НОД по обучению грамоте звук [Ч] .
план-конспект занятия по обучению грамоте

НОД по обучению грамоте звук [Ч] .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtomatizatsia_zvuka_ch.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Ч]/

НОД по обучению грамоте звук [Ч].

Цель: Отработать четкое произношение звука [Ч].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Учить автоматизировать звук [Ч] в речи, в словах и фразах;

- Учить образовывать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами;

- Учить образовывать антонимы;

Коррекционно – развивающие:

- Развивать фонематические процессы;

- Обогащать и активизировать словарный запас;

- Развивать логическое мышление, зрительное восприятие, память.

Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать усидчивость, навыки самоконтроля

- Прививать любовь к природе, родному краю.

Дидактические игры и упражнения: игра “Чудесный сундучок”, “Угостим зверюшек чаем”, антонимы, скороговорки, чистоговорки.

Оборудование: макет чума, схема артикуляции звука [Ч], сундучок, картинки: черника, кузнечик, чайка,кошка, пчела, чум, девочка; чайный сервиз: чайник, чашки; лисенок, зайчонок, бельчонок, печенье, мнемотаблица.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед загадывает загадку.

Словно треугольник в тундре стоит,
В небе над ним дымок дрожит.
В летний зной и в холода
Служит людям он всегда.

                 (Чум)

- Какой первый звук в этом слове?

- Звук [Ч].

- Правильно,это звук [Ч].

 II. Разбор артикуляции звука.

На столе схема артикуляции звука.

- Вспомним, где находится язык, как расположены губы при произношении звука [ч]. Схему комментирует логопед (ребёнок определяет положение своего язычка и губ):

- губы округлены и слегка выдвинуты вперед;

- зубы не смкаются;

- кончик языка вместе со спинкой образует смычку с верхними зубами или альвеолами. Эта смычка незаметно переходит в щель между ними;

- посередине языка идет короткая воздушная струя, которая ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту, как толчок воздуха;

- мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

- голосовые связки не напряжены, голос не образуется.

Давай повторим его несколько раз.

- Ч, ч, ч,ч,ч,ч,ч,ч.

Продолжим работу над правильным произношением этого звука.

III. Автоматизация звука [ч] в слогах.

- Повтори слоговые цепочки, слушай внимательно:

1) ач-оч-уч,

2) оч-уч-юч,

3) ыч-еч-ич,

4) ча-чо-чу,

5) чу-чи-че.

Ча-Ча-Ча - печка в чуме горяча

Чу-Чу-Чу - садись на нартах прокачу

Чи-Чи-Чи - в тундре громко не кричи

 

IV.  Автоматизация звука [ч] в словах.

Игра “Чудесный сундучок”

Логопед показывает сундучок и говорит, что этот сундучок чдесный, потому что в нем лежит много интересного. Каждый сможет узнать, что там лежит, только надо сказать такие слова: “Сундучок, сундучок приоткрой свой бочок.” Ребенок поочереди вынимает из сундучка картинки,показывает и четко называет их.

Картинки: черника, чайка,кошка, чум, девочка.(неночка)

(Приложение 1)

- А какая картинка здесь лишняя?Почему?

V.  Физминутка

Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.

 VI. Автоматизация звука [ч] во фразовой речи.

Игра “Угостим зверюшек чаем”

На столе стоит кукольный чайный сервиз, рядом сидят зверята (заяц,волк,белка)

Логопед: давайте назовем зверят ласково. Дети назывют ласково: зайчонок, волчонок, бельчонок. Логопед предлагает налить чай из чайника в чашку зайчонку. Ребенок свои действия сопровождает словами: “Я беру чайник и наливаю чай в чашку зайчонку. Даю зайчонку печенье. И т.д

Заканчивая игру, дети заучивают стхотворение “Ручеек”

VII.Рассказ стиховорения с опорой на мнемотаблицу.

(Приложение 2)

 - Давайте, посмотрим вот на эту таблицу и проговорим стихотворение.

Ручеек, ручеек

Дай водички на чаек.

Мы чаек горячий,

Будем пить на даче.

Пить с печеньем,

      С калачом,

И пирог испечем!

И, сверкая под лучами,

Засмеялся ручеек,

Быстро прыгнул

С камня в чайник-

Дал водички на чаек!

VIII. Антонимы.

- Посмотри на картинки и назови слово-признак, противоположное по смыслу слову, названному мной.

1) Куропатка белая, а ворон ..... (чёрный).

2) Лёд холодный, а чай ..... (горячий).

3 )Весной снег грязный, а зимой ..... (чистый).

IX. Скороговорки для закрепления звука [Ч]

Запел волчок, загудел волчок, но упал на бочок и молчок.

Чики-чики-чикалочки. Едет гусь на палочке. Уточка - на дудочке, курочка на чурочке, зайчик на тачке, а мальчик на собачке.

Чайка у причала отчаянно кричала.

X. Итог занятия.

- С каким звуком мы занимались?

- Что понравилось на занятии?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по обучению грамоте "Звуки п-пь и буква Пп".

Уважаемые коллеги.Это занятие разработано для детей подготовительной логопедической группы. Занятие построено с учетом знаний детей, с использованием игровых приемов....

Занятие по обучению грамоте "Звуки п-пь и буква Пп".

Уважаемые коллеги.Это занятие разработано для детей подготовительной логопедической группы. Занятие построено с учетом знаний детей, с использованием игровых приемов....

Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"

Конспект НОД по области "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми старшей группы с ЗПР на тему "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки Р-Рь. Сказочные герои в гостях у звука Р".

На занятии дети совершают путешествие в сказку. Играют в игры: "Передай доброту", "Доскажи словечко", "Сложные слова",  "Скажи наоборот". Развивая звуковой...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Презентации к занятиям по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "И", "Звук и буква "Г"

Материал для педагогов, пользующихся в работе методическим пособием Е.О.Астафьевой "Играем, читаем, пишем"...

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) Звук [П]. Звук [П`]

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте)Подготовила воспитатель группы общеразвивающей направленности детей 6-7 лет Сидорова Д.АДата проведения: 19.10.2022Тема: Звук [П]. Звук[П']Цель:...