Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста (6-7лет) «Звук [з], [з’] и буква Зз»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Горбунова Надежда Сергеевна

Конспект может быть использован в работе воспитателями подготовительных групп при проведении "Обучение грамоте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_bukva_zvuk_z.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста (6-7лет)

«Звук [з], [з’]  и буква Зз»

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе ознакомления детей со звуками [з], [з’]  и буква Зз.

Задачи:

Создать условия для совершенствования навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений; совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой Зз.

Обеспечить условия для  развития фонематического восприятия, тонкой и общей моторики.

Обеспечить поддержку  самостоятельности,  взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Оборудование: Магнитная доска, презентация, синяя и красная плоскостная корзина, магнитные буквы, карандаши простые и цветные.

Предварительная работа: Разучивание  упражнения « Маляр».

Ход занятия

Звонкий колокольчик вместе нас собрал (встают в круг)

Всех нас подружил (протягивают руки друг другу, берутся за руки)

Настроение поднял (улыбаются)

Ребята, сегодня вас ожидает  сюрприз. Нам пришла посылка, посмотрим, что в ней. (открывают коробку, в ней шкатулка со звездочками) Шкатулка. Что в ней, даже мне неизвестно. Посмотрите, на ней ПЯТЬ звезд. Как вы думаете для чего они здесь? Что мы должны сделать, чтобы открыть шкатулку ?

Дети: Нужно выполнить ПЯТЬ заданий, чтобы открыть

Воспитатель: Готовы ли вы выполнить все задания? Найдите глазами, где располагается контейнер на нем написана буква. А какая именно отвадайте загадку:

Буква на почётном месте,
На виду она стоит,
С этой буквы начинают,
Дети алфавит учить!

приглашает детей пройти на стулья перед экраном

Воспитатель:  В контейнере спрятаны буквы, которые мы уже изучили. Вы по очереди достаёте одну букву и помещаете в корзину. Если эта буква будет гласная, то в красную корзину, если согласная, то в синюю. Готовы?

Дети выполняют задание. Воспитатель  оценивает их работу, а потом берёт буквы  и составляет слова: гуси, сова, танк, ухо, дым, дуб. Дети читают слова по предложению воспитателя.

Воспитатель: Теперь разместите картинки под словами.

Дети выполняют задание. Воспитатель оценивает их работу и убирает атрибуты игры.

Вы очень внимательные ребята. Молодцы. Выполнили первое задание и можем приступить к следующему заданию, чтобы снять вторую звезду.

Воспитатель: Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нём чаще других.

Под зонтом гуляет Зоя,

Зоя прячется от Зноя.

Дети: Звук[з].

Воспитатель: Давайте произнесем звук [з] все вместе.

Дети вместе с воспитателем произносят звук [з].

Воспитатель: Почувствуйте, когда мы произноси этот звук, язык стоит «мостиком» за нижними зубами. Значит, во рту есть преграда из зубов. Как вы думаете, звук [з] – гласный или согласный?

Дети: Согласный.

Воспитатель: Верно. Его нельзя петь. Каким кружком мы будем обозначать этот звук?

Дети: Синим.

Воспитатель: Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите, он звонкий или глухой.

Дети: Он звонкий.

Воспитатель: Твёрдый или мягкий?

Дети: Твёрдый.

Воспитатель: Верно. Это согласный твёрдый звонкий звук. А теперь внимательно слушайте меня и хлопайте, как только услышите звук [з].

Для упражнения используется следующий материал: з, с, д, ж, з, т, ц, з, с; за, ду, со, зу, жа, зо, то; зубы, сова, коса, ваза, жужжать, звенеть, звонкий, острый, светлый.

Дети слушают и хлопают, услышав звук [з].

Воспитатель: Молодцы! Вы были очень внимательными и не допускали ошибок. Второе задание выполнили, теперь предлагаю выполнить следующее задание, для этого нужно встать в круг.

Мы с вами сыграем в игру игру, которая называется «Добавлялка». Я буду называть слова, а вы будете добавлять к ним, слог «ЗА». Попробуем: кружить – закружить. Понятно? Начали.

(дети выходят в круг,  и воспитатель бросает мяч каждому ребенку,  называет слова: лететь, бежать, болеть, стелить, прыгать, бросать, быть, вести, вернуть, готовить, дать, думать,  жечь, купить, помнить, петь, лепить, жить,        

Воспитатель: с этим заданием мы справились отлично, и переходим к какому заданию? К четвертому, подойдите к экрану

Воспитатель: Послушайте внимательно стихотворение ещё раз и скажите в каких словах в этом стихотворении есть звук [з]?

Под зонтом гуляет Зоя,

Зоя прячется от Зноя.

Дети: Зонтом, Зоя, зноя.

Воспитатель: Правильно. А теперь посмотрите на буквы на доске. Это большая и маленькая буквы Зз. Под ними вы видите два кружка: синий и зелёный. Что это значит?

Дети: Значит, что буква Зз обозначает два звука [з]  и [зь].

Воспитатель:  Давайте составим новую букву. Какие  элементы нам для этого нужны?

Дети: Два полукруга.

Воспитатель: Как они расположены?

Дети: Они повёрнуты влево и стоят один на другом.

Четыре пальца полукругом

Ровно встали друг за другом

Большие прямо мы оставим

И влево вместе их направим

Основанием пальцев больших

Два полукруга

Плотно прижались друг к другу.

Воспитатель: Правильно. Какие вы внимательные! А теперь давайте почитаем, что написано на экране

1-й ребёнок: За.

2-й ребёнок: Зу.

3-й ребёнок: Зо.

4-й ребёнок: Зи.

5-й ребёнок: Зы.

6-й ребёнок: Зуб.

7-й ребёнок: Таз.

8-й ребёнок: Воз.

9-й ребёнок: Ваза.

10-й ребёнок: Зима.

11-й ребёнок: Зонт. 

12-й ребёнок: Коза.

2-й ребёнок: Мимоза.

1-й ребёнок: Заноза.

2-й ребёнок: Магазин.

Воспитатель: А теперь прочитаем предложения.

4 ребёнок: У Зои мимоза.

Воспитатель: Вы сегодня очень хорошо читаете. Молодцы! Обратите внимание: на слово Зоя, написана с большой буквы. Почему?

Дети: Имена людей пишутся с большой буквы.

Воспитатель: Посмотрите   внимательно на то, как написано предложение. Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка.

  Мы с вами знаем мудрую пословицу: « Делу время - потехе час».  И сейчас мы немножко отдохнём.

 Подвижное упражнение «Маляр».  Воспитатель приглашает детей на ковёр и предлагает и сделать знакомое упражнение.

Я с ведром иду во двор,                                   Маршируют по кругу друг за другом

Красить бабушкин забор.

Я без дела не сижу,                                          Встают лицом в круг, показывают, как красят забор.

Кистью сверху вниз вожу.

Крашу столбики, ворота                                  На каждое название загибают пальцы на обеих руках,  И скамейку под окошко,                                   начиная с больших

.И совсем немножко кошку.

Красной краски стало мало,                            Разводят руками, пожимают плечами.

На меня она попала.

На ладошки, на макушку,                               задевают части тела

 На живот, коленки, спинку.

На нос, волосы и ушки                                   

На кусты и на тропинку.

Воспитатель:  Осталось пятое, самое интересное задание. Пройдите за столы.

Воспитатель: Посмотрите на страницу . Что вы видите?

Дети: Замок, землянику и букву З.

Воспитатель: Верно. Раскрасьте сначала букву. Какой карандаш вам понадобится:

Дети: Синий. Это согласная  буква.

Воспитатель: Выполняйте задание.

Дети выполняют задание.

Молодцы! Мы выполнили пятое задание.  А есть ли на сундучке еще звездочки?  Нет! Это значит, что мы выполнили все задания

Прежде чем открыть шкатулку , скажите, какие были задания? Что тебе было интересно выполнять? А для тебя какое было самое интересное задание? Спасибо за работу.

Открываем шкатулку. Это раскраски, но непростые.  Чтобы узнать, что здесь нарисовано, нужно раскрасить ту букву, которую сегодня изучали.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Буква и звук Ю».

Цель: создание условий для знакомства с буквой и звуком Ю.Задачи: - познакомить с буквой и звуком Ю;- продолжать учить выполнять звуковой разбор слов; называть звуки, давать им характеристики;- закреп...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста /6-7лет/ «Путешествие в страну геометрических фигур»

Цель: развитие у детей познавательного интереса, стремления к получению знаний.Задачи:Образовательные: развивать внимание, память, мышление, речевую активность, интерес к познанию.ОО «Познавател...

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Звуки [Б], [Б’]. Буква Б».

Цель занятия: Познакомить детей со звуком и буквой [Б], формировать навыки звукового анализа.Задачи:Коррекционно-образовательные:- научить детей различать звуки [Б – Б’] по акуст...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Звук и буква И». «Овощи»

Конспект НОД сдетьми старшего дошкольного возраста по теме: "Звук и буква И. Овощи." с использованием здоровье сберегающих и игровых технологий, ИКТ.Участники: дошкольники 6-7 летКоличество ...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста 6-7лет развитие познавательных интересов, нравственных чувств детей с использованием игровых технологий.

Цель: развитие познавательных интересов, нравственных чувств детей с использованием игровых технологий....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Дифференциация звука «Ш-Ж»

Конспект занятия, в помощь при работе по дифференциации звуков "Ш-Ж""...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Дифференциация звука "С-З"

Конспект занятия по формированию умения дифференцировать звуки изолировано на уровне слога, слова....