"Фонематический анализ и синтез. Весна"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Цель: развитие навыков фонематичесого анализа и синтеза.
Задачи: учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной харатеристике ( согласный и гласный звук, согласный твёрдый и мягкий, звонкий, глухой). Совершенствовать умение определять местонахождение определённого звука в слове (начало, середина, конец слова).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Фонематический анализ и синтез. Весна».
Цель: Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
Задачи:
Образовательные:
Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие, глухие).
Совершенствовать умение определять местонахождение определенного звука в слове (начало, середина, конец слова)
Продолжать учить детей делить слова на слоги, определять количество слогов.
Коррекционные:
Развивать фонематический слух.
Автоматизировать поставленные звуки.
Развивать умение составлять предложения по картинке.
Воспитательные:
Воспитывать умение слушать друг друга, самостоятельность в выполнении задания.
Оборудование: Зеркала по количеству детей, цветные перышки, конверт, презентация, игра «Чудесный мешочек» (мешочек, буквы), игра «Рассели по домикам» (домики слоговые, животные), карточки для фонетического разбора слов, рабочие листы «Определи место звука в слове на каждого ребенка, карандаши, картинки на тему «Весна».
I Организационный момент
- Ребята, сегодня у нас не простое занятие, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
- Я сегодня пришла в детский сад и обнаружила в кабинете письмо. Хотите узнать от кого оно? Для этого вам нужно отгадать загадку:
В лесу на дереве живёт и своей мудростью слывёт.
Днём эта птица отдыхает, а тёмной ночью вылетает,
Чтобы поймать себе мышей.
Кто это? Отгадайте скорей! (СОВА)
-Да, письмо для вас прислала Мудрая Сова.
Логопед открывает конверт, достает письмо, читает:
«Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный конверт с заданиями. Мои задания помогут вам успешнее подготовиться к школе. Я желаю вам удачи! Мудрая Сова.
II Основная часть
Логопед: Мудрая сова прислала нам свои задания. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да). А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе.
Логопед: Ну, что, ребята, справимся с заданиями? (да) Но перед тем как начать выполнять задания от Совы, давайте сделаем артикуляционную гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Пришла весна!»
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь (соединяем ладошки и изображаем «клювик», то раскрывая, то закрывая его).
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть (растопырить пальцы на обеих руках как лучики у солнца)
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок, (волнообразные движения ладонями, ладонь смотрит вниз на стол)
А из под старой травки
Уже глядит цветок… (ладони соединить и чуть раскрыть, пальцы полусогнуть чтобы получилась чашечка цветка)
Раскрылся колокольчик
В тени там, где сосна, (раскрываем наш цветочек)
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна. (покачиваем наш цветочек из стороны в сторону).
Дыхательная гимнастика.
1 задание «Буквы и звуки»
Логопед: давайте поиграем в игру «Чудесный мешочек» (в мешочке лежат буквы разных цветов, гласные - красные, согласные - синие. Дети достают букву, говорят какой звук обозначается этой буквой и затем придумывают слово на заданный звук.
- Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков? (буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)
- Правильно ребята, а из чего состоит наша речь (наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)
- Какими бывают звуки? звуки бывают гласными и согласными (твердые и мягкие, глухие и звонкие)
- Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)
- Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими).
- Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)
- Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)
- Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).
Логопед: Молодцы, с первым заданием вы справились.
2 задание »Первый и последний звук».
Звучит музыка «Звуки природы. Весна».
Логопед: Ой, дети, что это за звуки? Кто с нами разговаривает? (Весна) Да, у каждого времени года свои звуки. Какие звуки вы можете услышать весной? (Звуки капели, пение птиц, журчание ручейка, шелест листвы).
На слайдах изображены картинки, детям нужно отгадать загадку и назвать в слове-отгадке первый и последний звук.
Я раскрываю почки, в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня... (ВЕСНА)
На лесной проталинке
Вырос цветик маленький.
Прячется в валежник
Беленький… (ПОДСНЕЖНИК)
Из - под снега побежал,
Заворчал и зажурчал.
Я кораблик смастерю,
И Ему я подарю.
В блеске солнечных лучей
Унесёт его ... . (РУЧЕЁК)
Солнце выглянет – заплачет, Солнца нет – слезинки спрячет. (СОСУЛЬКА)
Бежит за плугом с криком вскачь, весны посланник – черный…. (ГРАЧ)
Здесь на ветке чей-то дом, ни дверей, ни окон в нем, но птенцам там жить тепло. Дом такой зовут ... (ГНЕЗДО)
Логопед: Молодцы и с этим заданием справились! А теперь давайте узнаем, какое же следующее задание для нас приготовила Мудрая сова.
3 задание «Рассели по домикам» (дети делят на слоги названия животных и расселяют их по соответствующим домикам – один слог, два слога, три слога)
Логопед: На весенней полянке гуляют животные, и вдруг начался дождик. Вам нужно помочь животным найти свои домики. Давайте прохлопаем каждое слово и определим количеств слогов (дети делят слова на слоги).
- Молодцы. А теперь немного отдохнём.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
«В путь»
В лес весенний мы шагаем (Идут маршевым шагом)
Ноги выше поднимаем.
Топают ножки (Идут топающим шагом) По прямой дорожке.
По узенькой дорожке (Идут на носках)
Пойдут тихонько ножки.
Друг за дружкой побежали. (Бегут на носочках)
В лес весенний прибежали.
4 задание «Звуковой анализ слова»
-Назовите весенние месяцы. (Дети называют)
- Какой сейчас месяц? (МАРТ)
Назовите каждый звук в слове «март»
Дайте характеристику каждому звуку. ( [М]– согласный, твердый; [А]– гласный, [Р] – согласный, твердый, [Т] – согласный, твердый)
Один ребенок у доски выкладывает схему слова, остальные за столами.
- Молодцы и с этим заданием справились.
5 задание «Определи место звука в слове».
Логопед: перед вами лежат задания. Что нарисовано? (Подснежник, ласточка, солнце и сосулька). Вам нужно определить, где находится звук [С] в слове: в начале, в середине или в конце. Если звук в начале слова рисуем синий кружочек в первой клеточке, если в середине – во второй, если в конце – в третьей.
Проверяем, правильно ли выполнили.
- Молодцы, задание выполнено.
6 задание «Составь предложение по картинке».
- Сова предлагает вам составить предложения о весне по картинкам.
III Итог
Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями. Скажите, вам понравилось наше занятие? Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки детей к школе
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонн...

Система работы по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка включает в себя перспективное планирование по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста I и...

Перспективный план по формированию фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза
В работе изложена система работы по формированию фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза для детей старшей группы l года обучения...

Занятие по совершенствованию фонематической системы языка, главная цель которого - развитие функций фонематического анализа и синтеза. Совершенствование фонематических процессов.
Структура логопедического занятия выстроена в едином игровом сюжете. Само занятие разделено на отдельные блоки, отражающие основную задачу проведения игрового упражнения или дидактической игры.1. Орга...

В презентациях представлены задания на развитие фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза.
подготовка к обучению грамоте...

Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп. тема: Формирование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза у дошкольников. Пример системы статических и динамических упражнений по артикуляционной моторике с дошкольни
Сначала выполнять упражнение для губ, потом - языка. Следить за качеством и количеством движений: наличием лишних движений, симметричностью, правильностью и точностью, достаточным объемом движения, пл...

Консультация для родителей «Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одного из условий подготовки детей к школе»
Консультация для родителей «Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одного из условий подготовки детей к школе»...
