Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему "Звук (с-сь). Буква "С". "Путешествие по зимнему лесу"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
В рамках городского методичекого объединения воспитателей старших групп "Педагогичекий поиск" в феврале 2024г. состоялся открытый показ занятия для воспитателей города. Было представлено занятие по обучению грамоте в старшей группе, на котором ребята уточняли и закрепляли произношение данных звуков, учились давать звуковую характеристику, выделять их в словах, слогах и т.д. В формате игры "Путешествие по зимнему лесу" у ребят была возможность с обучающей пользой прогуляться, а также собрать части ключа к волшебному сундуку. В конце занятия дети поделились своими сложностями и успехами в освоении нового материала.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 87.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Боровкова Любовь Викторовна,
воспитатель МБДОУ №46
Тема: Звуки С и Сь . Буква С. «Путешествие по зимнем лесу»
Цель: способствовать развитию предпосылок обучения грамоте.
Образовательные:
- уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и Сь;
- продолжать закреплять знания детей в определении характеристики звука: согласный, твердый, мягкий, глухой;
- дифференцировать звуки С и Сь в слогах, словах;
- определять место звука в слове;
- отрабатывать навык словообразования
- познакомить с буквой С и ее графическим изображением
Развивающие:
- способствовать развитию фонематического слуха;
- развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику; правильное дыхание;
- развивать зрительное и слуховое восприятие, координацию движений, мышление, воображение, память, внимание;
Воспитательные:
- воспитывать коммуникативные умения и навыки; самостоятельность, самоконтроль
Оборудование: зеркала, снежинки на отработку воздушной струи, картинки - птички Сова и Синица и две коробки (синяя и зеленая), посылка, пазл-ключ, 3 гнезда, буква С, конверты с заданиями, мольберт, лесные пеньки, сундук, музыкальная колонка, мяч, снежинки для рефлексии
Вводная часть:
Дети входят в музыкальный зал.
Мотивационный момент:
Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От птиц» Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.
(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)
«Дорогие дети! Пишут вам птицы! До нас дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Мы прислали для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с замочком. Чтобы его открыть, надо собрать ключ, за каждое правильно выполненное задание Вы получите часть ключа. Найти задания несложно, нужно лишь увидеть, где они лежат. Наши волшебные помощники спрятали задания в Зимнем лесу. Задания надо выполнять по порядку. Желаем успеха! Птицы.»
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать части от ключа? (Ответы детей)
Основная часть:
- А вот и первое задание, если мы его выполним, то получим часть ключа.
Выполнение артикуляционной гимнастики (за столом с зеркалами)
"Заборчик" Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать под счет до 5.
"Трубочка" Вытягиваем губы вперед при сомкнутых зубах - "трубочкой". Удерживать под счет до 5.
"Накажем непослушный язычок" Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя...». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет до 5.
«Лопаточка» Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет до 5.
Дыхательное упражнение «Подуй на снежинки»: дети берут снежинки
Воспитатель: дуем на снежинки, носиком вдохнули воздух, выдыхаем – не надувая щек и не поднимая плеч
Часть ключа получаем.
- задание: Отгадать загадки.
Днем спит, ночью летает.
Всех людей пугает. (Сова)
С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки,
Отгадайте, что за птица?
Называется………. (синица)
«Расскажи какой он» Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам (С и Сь)
Ребята, а какой Вы слышите первый звук в слове ССССССОВА (С), а в слове СССССИНИЦА» (СЬ).
Теперь попробуем рассказать все об этих звуках, подсказка схема
Уточнить артикуляцию: губы в улыбке, язычок – лежит за нижними зубами, зубы -сомкнуты
Уточняются акустические признаки звуков: С – согласный, твердый, глухой. Сь – согласный, мягкий, глухой. (схема звуков)
Получаем часть ключа
4. Задание: «Определи характер звука» Дети стоят полукругом. Ребята, послушайте: На звук (с) – стучим кулачками (показывая Твердый характер звука), а на звук (сь) – поглаживаем кисти рук (показывая мягкий характер звука)
Педагог произносит звуки: А,У,С,О,И,СЬ,М,У,С,А,У,СЬ……… а дети выполняют движения (постукивание, поглаживание)
Задание Игра «Скажи наоборот» (с мячом проводится, дети стоят полукругом ):
Педагог: ребята, я сейчас буду Вам произносить слоги с твердым звуком С, а вы мне обратно будете кидать мяч и произносить эти слоги уже мягко.
Са – ся, со-сё, су-сю, сы-си……..
Получаем часть ключа
5. Задание: Игра «Подарки для Совы и Синицы» (с коробочками)
Необходимо каждому из Вам отобрать картинки на звук (с) для Совы, а на звук (сь) – для Синицы. А потом проверим, правильно ли мы выполнили задание.
Проверяем правильность выполнения задания
Задание: Игра «Гнезда»
У нас в конверте картинки, только нам надо с Вами определить место звука в словах (начало, конец, середина)
Дети выполняют задание около мольберта
Получаем часть ключа
Физкультминутка «Птички»
Погулять пошли мы в лес,
Полный сказочных чудес (шагают дети друг за другом)
По сугробам мы шагаем,
Выше ноги поднимаем (высоко поднимаем ноги)
В руки снега наберем (наклон вниз)
И снежки лепить начнем («лепим снежки»)
Нам теперь согреться нужно,
Потрем свои ладони дружно (потираем ладошки)
Теперь уши, щеки, нос (дотрагиваемся)
И не страшен нам мороз!
6. Задание: «В зимнем лесу» игра на словообразование (существительное+прилагательное)
Ребята, мы с Вами гуляем где? (ответы детей, в зимнем лесу. А давайте посмотрим на картину………
Снег на солнышке искрится, значит, он какой? (искристый, искрящийся и т.д.)
Снег сверкает (сверкающий)
Снег серебрится (серебристый)
Снег рассыпается (рассыпчатый)
Снег хрустит (хрустящий)
А снежинка какая? (хрустальная, серебристая и т.д.)
Получаем часть ключа
7. Задания с буквой (стихотворение + пальчиковая гимнастика и листы с образом буквы)
(дети присели за столы)
Педагог: Ребята обратите внимание на букву. (Воспитатель читает стихотворение про букву С.)
- Ребята, посмотрите внимательно на букву С и скажите, на что похожа эта буква? (ответы детей)
Теперь давайте разомнем наши пальчики, чтобы выполнить следующее задание
Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»:
Прилетайте птички!
Сало дам синичке
Приготовлю крошки
Хлебушка немножко
Эти крошки – голубям
Эти крошки – воробьям
Галки да вороны
Ешьте макароны
- А теперь предлагаю Вам выбрать материал, для того чтобы выложить по контуру букву С
Дети выкладывают букву С из различных материалов
Получаем часть ключа
Заключительная часть:
Воспитатель обращает внимание детей, на то, что задания все выполнили, ключ сложили и поэтому можно открывать сундук. Звучит аудиозапись и сундук открывается, и дети находят подарок для всех детей.
Рефлексия.
- Ребята, с какими звуками мы сегодня познакомились? Где мы побывали? Что делали? Какие задания Вам было сложно выполнять? А с какими заданиями Вы справились легко? (Крепят снежинки-смайлики на дерево)




По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме "Звук и буква Ш"
конспект по обучению грамоте...

03.02.2020 Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: Звук «О», буква «О»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: Звук «О», буква «О»...

Конспект занятия по обучению грамоте детей старшей группы с ТНР "Звук и буква Р."
Конспект по обучению грамоте....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Согласный звук [щ] и буква Щ. 2022 г.
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе. Согласный звук [щ] и буква Щ. Задачи:- обогащать словарь детей;- учить подбирать близкие по смыслу слова; р...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме: "Звук и буква Р."
Задачи:Обучающие:- закреплять произношение звука «Р» в слогах, словах, предложениях;- познакомить с буквой «Р»;- учить составлять слова по заданным буквам, составлять предложен...

Конспект занятия по «Обучению грамоте» в старшей группе «Звуки [д], [д\'] и буква «Д»
Конспект занятия по «Обучению грамоте» в старшей группе «Звуки [д], [д'] и буква «Д»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Гласный звук [у], буквы У, у»
Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой связи развитие речи ребенка старшего возраста становится одн...
