Как дети учат друг друга разговаривать.
консультация по обучению грамоте (старшая группа)

Может ли ребенок, едва научившийся говорить и с трудом по­нимающий окружающих, способствовать речевому развитию свое­го сверстника? Оказывается, может. Наблюдения за общением детей с взрослыми и друг с другом показали, что речь ребенка, обращенная к сверстнику, является более связной, понятной, раз­вернутой и лексически богатой. Именно об­щаясь со сверстником, ребенок расширяет свой словарный запас, пополняя его наречиями образа действия («здорово», «плохо», «сильно», «смело» и т. д.), прилагательными, передающими эмо­циональное отношение («красивый», «добрый», «вредный»), лич­ными местоимениями («они», «мы», «ты»). Именно общаясь со сверстником, дошкольник чаще использует разнообразные гла­гольные формы (повелительное и сослагательное наклонения, модальные глаголы, причастия). В разговорах со сверстником также впервые начинают появляться сложные предложения.

         Но почему, общаясь друг с другом, дошкольники более пол­но и активно используют разнообразные речевые средства, нежели беседуя со взрослыми?

         Дело в том, что ребенок является менее понятливым и чутким партнером, чем взрослый. Именно непонятливость сверстника, как ни странно, играет положительную роль в развитии речи детей. Общаясь со взрослым, малыш овладевает речевыми нормами, уз­нает новые слова и словосочетания. Однако все эти усвоенные слова, выражения и правила могут остаться «в пассиве» и не ис­пользоваться ребенком в его повседневной жизни. Дошкольник может знать много слов, но не употреблять их, потому что в этом нет необходимости. Чтобы пассивные, потенциальные знания стали активными, нужна жизненная потребность в них. Эта потребность возникает у ребенка, когда он общается со сверстником.

         Разговаривая со взрослым, ребенок не прикладывает особен­ных усилий для того, чтобы его поняли. Взрослый поймет его всег­да, даже в том случае, если речь малыша не слишком понятна. Достаточно взглянуть на лицо ребенка, присмотреться к его выра­жению, прислушаться к интонации, вспомнить, чего он хотел вче­ра,— и все становится ясным.

         Другое дело — сверстник. Он не будет пытаться угадать желания и настроения своего приятеля. Ему надо все четко и ясно сказать — чего ты хочешь, чем недоволен, что собираешься делать, во что любишь играть. А поскольку детям очень хочется общаться, они стараются более связно и четко выражать свои намерения, мысли, желания. Именно потребность быть понятым, услышанным, получить ответ делает речь дошкольников более связной, полной и понятной.

         Связность произносимых слов и полнота грамматической фор­мы высказывания — важное условие успешного общения детей. Дошкольники, плохо говорящие и не понимающие друг друга, не могут наладить интересную игру, содержательно общаться. Им становится скучно друг с другом, они вынуждены играть врозь, потому что говорить им не о чем.  Исследования американских психологов показали, что опыт общения со сверстниками сущест­венно   отражается   на   речевом   развитии   детей.   Дошкольники, не имеющие контактов со сверстниками, испытывали значитель­ные трудности в общении с другими детьми, несмотря на активное желание поговорить с ними. Дети, привыкшие к обществу свер­стников, были значительно разговорчивее и свободно беседовали с ними. Вот и получается, что, для того чтобы играть и общаться с другими детьми, нужно уметь разговаривать с ними, стараться, чтобы они поняли тебя.

         Итак, мы выяснили, что дошкольники стремятся к общению, что потребность быть понятым заставляет их высказываться яс­нее и правильнее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_deti_uchat_drug_druga_razgovarivat.doc61.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11 «Василёк» города Белореченска

муниципального образования Белореченский район

«Как дети учат друг друга разговаривать»

составитель:

воспитатель

МАДОУ Д/С 11

Е.А. Новожилова

Июль 2024 г .

Может ли ребёнок, едва научившийся говорить и с трудом по нимающий окружающих, способствовать речевому развитию свое го сверстника? Оказывается, может. Наблюдения за общением детей с взрослыми и друг с другом показали, что речь ребёнка, обращенная к сверстнику, является более связной, понятной, раз вернутой и лексически богатой. Именно об щаясь со сверстником, ребенок расширяет свой словарный запас, пополняя его наречиями образа действия («здорово», «плохо», «сильно», «смело» и т. д.), прилагательными, передающими эмо циональное отношение («красивый», «добрый», «вредный»), лич ными местоимениями («они», «мы», «ты»). Именно общаясь со сверстником, дошкольник чаще использует разнообразные гла гольные формы (повелительное и сослагательное наклонения, модальные глаголы, причастия). В разговорах со сверстником также впервые начинают появляться сложные предложения.

Но почему, общаясь друг с другом, дошкольники более пол но и активно используют разнообразные речевые средства, нежели беседуя со взрослыми?

Дело в том, что ребенок является менее понятливым и чутким партнером, чем взрослый. Именно непонятливость сверстника, как ни странно, играет положительную роль в развитии речи детей. Общаясь со взрослым, малыш овладевает речевыми нормами, уз нает новые слова и словосочетания. Однако все эти усвоенные слова, выражения и правила могут остаться «в пассиве» и не ис пользоваться ребенком в его повседневной жизни. Дошкольник может знать много слов, но не употреблять их, потому что в этом нет необходимости. Чтобы пассивные, потенциальные знания стали активными, нужна жизненная потребность в них. Эта потребность возникает у ребенка, когда он общается со сверстником.

Разговаривая со взрослым, ребенок не прикладывает особен ных усилий для того, чтобы его поняли. Взрослый поймет его всег да, даже в том случае, если речь малыша не слишком понятна. Достаточно взглянуть на лицо ребенка, присмотреться к его выра жению, прислушаться к интонации, вспомнить, чего он хотел вче ра,— и все становится ясным.

Другое дело — сверстник. Он не будет пытаться угадать желания и настроения своего приятеля. Ему надо все четко и ясно сказать — чего ты хочешь, чем недоволен, что собираешься делать, во что любишь играть. А поскольку детям очень хочется общаться, они стараются более связно и четко выражать свои намерения, мысли, желания. Именно потребность быть понятым, услышанным, получить ответ делает речь дошкольников более связной, полной и понятной.

Связность произносимых слов и полнота грамматической фор мы высказывания — важное условие успешного общения детей. Дошкольники, плохо говорящие и не понимающие друг друга, не могут наладить интересную игру, содержательно общаться. Им становится скучно друг с другом, они вынуждены играть врозь, потому что говорить им не о чем. Исследования американских психологов показали, что опыт общения со сверстниками сущест венно отражается на речевом развитии детей. Дошкольники, не имеющие контактов со сверстниками, испытывали значитель ные трудности в общении с другими детьми, несмотря на активное желание поговорить с ними. Дети, привыкшие к обществу свер стников, были значительно разговорчивее и свободно беседовали с ними. Вот и получается, что, для того чтобы играть и общаться с другими детьми, нужно уметь разговаривать с ними, стараться, чтобы они поняли тебя.

Итак, мы выяснили, что дошкольники стремятся к общению, что потребность быть понятым заставляет их высказываться яс нее и правильнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как дети учат друг друга разговаривать (консультация для родителя)

Может ли ребенок, едва научившийся говорить и с трудом понимающий окружающих, способствовать речевому развитию своего сверстника? Оказывается, может. Может ли ребенок, едва научившийся говорить и...

Тренинговое занятие взаимодействия родителей и детей "Мы понимаем друг друга"

Повышение психологической компетентностиродителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми....

Тренинг "Взаимодействие родителей и детей «Учимся понимать друг друга» Педагог-психолог Шумского детского сада Миникаева Н.А

Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми....

Как дети учат друг друга разговаривать.

Может ли ребенок, едва научившийся говорить и с трудом по­нимающий окружающих, способствовать речевому развитию свое­го сверстника? Оказывается...

Консультация "Как дети учат друг друга разговаривать"

Развитие речи через общение сверстников-это еще один из аспектов создания благоприятной речевой среды.Метериал рекомендован родителям и педагогам ДОУ...

Консультация для родителей «Как дети учат друг друга разговаривать»

Консультация для родителей "Как дети учат друг друга разговаривать"...

Как дети учат друг друга разговаривать

Консультация для родителей...