Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Звук и буква Щ"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
В целях преемственности между детским садом и школой, прошел открытый показ занятия по обучению грамоте на тему "Звук и буква Щ" . Гости из школы - учителя начальных классов имели возможность оценить подготовку детей к школе, уровень сформированности базовых понятий - звук, бвуква, гласные- согласные и т.д. Также дети показали умение организовывать свое рабочее место, правильно держать осанку и карандаш во время занятия. Поставленная цель была достигнута. Педагоги начальной школы отметили методическую сообразность подходов и приемов, методов работы над данной темой, положительный учебный настрой и спокойную обстановку во время занятия.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.42 КБ | |
| 449.37 КБ | |
| 31.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Звук и буква Щ»
Цель: формирование фонематического восприятия, произношения и знакомство со звуком и буквой Щ
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить навыки различения и произношения звука [Щ] в слогах, словах, фразах. Уточнить артикуляцию, дать характеристику.
2. Упражнять детей в умении выделять звук [Щ] на фоне слова и из слова, отбирать картинки.
3. Закреплять умение определять позицию звука в слове.
4. Продолжать формировать звукослоговой анализ и синтез слов.
5. Познакомить детей с графическим образом буквы Щ. Продолжать учить преобразованию слов; чтению слов.
Коррекционные:
1. Развивать фонематический слух.
2. Развивать умение концентрировать внимание.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.
2. Воспитывать умение работать в течение всего занятия.
Материалы и оборудование:
Книга Е.Благининой «Щенок», звуковая схема согл., обозначение звука (зеленый кружок), зеленый массажный мячик, картинки: овощи, щука, плащ, щенок, Кощей, шарик со схемой внизу карточки, (комплекты на каждый стол и на доску), цветные карандаши, звуковая схема слова щука на каждого и для доски, образец письма по клеткам буквы Щ и щ большой, разлиновка по клеткам для письма слов щука, щенок, маркеры, материалы для выкладывания букв.
Ход занятия
«Поиск темы»
Ребята, внимательно посмотрите по сторонам! Может что-то необычное заметили? (дети обращают внимание на красивую большую коробку). Вы хотите посмотреть что там внутри? (дети открывают крышку, находят стихотворение). Послушайте стихотворение Елены Благининой «Щенок» и определите, какой звук чаще всего слышится (звук Щ произносить утрированно)
ЩЕНОК
Щенок такой тщедушный был!
Его я щами все кормил.
От злющей стужи защищал,
Щенок от радости пищал,
Еще бы! Он счастливым рос.
Теперь мой щен не щен, а пес. —
Настоящий.
Упражнение «Какой звук?»
– Дети, какой звук чаще всего слышится в этом стихотворении? (Щ.)Сегодня мы с ним и познакомимся!
Упражнение «Звук „Щ”»
– Как мы произносим звук (Щ)? Давайте его произнесем и посмотрим друг на друга. Что происходит с нашими губами, языком, удобно произносить этот звук или есть препятствие ? Произнесем несколько раз.
Посмотрите на схему, что можем сказать про звук (Щ)? (появляется звуковая схема)
Расскажите мне про него, какой он? (согласный, мягкий, глухой). (Выставить обозначение звука). Обозначаем, каким цветом? (зеленым цветом без звоночка). Правильно. Этот звук не простой – особенный, потому что он всегда мягкий.
Речевая зарядка.
– А теперь давайте проведем речевую зарядку. Слушайте внимательно и повторяйте за мной, кому брошу мячик (каждому ребенку по строчке назвать слоги и бросить зеленый мячик)
ща-щи-щу-ще
щи-ща-ще-щу
щу-ще-ща-щи
ащ-ощ-ущ-ищ
ощ-ущ-ищ-ащ
Ща-ща-ща – мы несем домой леща.
Щи-щи-щи – мы сварили щи.
Ащ-ащ-ащ – у Ирины синий плащ.
Молодцы! Какие вы ловкие!
Упражнение «Поймай звук „Щ”»
А теперь хочу проверить, слышите ли этот звук в разных словах? Встаньте по кругу.. Когда услышите (Щ), - хлопайте.
Шелк, щекотатать, шептать, щелкунчик, честный, щука, щипцы, шоколад, щипать, шапка, роща, роща, роща, щека, чеснок, щегол, шёпот, щавель, ящерица.
(Педагог произносит слова, дети «ловят» (хлопают) слова в которых слышится звук Щ).
Упражнение «Где находится звук Щ?»
Давайте сядем на наши места и в парах поиграем. На каждом столе лежат картинки. Назовите, что изображено? (овощи, щука, плащ, щенок, Кощей, шарик)
Вам нужно определить где находится звук Щ в этих словах: в начале, середине или конце. И раскрасить нужное место в схеме под картинкой. Каким цветом вы обозначите звук (Щ)? Почему?
Приступаем к работе. В парах можно обсудить как это сделать. Давайте вместе разберем слово (дети называют). В каком месте звук (Щ)? закрасьте нужный квадрат. А я на доске. (внизу под картинкой схемы для определения места звука и на доске тоже самое)
Молодцы, отлично справились с заданием!
Физминутка
(движения в соответствии с текстом):
Во дворе щенок играл.
Прыгал, бегал и считал:
Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова.
Три – налево поворот,
И помчался до ворот.
Вдруг он встал, вздохнул и сел,
И на всех вокруг глядел.
Звуковой анализ слова
Ребята, какое слово –отгадка из этих (показ на доске) подходит к загадке:
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает? (щука)
Какие звуки в этом слове вы слышите, назовите. Давайте сделаем звуковую схему к этому слову.
Какой первый звук, произнесите. ( Щ –согл, глух, мягк)
Следующий – у (гласн, ударн.)
Затем – к (согл, глух, тв)
Последний – а (гласн, безуд).
Прочитаем слово по схеме. Молодцы!
Знакомство с буквой Щ.
- Ребята, скажите, а чем отличается звук от буквы (ответы детей)
- Посмотрите, вот буква Щ. На что она похожа?
На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же!
- Из каких элементов она состоит (Из трех больших вертикальных палочек и одной большой горизонтальной, одной маленькой горизонтальной и одной маленькой вертикальной палочек).
Пальчиковая гимнастика
Прежде, чем выполним штриховку, давайте разогреем пальчики.
Откройте тетради с новой буквой. Каким цветом выполним штриховку? Почему? Что мы запомнили про звук (Щ)? Попробуйте заштриховать по диагонали
Какие слова можем назвать с этим звуком?
Букву Щ мы будем писать сверху вниз. Внимательно посмотрите как я буду писать, а вы в воздухе пальчиком повторяйте за мной.
Внимательно посмотрите у себя в тетради на эту букву. Какая высота у большой Щ, а ширина? А у маленькой?
Напечатайте у себя в тетради сверху вниз!
Печатание буквы в тетради
Печатание слов щука, щенок.
Чтение по слогам
деление на слоги, фиксация слогов
определение ударения
печатание с проговариванием каждой буквы.
- Какие слова мы написали?
11. Итог занятия.
- Вот мы и познакомились со звуком и буквой Щ. Что вы можете сказать про этот звук?
- Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!
Попробуем выложить букву Щ из бусин. Молодцы!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Звук и буква Р".
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Р" разработан с использованием ИКТ технологий. К конспекту имее...
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: «Звук и буква «С»
Предлагаю конспект логопедического занятия по обучению грамоте, который сможет помочь в профилактике дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: Буква "Щ щ "
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группеТема: Буква "Щ щ "Цели: Образовательные:· познакомить со звуком [щ] и буквой, которая ег...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук {Н\'} и буква Н"
Конспект занятия по обучению грамоте в предшкольной группе по программе "Школа 2100"...
Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Звуки В, В\'. Буква В.
Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Звуки В, В\'. Буква В....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе: « Звук [Ц] и буква Ц»
Цели и задачи:Образовательные- закрепление понятий «гласный - согласный звук», твердый-мягкий, звонкий-глухой.- ознакомление со звуками [Ц] и бу...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: Звук [э], буквы Э,э.
- учить детей рассуждать, четко выражать свои мысли;- знакомить с буквой Э;- развивать мелкую моторику;- упражнять в проведении звукового анализа слова.Оборудование: карточка с буквой Э (шрифт черный)...
