Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему "Звук (с-сь). Буква "С". "Путешествие по зимнему лесу"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Боровкова Любовь Викторовна

 В рамках  городского методичекого объединения воспитателей старших групп "Педагогичекий поиск" в феврале 2024г. состоялся открытый показ занятия для воспитателей города. Было представлено занятие по обучению грамоте в старшей группе, на котором ребята уточняли и закрепляли произношение данных звуков, учились давать звуковую характеристику, выделять их в словах, слогах и т.д.  В формате игры "Путешествие по зимнему лесу" у ребят была возможность с обучающей пользой прогуляться, а также собрать части ключа к волшебному  сундуку. В конце занятия дети поделились своими сложностями и успехами в освоении нового материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Боровкова Любовь Викторовна,

воспитатель МБДОУ №46

Тема: Звуки С и Сь . Буква С. «Путешествие по зимнем лесу»

Цель: способствовать развитию предпосылок обучения грамоте.

Образовательные:

- уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и Сь;

- продолжать закреплять знания детей в определении характеристики звука: согласный, твердый, мягкий, глухой;

- дифференцировать звуки С и Сь в слогах, словах;

- определять место звука в слове;

- отрабатывать навык словообразования

- познакомить с буквой С и ее графическим изображением

Развивающие:

- способствовать развитию фонематического слуха;

- развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику; правильное дыхание;

- развивать зрительное и слуховое восприятие, координацию движений, мышление, воображение, память, внимание;

Воспитательные:

- воспитывать коммуникативные умения и навыки; самостоятельность, самоконтроль

Оборудование: зеркала, снежинки на отработку воздушной струи, картинки - птички Сова и Синица и две коробки (синяя и зеленая), посылка, пазл-ключ, 3 гнезда, буква С, конверты с заданиями, мольберт, лесные пеньки, сундук, музыкальная колонка, мяч, снежинки для рефлексии

Вводная часть:

Дети входят в музыкальный зал.

Мотивационный момент:

Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От птиц» Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.

(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)

«Дорогие дети! Пишут вам птицы! До нас дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Мы прислали для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с замочком. Чтобы его открыть, надо собрать ключ, за каждое правильно выполненное задание Вы получите часть ключа. Найти задания несложно, нужно лишь увидеть, где они лежат. Наши волшебные помощники спрятали задания в Зимнем лесу. Задания надо выполнять по порядку. Желаем успеха! Птицы.»

Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать части от ключа? (Ответы детей)

Основная часть:

  1. А вот и первое задание, если мы его выполним, то получим часть ключа.

Выполнение артикуляционной гимнастики (за столом с зеркалами)

"Заборчик" Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать под счет до 5.

"Трубочка" Вытягиваем губы вперед при сомкнутых зубах - "трубочкой". Удерживать под счет до 5.

"Накажем непослушный язычок" Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя...». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет до 5.

«Лопаточка» Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет до 5.

Дыхательное упражнение «Подуй на снежинки»: дети берут снежинки

Воспитатель: дуем на снежинки, носиком вдохнули воздух, выдыхаем – не надувая щек и не поднимая плеч

Часть ключа получаем.

  1. задание: Отгадать загадки.

Днем спит, ночью летает.

Всех людей пугает. (Сова)

С желтой грудкой у окошка

Собирает шустро крошки,

Отгадайте, что за птица?

Называется………. (синица)

«Расскажи какой он» Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам (С и Сь)

Ребята, а какой Вы слышите первый звук в слове ССССССОВА (С), а в слове СССССИНИЦА» (СЬ).

Теперь попробуем рассказать все об этих звуках, подсказка схема

Уточнить артикуляцию: губы в улыбке, язычок – лежит за нижними зубами, зубы -сомкнуты

Уточняются акустические признаки звуков: С – согласный, твердый, глухой. Сь – согласный, мягкий, глухой. (схема звуков)

Получаем часть ключа

4. Задание: «Определи характер звука» Дети стоят полукругом. Ребята, послушайте: На звук (с) – стучим кулачками (показывая Твердый характер звука), а на звук (сь) – поглаживаем кисти рук (показывая мягкий характер звука)

Педагог произносит звуки: А,У,С,О,И,СЬ,М,У,С,А,У,СЬ……… а дети выполняют движения (постукивание, поглаживание)

Задание Игра «Скажи наоборот» (с мячом проводится, дети стоят полукругом ):

Педагог: ребята, я сейчас буду Вам произносить слоги с твердым звуком С, а вы мне обратно будете кидать мяч и произносить эти слоги уже мягко.

Са – ся, со-сё, су-сю, сы-си……..

Получаем часть ключа

5. Задание: Игра «Подарки для Совы и Синицы» (с коробочками)

Необходимо каждому из Вам отобрать картинки на звук (с) для Совы, а на звук (сь) – для Синицы. А потом проверим, правильно ли мы выполнили задание.

Проверяем правильность выполнения задания

Задание: Игра «Гнезда»

У нас в конверте картинки, только нам надо с Вами определить место звука в словах (начало, конец, середина)

Дети выполняют задание около мольберта

Получаем часть ключа

Физкультминутка «Птички»

Погулять пошли мы в лес,

Полный сказочных чудес (шагают дети друг за другом)

По сугробам мы шагаем,

Выше ноги поднимаем (высоко поднимаем ноги)

В руки снега наберем (наклон вниз)

И снежки лепить начнем («лепим снежки»)

Нам теперь согреться нужно,

Потрем свои ладони дружно (потираем ладошки)

Теперь уши, щеки, нос (дотрагиваемся)

И не страшен нам мороз!

6. Задание: «В зимнем лесу» игра на словообразование (существительное+прилагательное)

Ребята, мы с Вами гуляем где? (ответы детей, в зимнем лесу. А давайте посмотрим на картину………

Снег на солнышке искрится, значит, он какой? (искристый, искрящийся и т.д.)

Снег сверкает (сверкающий)

Снег серебрится (серебристый)

Снег рассыпается (рассыпчатый)

Снег хрустит (хрустящий)

А снежинка какая? (хрустальная, серебристая и т.д.)

Получаем часть ключа

7. Задания с буквой (стихотворение + пальчиковая гимнастика и листы с образом буквы)

(дети присели за столы)

Педагог: Ребята обратите внимание на букву. (Воспитатель читает стихотворение про букву С.)

- Ребята, посмотрите внимательно на букву С и скажите, на что похожа эта буква? (ответы детей)

Теперь давайте разомнем наши пальчики, чтобы выполнить следующее задание

Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»:

Прилетайте птички!

Сало дам синичке

Приготовлю крошки

Хлебушка немножко

Эти крошки – голубям

Эти крошки – воробьям

Галки да вороны

Ешьте макароны

- А теперь предлагаю Вам выбрать материал, для того чтобы выложить по контуру букву С

Дети выкладывают букву С из различных материалов

Получаем часть ключа

Заключительная часть:

Воспитатель обращает внимание детей, на то, что задания все выполнили, ключ сложили и поэтому можно открывать сундук. Звучит аудиозапись и сундук открывается, и дети находят подарок для всех детей.

Рефлексия.

- Ребята, с какими звуками мы сегодня познакомились? Где мы побывали? Что делали? Какие задания Вам было сложно выполнять? А с какими заданиями Вы справились легко? (Крепят снежинки-смайлики на дерево)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

03.02.2020 Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: Звук «О», буква «О»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: Звук «О», буква «О»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Согласный звук [щ] и буква Щ. 2022 г.

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе.   Согласный звук [щ] и буква Щ. Задачи:- обогащать словарь детей;- учить подбирать близкие по смыслу слова; р...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме: "Звук и буква Р."

Задачи:Обучающие:- закреплять произношение звука «Р» в слогах, словах, предложениях;- познакомить с буквой «Р»;- учить составлять слова по заданным буквам, составлять предложен...

Конспект занятия по «Обучению грамоте» в старшей группе «Звуки [д], [д\'] и буква «Д»

Конспект занятия по «Обучению грамоте»  в старшей группе «Звуки [д], [д'] и буква «Д»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Гласный звук [у], буквы У, у»

Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой связи развитие речи ребенка старшего возраста становится одн...