Конспект ОД по речевому развитию (обучение грамоте) для детей подготовительной группы в технологии «Ситуация».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Бессчастнова Алёна Николаевна

подготовительная группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ОД по речевому развитию (обучение грамоте)

для детей подготовительной группы в технологии «Ситуация».

Интегрируемые образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Цель: формирование  представления детей  о  дифференциации  гласных и согласных звуков.

Открытие нового знания: без гласного звука не может быть ни одного слова.

Задачи:

Обучающие:

  • закреплять знания детей о «звуке», его буквенном обозначении;
  • закреплять умение детей давать характеристику звукам;
  • тренировать детей выделять в слове гласные звуки, согласные;
  • продолжать учить выделять звук в начале, конце и середине слов, определять положение звука в слове;
  • учить изменять слова путём добавления, изменения звука или буквы;
  • продолжать формировать навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе и падеже;
  • обогащать словарный  запас детей словами противоположными по значению.

Развивающие:

  • развивать мыслительные операции (анализ – определение общего звука в словах), сравнение, внимание (произвольное), память (слуховую и зрительную), речь (устную диалогическую);  
  • продолжать развивать артикуляционный аппарат;
  • развивать логическое мышление;

Воспитательные:

  • продолжать развивать способность детей к общению;
  • продолжать развивать чувство сопереживания, взаимопомощи, радости от полученного результата.

Ход занятия:

Этап

Действия педагога

Действия (ответы)

детей

1.Введение в

игровую

ситуацию

Воспитатель собирает около себя детей.

- Ребята к нам за помощью обратился Ежик. Он прислал нам письмо. Давайте его прочитаем.

Воспитатель читает письмо.

Дорогой Ребята!  Я отправился в путешествие! Я попал в очень странный город. Жители не могут разговаривать, вместо слов произносят какие-то звуки. Я ничего не понимаю! На вывесках домов непонятные надписи. Вот попробуйте прочитать и произнести:  

Д_М;   _ПТ_К_; М_Г_З_Н;      

Самому мне никак не разобраться, что здесь случилось.

Чтобы попасть в этот город, надо подготовиться, а потом сказать волшебные слова: «Вокруг себя повернись, в странном городе очутись»

Дети подходят к воспитателю.

- Давайте.

2.Актуализация

знаний и умений

- Чтобы отправиться в путешествие в странный город, нам с вами надо подготовиться.  Вспомнить все, что мы знаем про звуки и буквы.

Давайте, еще раз взглянем на карточку.

(показывает карточку)

- Ребята,  вы понимаете, что здесь написано? Давайте попробуем прочитать.

- Может быть,  в этих словах чего-то не хватает? Ведь их даже произнести никак.

- Давайте, вспомним,  что такое буквы?

- А что такое – звуки?

- А какие звуки мы с вами знаем? Какие бывают?

- Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Дети перечисляют знакомые буквы, пытаются их складывать. Но слоги не получаются.

- Да. В этих словах  мало букв.

- В  этих  словах  пропущены буквы. В городе пропали какие-то звуки и буквы.

- Это то, что мы пишем.

- Это то, что мы произносим, когда говорим, слышим.

- Гласные и согласные.  

- Гласные звуки можно пропеть, поэтому они и называются гласными, а согласные – нельзя.

3.Затруднение в

игровой

ситуации.

- Давайте  попробуем  произнести слово без гласных звуков, например слово «мука», какие звуки мы слышим? Давайте составим слово на доске.

- А теперь уберем  гласные, что получается…

- Понятно, что за слово?

- А давайте придумаем такие слова, где нет гласных, только согласные.

- Получается?

-  (М)  (У)  (К)  (А)

-  (М)  (К)

-  Нет

Дети пробуют, убеждаются, что в каждом слове есть гласные звуки.

- Нет.

4. Открытие

нового знания.

- Что это значит?

- В письме  Ежик просит нас с вами помочь жителям города! Значит, они уверены, что мы знаем, как это сделать, и все сумеем! Не боитесь трудностей? А опасностей? А приключения любите? Ну, тогда в дорогу!

Вспоминайте, какие волшебные слова нам надо сказать?

- Без гласных звуков слов  не получается, в каждом слове обязательно есть гласные звуки.

Дети говорят волшебные слова  «Вокруг себя повернись, В странном городе очутись», закрывают глаза, оборачиваются вокруг себя. Подходят к  доске, на ней картинка с домиками.

5.Включение

нового знания в

систему знаний ребенка.

- Это необычный город,  но он чем-то похож на наш. Давайте вспомним, что вообще есть в городе?

-А на каких улицах вы живете? Как они называются?

- Ребята. Как вы думаете, как может называться эта улица?

- Почему вы так думаете?

- Но в том то и дело, что их здесь нет.  И все что говорят жители города – непонятно.

 - Ребята, что же сделать, чтобы гласные звуки вернулись в свои домики?

- Где же мы можем их поискать? На полу? Под столом? Разве можно увидеть звук? Потрогать его?

-Тогда как же вернуть звук в домик и обозначить его, что он там есть?

На столах лежат картинки с изображениями  домов, разных по высоте, ширине, разного цвета. У каждого домика свой набор  предметных картинок в названиях предметов,  на которых есть общие гласные. Необходимо определить какие звуки живут в этих домиках.

- Рассмотрим этот домик. Какой он?

- Что  нарисовано на картинках вокруг домика?

- Какой общий звук мы слышим в этих словах?

- А какой буквой мы обозначаем звук А?

- Найдите эту букву на столе

- Посмотрите, мы нашли один из звуков!

- Ребята чтобы понять какой звук здесь живет нам нужно отгадать загадки?

Воспитатель читает загадки, отгадки на звук «Э».

На палочке в бумажке

В шоколадной рубашке

В руки просится само

Что же это? (ЭСКИМО)

К нам во двор забрался крот

Роет землю у ворот

Много в рот земли войдет,

Если крот откроет рот.  (ЭКСКОВАТОР)

На любой зов дает ответ,

А ушей и рта у него нет. (ЭХО)

- Какой общий звук мы слышим в этих словах?

- А какой буквой мы обозначаем звук Э?

-Давайте рассмотрим этот домик.

- Ребята, что нарисовано на картинках возле домика?

- Какой общий звук мы слышим в этих словах?

- А какой буквой мы обозначаем звук О?

- Найдите эту букву на столе.

- Прочитайте, что получилось.

Над домиком написано слово ДЫМ, но буква Ы – перевернута.

- Ребята, вам не кажется, что здесь что-то не то?

Какие вы молодцы, нашли еще один звук. Звук Ы. Какой буквой обозначаем звук Ы?

- Ребята, а у этого домика все в порядке?

- Какие вы молодцы, нашли еще один звук. Звук У.  

-Какой буквой обозначаем звук У?

- Как здорово! Мы с вами нашли все гласные звуки! Давайте вспомним и произнесем их.

- Ребята, какие вы молодцы! Все гласные вернулись в свои домики. Давайте теперь поможем жителям города вернуть буквы и в другие слова. Ежик  приготовил для вас буквы, которые потерялись из слов. В этих конвертах карточки со словами и буквы, необходимо поставить пропущенную букву.

(Показывает  карточки (по количеству детей) со словами, в которых пропущены гласные,  и раздает каждому по конверту. В конверте 2 гласные буквы.  Задание:  надо вставить гласные так, чтобы получилось слово.)

Воспитатель вместе с детьми прочитывает получившиеся слова.

- Какие вы молодцы!

Воспитатель достает вывески, где гласные звуки все встали на свои места. Читает текст: «ДОМ, АПТЕКА, МАГАЗИН».

- Вот теперь жители города смогут общаться между собой.  Почтальон правильно разнесет почту по адресам, а вывески станут понятными.

Ежик вас благодарит за помощь! Вы, наверное, очень устали? Давайте присядем.

- Дома, дороги, аптека, магазины, школы, улицы…

Варианты ответов детей (Южилина, Молодежная, Набережная, Школьная Нефтяников…)

- Она похожа на улицу гласных звуков.

- Потому что, у каждого домика есть хозяин в красных башмачках, значит, там живут гласные звуки.

- Позвать, поискать…

- Нет! Мы можем звуки только услышать.

-  Можно написать букву.

Дети подходят к первому домику и описывают его.

- Арбуз, ваза, глаза. 

- звук А

- звук А обозначается буквой А

Дети находят букву на столе, приносят ее, ставят у домика.

Дети подходят  ко второму домику, рядом с домиком лежит лист, на нем загадки.

- Звук  Э

 -Звук Э обозначается буквой Э.

Дети ставят букву э домика.

Дети подходят  к третьему  домику и описывают его

- Сок, волк, зонт, енот

- Звук О,

-Звук О обозначается буквой О

Дети ставят букву у домика.

Дети подходят  к четвертому домику.

- Да, буква Ы пишется не так, ее надо перевернуть.

Дети переворачивают букву Ы , читают  слово ДЫМ.

- Звук Ы обозначаем буквой Ы.

Дети ставят букву у домика.

Дети  к пятому  домику. Над пятым домиком написано слово ЛУК, но буквы У – нету. Вокруг домика лежат предметные картинки: кукуруза, лук, бусы, щука.

- Нет, пропущена буква, ее надо вернуть.

Дети проговаривают слова, находят общий гласный звук.

- звук У обозначается буквой У.

Дети ставят букву У наместо, читают слово ЛУК, ставят букву у домика.

- А, О, У, Ы, Э.

Дети работают на карточках индивидуально.

Упражнение на релаксацию:

Воспитатель проводит минуту релаксации.

Глазки закрываем,  плечи опускаем, головку наклоняем.

Так минутку посидим, помолчим, как будто спим.

 Мы с вами как цветочки на клумбе.

 Солнышко пригрело, голова поднимается, глазки открываются.

Ручки к солнцу потянулись, лица солнцу улыбнулись.

Беседа с детьми продолжается сидя на ковре.

 -  Ребята вы помогли навести порядок в странном городе и нам пора возвращаться обратно.  Давайте скажем слова: «Вокруг себя повернись, у нас в группе очутись»

Дети садятся на колени на ковер.

6. Итог занятия

Ребята, где мы сегодня побывали?

Что случилось в том городе?

- Скажите, пожалуйста, мы смогли помочь Ежику и жителям города?

- Почему у нас это получилось? Какие знания и умения нам помогли в этом?

Воспитатель подводит итог.

- Вы справились потому что вы понимаете, что в каждом понятном слове должны быть и гласные и согласные  звуки; умеете находить их в словах, знаете, какими буквами их обозначать.

-Вы большие молодцы!

- В странном городе.

- Пропали гласные звуки.

- Да 

-Потому что мы знаем гласные и согласные звуки, умеем их находить в словах, знаем, как пишутся буквы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в подготовительной группе. Тема: Звуки [х-х’] и буква Хх.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием презентации. Тема: Звуки [х-х\'] и буква Хх....

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в логопедической подготовительной к школе группе. Тема: Звуки [з] и [зь]. Буква З, з.

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в логопедической подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи....

Конспект по образовательной области «Речевое развитие ,обучение грамоте» для детей старшей группы "Звуки речи"

Используемые технологии: Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьмиТехнология деятельностного подходаТехнологии здоровьесбереженияТехнологии игровыеЦель: продолжать знакоми...

Викторина по речевому развитию «Юные грамотеи!» (для детей подготовительной группы)

Викторина по речевому развитию «Юные грамотеи!»(для детей подготовительной группы)Цель: способствовать получению новых и закреплению имеющихся знаний в области речевого развития....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте для детей подготовительной группы. Тема : «Ребятам о зверятах».

Совершенствование владения устной речью, обогащение словаря. Познакомить детей с новым словом »лежанка « и его образованием.» Совершенствовать умение в словообразовании Развивать фон...