Звук З
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Мостовщикова Татьяна Валентиновна

Коррекционно - обучающие цели: познакомить детей   с согласным звуком З; закрепить умение давать акустико – артикуляционную характеристику звука; учить правильно и отчётливо произносить звук З в слогах, словах, предложениях. Упражнять в определении наличия – отсутствия звука «З» в словах; в определении позиции звука «З» в слове (начало, середина); делении слов на слоги. Упражнять   детей в произношении слов сложной слоговой структуры.  Совершенствовать навык слогового и звукового анализа и синтеза. 

Коррекционно – развивающие цели: развивать слуховое внимание, память, речь, отрабатывать речевое дыхание.

Коррекционно-воспитательные цели: вырабатывать навыки учебной деятельности. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_z.docx17.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звук З.

Коррекционно - обучающие цели: познакомить детей   с согласным звуком З; закрепить умение давать акустико – артикуляционную характеристику звука; учить правильно и отчётливо произносить звук З в слогах, словах, предложениях. Упражнять в определении наличия – отсутствия звука «З» в словах; в определении позиции звука «З» в слове (начало, середина); делении слов на слоги. Упражнять   детей в произношении слов сложной слоговой структуры.  Совершенствовать навык слогового и звукового анализа и синтеза. 

Коррекционно – развивающие цели: развивать слуховое внимание, память, речь, отрабатывать речевое дыхание.

Коррекционно-воспитательные цели: вырабатывать навыки учебной деятельности. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

       

            ЭТАП

                         

                                ХОД       ЗАНЯТИЯ

Организационный

         момент

Сядет тот, кто назовёт первый звук в названии своего слова.

Введение в тему

Логопед предлагает детям отгадать загадки.

Себя он раскрывает, тебя он закрывает.

Только дождичек пройдет - сделает наоборот. (Зонт)

Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

Зимой серый, летом белый. (Заяц)

После отгадывания загадок выставляются соответствующие картинки.

С какого звука начинаются все слова - отгадки?

Правильно. Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком З.

 

Этап обучения

 Характеристика артикуляции звука [З]:

губы в «улыбке»;

зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;

кончик языка упирается в нижние зубы;

посередине языка идёт сильная, холодная, воздушная струя.

горлышко дрожит.

Звук [З] - согласный, твёрдый, звонкий. Обозначаем его фишкой синего цвета с колокольчиком.

 Упражнение «Хлопушка». С, З, Т, Ш, С, Ж, З, С, З.

Пришла кукла Зоя. Рассказала, что кто-то ей мешает.

Послушайте: З-З-З-З-З. Кто это звенит? (Комар). (Появляется игрушечный комарик)

Фонетическое упражнение «Далеко – близко»

- Давайте поиграем с нашим комариком. Сейчас тот, к кому он сядет на плечо, позвенит громко, а у кого будет летать над головой - тихо.

 Д/игра «Четвертый лишний»  

коза, зонт, дом, зубы                 кукла, замок, роза, мимоза

   

 Динамическая

          пауза

 

Повторяем за мной чистоговорку и выполняем движения.

За-за-за – в саду привязана коза.

Зы-зы-зы – мало травки у козы.

Зу-зу-зу – отвязали мы козу.

За-за-за – убегает прочь коза.

Зу-зу-зу – догонять пришлось козу.

За-за-за – вот упрямая коза.

Зу-зу-зу – привязали мы козу.

Этап закрепления

Д/игра «Маленькие волшебники» (один - много)

коза, ваза, глаза, стрекоза, берёза, медуза, мимоза

мои слова заканчивались на слог – ЗА. На какой слог заканчивались ваши слова? (- ЗЫ)

Образование сложных слов (с мячом) 

Везде ходит- вездеход                      к звёздам летает- звездолёт  

звёзды падают- звездопад

Образование глагола от существительного (с мячом)

застёжку - застёгивают

запасы - запасают

зажимом - зажимают

замазкой - замазывают

заколкой - закалывают

задания - задают

загадки - загадывают

запеканку - запекают

заварку - заваривают

заказы - заказывают

Соедини предложение с картинкой (здесь)

1) Зоя закрывает замок.

2) Коза стоит возле берёзы.

3) У Лизы заболели зубы.

4) Лиза моет вазу в тазу.

Упражнение «Подарки у Зои и козы» (определение позиции звука «З» в словах)

Синтез слова ВАЗА

 

Итог

С каким новым звуком мы познакомились сегодня на занятии?

В какие игры мы сегодня играли?

Какое задание вам понравилось больше всего?

Какое задание оказалось самым трудным?

Занятие наше окончено. Всем спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...