёрдым звуком п.

Слайд № 19 – ответ на задание № 6 и буква Р.

Слайд № 20

Задание № 7 – «Добавь последнюю букву в слове, разгадай зашифрованное слово и сделай его звуковой анализ».

- Ребята, последнее задание.

-Нужно узнать какая буква спряталась за картинкой ведьмы Атомарг(Г), разгадать зашифрованное слово (Грамота) и сделать его звуковой анализ.

(Дети разгадывают букву и слово)

Слайд № 21 – ответ – зашифрованное слово.

Слайд № 22 – карточка – схема для звукового анализа расшифрованного слова.

(Дети делают звуковой анализ слова «Грамота», делят слово на слоги и находят ударный слог).

           Слайд № 23 – ответ – звуковой анализ слова «Грамота», количество слогов в слове и ударный слог.

           Слайд № 24  – волшебный футаж: бьющиеся зеркала.

                Заключительная часть.

                Сюрпризный момент:

           Слайд № 25 – Королева Грамоты.

Приход Королевы Грамоты.

  - Здравствуйте, мои спасители! Рада Вас видеть, мои друзья! У Вас всё получилось! Я горжусь Вами, Вы справились со всеми заданиями! В благодарность за моё спасение и ваши знания, я вручаю Вам медали «За грамотность» и дарю подарок – игру, которая даст возможность расширять и закреплять ваши способности в знаниях грамоты! Благодарю Вас, друзья,  мы не раз ещё встретимся на дорогах знаний! Мне пора возвращаться домой, в своё Королевство Грамоты! Успехов Вам во всем! До свидания!

                 Слайд № 26 – Спасибо за помощь!

                 Рефлексия деятельности.

- Дети, скажите, вам понравилось сегодня наше необычное занятие? Что понравилось? Что было трудным?...(Дети отвечают).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: "Полёт в космос"

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 141      Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: « П...

Конспект открытого занятия по Обучению Грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в Страну Знаний»

Программное содержание: • Закрепить умение определять местоположения звука в слове; • Упражнять в звуковом анализе слов; • Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков; • Закрепить понят...

Конспект открытого занятия по Обучению Грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в Страну Знаний» (с использованием ИКТ)

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Путешествие в Страну Знаний" (с использованием ИКТ)....

Конспект занятия по обучению грамоты в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ. Тема: «Звуки А, У, И, Э, О, Ы. Лесная школа»

Конспект занятия по обучению грамоты в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ.Тема: «Звуки А, У, И, Э, О, Ы. Лесная школа»Цели:1.     Закрепить навыки раз...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки Н-Нь и буква Н»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе  группе«Звуки Н-Нь  и буква Н»Цель: Закрепить знания детей о звуках [Н], [Нь] и букве Н.Задачи:Коррекцио...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Уроки грамоты»

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:·        закреплять понятия «звук», &la...