"Звук и буква Ж"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Цыбуцынина Елена Викторовна

формировать умение выделять звук Ж в словах, совершенствовать умение детей дифференцировать звуки по звонкости-глухости, твердости-мягкости; закрепить умение проводить звуковой анализ слов с мягкими согласными звуками:

- развивать умение соотносить звук с буквой, побуждать к самостоятельному чтению, активизировать мыслительные процессы, интерес и способности к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_zh.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию. Тема: «Путешествие в лабораторию».

Программное содержание:

Содержание:

РППС: шарик гелиевый, картинки - символы "Правила техники безопасности", халаты, перчатки, очки, шапочки, сухой  чистый песок,  два больших  плоских лотка, доски,  вода, стаканчики, пластиковые плошки, палочки, воронка, увеличительные стекла, пластины, пластиковые ложечки, фонарики. Пакеты полиэтиленовые, зубочистки, два контейнера с водой, апельсины с кожурой и без кожуры. Тазик с водой, трубочки.

Предварительная работа:

  1. Беседа о воздухе
  2. Занятие на тему: «Нам нужны носы не для красы»
  3. Иры и опыты с песком.
  4. Чтение энциклопедии про воздух и песок.
  5. Наблюдение на прогулке за воздухом.
  6. Занятия детей в мини-лаборатории. Опыты с водой, воздухом, магнитом, песком, глиной и другими материалами.

Словарная работа: песок, мокрый, сухой, грязные, легкий, тяжелый, теплый, холодный, мягкий, твердый, прозрачная, мутная, легкая, толстая, коричневый, рассыпчатый, шершавый, нерастворимый, тонет, оседает, песочная пыль, на дне, на поверхности воды, воздух, легкий, пузыри,  поры, тонет.

Современные технологии: личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, игровая, интерактивная.

Цель: формировать познавательную активность, самостоятельность детей в ходе проведения опытов и экспериментов.

Ход занятия:

  1. Мотив

Послушайте электронное послание.

На аудио. Внимание! Внимание! Мы отправляемся в увлекательное путешествие, всем приготовится! Всем занять свои места!

Воспитатель: На чем можно отправиться в путешествие?

А вы летали на воздушном шаре?

Хотите полетать на шаре?

Проходите, занимайте свои места.

1. Спускаю за веревочку гелиевый большой шар.

Дети и педагог встают вокруг него.

 Посмотрите, наш шар взлетел?

А что необходимо для шара, что бы он взлетел?

А в группе, что можно сделать, что бы он взлетел?  

Вдыхаем воздух, а потом выдыхаем на шар!

И так наш шар взлетел?

Где мы можем приземлиться в нашем путешествии?

Наш шар приземлился!

Посмотрите вокруг, как мы можем назвать нашу остановку?

А вы знаете, что такое лаборатория?

   Кто работает в лаборатории?

Что там делают эти люди?

Как вы думаете, нас с Вами пустят просто так в лабораторию?

А что нам необходимо соблюдать?

А как вы думаете, какие это правила?

Существует много правил техники безопасности.

Сейчас вам нужно выделить те правила, которые необходимо соблюдать в лаборатории.  

Давайте еще раз повторим правила.

Кто хочет их назвать?

Выполним первое правило, наденем специальную одежду.

Проходите одеваться.

2. Вам нужно посовещаться и решить самостоятельно над каким первым веществом мы будем проводить опыт.

А затем придумать и загадать взрослым загадку про это вещество.

И так проходите в лабораторию № 1 где будем делать опыт с песком.

Что это?

Какой песок по цвету?

Как определить какой песок на ощупь?

Какой песок на ощупь.

С помощью какого предмета мы можем поближе рассмотреть песок?

Что видим через лупу?

Из чего состоит песок?

Что узнали про песок? Какой он?

А как думаете, тонет ли песок в воде?

Как можно доказать?

Какую воду по цвету, вы налили в стакан?

Что происходит с песком в воде?

Где он оказался, что происходит с песком? Что можем сказать про него?

Доказали ли мы что песок тонет или не тонет в воде?

А растворился ли он или нет?

Ты как думаешь? А по твоему мнению?

А как мы это проверим?

Какие предметы нам помогут разглядеть его в воде?

Посветим фонариком и через лупу, что мы увидим?

На дне что?

На поверхности воды что?

Значит, что можем сказать про песок?

А зачем нам палочки на столе, как мы можем их применить в нашем эксперименте?

Когда песок размешали, что с ней произошло?

А почему она поменяла цвет?

Что увидели на поверхности воды?

А как вы думаете, песок или песочная пыль окрасила воду?

Что мы можем про него сказать?

И так давайте вспомним что, мы с вами хотели проверить и как мы это сделали?

Что узнали про песок?

Кто хочет, что - то добавить?

На этом наше исследование воздуха закончено.

3.Физкультмиинутка.

Здравствуй небо (руки вверх)               

               Здравствуй  земля (приседают)

               Здравствуйте  мои друзья (руки в перед)

               1,2,3,4,5(загибаем пальцы рук)

Вмести мы в кругу опять (беремся за руки)

Будем дружно мы играть.

В путешествие мы хотим опять (идут по кругу)

4. Посовещайтесь и решите, какое вещество, следующее мы будем исследовать, и придумайте и загадайте загадку. 

Проходим в лабораторию №2

Будем исследовать воздух.

А где же воздух?

Можем ли мы увидеть воздух?

А мы его взять в руки можем?

А поймать?

А докажите мне что можем или не можем его поймать и удержать?

А как проверим?

Хотите, я вас научу, ловить воздух в пакет?

Возьмем пакет в руке, взмахнем пакетом вверх и вниз, затем скрутим его.

Что произошло с пакетом?

Какой стал пакет?

На что он похож?

Почему он такой стал?

Что находится в нутрии пакета?

А как же воздух выйдет обратно?

Давайте проверим, так ли это?

Что вы посоветуете мне сделать?

Что происходит с пакетом?

Прислоните ладошку к дырочке и скажите, что вы чувствуете?

Почему так происходит?

Что мы с вами узнаем про воздух из этого исследования?

5. Есть еще один способ проверить существования воздуха.

Как думаете, что можно придумать и как применить трубочку и воду.

Попробуем подуть в трубочку в воду и посмотрим, что произойдет?

Что мы обнаружили в воде?

А как пузыри они образовались в воде?

А как воздух попал в трубочку?

А что потом происходило?

А как вы думаете, если воздух выходит из воды, значит он легче или тяжелее воды?

Какой вывод про воздух мы можем сделать?

Доказали ли мы?

А что мы доказали?

6. Я предлагаю лаборантам поиграть в одну увлекательную игру, а о чем она будет, догадаетесь, угадав загадку.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь,

Невидимка он, но все же,

Без него мы жить не можем.

Игра «Тонет, не тонет».

Что лежит у нас на столе? (апельсины)

Они одинаковые?

Что у них общего?

В чем они различаются?

Как вы думаете, утонут ли апельсины?

Как проверить?

Докажите мне, как доказать?

Опускаем их вводу и смотрим, что произойдет?

Почему с кожурой утонули, а без кожуры поднялись на поверхность воды?

С помощью какого предмета мы можем рассмотреть апельсины, поближе?

Что видим в кожуре через лупу?  

Вы знаете, как называются эти маленькие углубления?

Они называются поры?

А как вы думаете, почему мы видим на поверхности воды пузырьки, когда всплывает апельсин? Эти пузырьки – воздух.

В порах кожуры находится воздух. А кто помнит воздух легче или тяжелее воды?

Вот поэтому пузырьки выталкивают апельсины на поверхность воды, и воздух в порах не дает апельсинам утонуть.

А что произошло с апельсинами без кожуры?

А почему так произошло?

Что мы можем сказать про воздух?

Что мы узнали нового про воздух?

Воздух существует, воздух может заполнять предметы, его можно удержать, воздух легче воды.

На этом, наше опыты с воздухом закончены.

Вы хотели бы рассказать о наших приключениях нашим гостям?

Тогда, нам нужно вернутся и занять места в шаре. Закрываем глазки и говорим:

«Раз, два, три повернись и в детском садике окажись».

7. Рефлексия.

Давайте расскажем, где мы были и что видели.

Что мы узнали про песок?

Что вам больше всего понравилось в изучении воздуха?

Что мы с вами доказали нашими опытами?

Куда бы вы хотели отправиться в следующем путешествии?

Что неизведанное будем исследовать?

Вы сегодня были настоящими исследователями, учеными, лаборантами и очень хорошо справились с этой профессией.

Ты сегодня был молодец…

А у тебя сегодня получилось лучше всего ...

А ты нас порадовал своим открытием с …

Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....