Конспект занятия "Звук и буква Ы"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Ягодкина Юлия Николаевна

Продолжение знвкомства с гласным звуком и буквой Ы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Звук и буква Ы (продолжение)

Задачи:

1. Обучающие:

- закрепить понятия «звук „Ы"», «гласный звук»;

- учить выделять звук «Ы» в конце слова;

- учить выделять звук «Ы» в середине слова;4iquq04ef3xl1hn97

- учить образовывать множественное число существительных при помощи звука «Ы»;

- учить делить слова на слоги;

- упражнять в согласовании числительных, прилагательных и существительных.

- закреплять зрительный  образ буквы Ы.

2. Развивающие:

- развивать просодическую сторону речи;

- общую и мелкую моторику, графические навыки;

- развивать словесно-логическое мышление, слухоречевую память, внимание, воображение;

- совершенствовать навык звуко-буквенного анализа.

3. Воспитательные.

- воспитывать интерес к образовательной деятельности.

Оборудование:  символы гласных звуков, сигнальные фонарики, схема анализа артикуляции звука, презентация к теме, игрушка мышка, листочки с буквами, карандаши, магнитная доска.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед предлагает детям озвучить звуковую дорожку, составленную из символов гласных звуков, например:

Садится тот, кто назовет гласный звук в словах МАК, СУП, КОТ, ПУХ, КИТ, СТУЛ, ТОК, МЭР, ТИР, КОМ, СОК, МИР, ТОРТ.

2. Характеристика звука [ы].

а) Дети смотрят на экран и рассматривают картинку.

Медведь у пчел отведал мед.

Мишка жалобно ревет

— Ы-ы-ы —

Покусали меня пчелы!

— Как ревет медведь?

б) Дети произносят хором и индивидуально звук [ы].

в) Анализ артикуляции звука [ы].

Дети по схеме анализируют звук [ы]: губы в улыбке, но не напряжены; зубы разомкнуты; кончик языка отодвинут от зубов; воздушная струя выходит свободно, голос работает. Дети делают вывод: звук [ы] — гласный;

— Посмотрите на положение губ на рисунке. Какой звук они показывают? Почему звук [ы] обозначаем красной фишкой?

г) Работа над голосом. Произнесение звука [ы] с усилением и ослаблением голоса.

Игра «Далеко – близко»

3. Развитие фонематического слуха.

а) «Зажги фонарик».

 Выделение звука [ы] из ряда:

  1. гласных: о, ы, э, у, ы, а, ы, у, э, ы.
  2.  слогов: ма, мы, ты, ну, ка, пы, по, ба, вэ, бы.
  3. слов: дом, дым, мак, усы, бык, кот, мох, эхо, дыня, зубы, сок, весы.

б) 

— Видим мы зеленый холм,
В глубине его есть дом.
В доме том живет семья:
Папа, мама, брат, сестра.

Дети рассматривают картину «Мышиная семья» и называют слова со звуком [ы], выделяя его голосом. (Мышь, мышонок, сыр, мыло, часы, весы, рыба, бусы, буквы, умывальник.)

4. Звуковой анализ.

а)

— Мышата в магазин пошли.
Дали им корзины.
Вы продукты назовите,
Их в корзины положите.

Дети рассматривают схемы на корзинах, определяют место звука [ы] в схеме слова, называют картинки (сыр, макароны, рыба, конфеты, тыква) и «раскладывают» продукты по корзинам.

Логопед делает вывод: Нет слов с начальным звуком [ы]. Звук [ы] «трусливый», как и мышки, прячется в середину и в конец слова. Он никогда не стоит в начале слова.

5. Упражнение в согласовании прилагательных и существительных.

1. Мышки нарисовали картинки, в названии которых есть их любимый звук [ы]. Назовите их. (Крыша, язык, ягоды, мыло.)

2. Мышки сказали: «Мы будем слово называть, а вы к слову картинку подбирать».

спелые... (ягоды)
длинный... (язык)
душистое... (мыло)
дырявая... (крыша)

6. Упражнение в согласовании числительных и существительных.

— Мышки предложили игру «Сосчитайка».

Один — два — три — четыре — пять —
Будем тыквы мы считать.

7.  Физкультминутка

а) Дети произносят стихотворение «Черный кот» с имитацией движений.

Вот идет черный кот,

            Ходьба на месте

Притаился, мышку ждет.

           Присесть.

Мышка норку обойдет
И к коту не попадет.

           Ходьба на носочках по кругу.

б)

Мышка в норку пробралась            Крадутся

На замочек заперлась.                    «Замочек» из рук

В дырочку она глядит,                    «Колечко»

На заборе кот сидит.                         «Ушки» на макушке шевелятся

8. Закрепление образа буквы Ы. Работа на листочках. 

- Мы говорили о звуке Ы, а что это? (буква Ы)

- А теперь послушайте стихи о букве.

Вот топор. Полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква «Ы» -

Все мы знать её должны.

А бедняжка буква «Ы»

Ходит с палочкой, увы!

а) «ремонт» буквы Ы;

б) найти все буквы Ы и обвести в кружок

9. Упражнение в образовании множественного числа существительных

У звука [Ы] очень интересная работа. Он умеет часто  из одного предмета  делать  много!

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Один - много».

10. Итог занятия.

— Что вы узнали о звуке [ы]? Какой это звук? Что вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

Конспект НОД "Поссорились буквы Ш и Ж"

конспект  по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...

конспект занятия "Путешествие буквы Р и капитана Рыка"

Занятие рассчитано на детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Проводится с использованием интерактивных технологий Мимио....

Конспект "Знакомство с буквой Ц"

Конспект для проведения занятия по теме "Знакомство с буквой Ц"...