Профилактика нарушений письменной речи.
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа)

Жукова Юлия Александровна

Вы познакомитесь с играми и упражнениями, направленными на развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза, представлений, дифференциации и усвоение слогов как целостных единиц опознания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовительные группы. Профилактика нарушений письменной речи.

Блок №1

 Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза, представлений, дифференциации и  усвоение слогов                                           как целостных единиц опознания.

Учитель-логопед Жукова Юлия Александровна                                            МБДОУ МО «Детский сад № 163» г.Краснодар

2023 г


Нарушение письменной речи является самой распространенной формой речевой патологии у младших школьников. Как этого избежать? Прежде всего необходимо знать, что должно быть сформировано у ребёнка для того, чтобы он без затруднений мог овладеть чтением и письмом в школе. Итак, в подготовительном дошкольном возрасте работа по подготовке к обучению грамоте должна быть направлена на:

а) развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза, представлений, дифференциации и усвоение слогов как целостных единиц опознания;

б) развитие зрительного внимания, памяти, зрительно-пространственных представлений;

в) формирование грамматического строя речи (работа над предложением);

г) развитие мелкой моторики пальцев рук.

В блоке №1 вы познакомитесь с играми и упражнениями, направленными на развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза, представлений, дифференциации и усвоение слогов как целостных единиц опознания.

Данные игры предназначены для детей ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО К ШКОЛЕ ВОЗРАСТА и носят рекомендательный характер, речевой материал можно подобрать самостоятельно, опираясь на образцы в примерах.

Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза, представлений, дифференциации и  усвоение слогов как целостных единиц опознания

Развитие речевого слуха. Вначале проводится работа по различению неречевых звуков и их направления:

  • постукивание;
  • похлопывание;
  • шуршание бумаги;
  • скрип двери;
  • звуки бубна;
  • звуки металлофона;
  • звуки игрушечного рояля;
  • звуки гармошки и т. д.

Развитие фонематического восприятия. Дети выполняют упражнения по различению на слух:

  • существительных, названия которых отличаются одним звуком (мышка – миска; дочка – точка и т. д.);
  • существительных, отличающиеся несколькими звуками, сходными по звуко-слоговой структуре (осел – козел; ослик – козлик, змея – земля и т. д.);
  • глаголов, сходных по звучанию (катает – купает, купает – покупает и т. д.).

Дифференциация фонем. Вначале производится работа над каждым из смешиваемых звуков по уточнению его произносительного и слухового образа. Сначала предлагается сравнить положения органов артикуляции, сравнить звук с неречевыми звуками, затем повторить ряд слогов со смешиваемыми звуками (например, са-са-ша-са), повторить слова-квазиомонимы (сайка-шайка), заменить слова со смешиваемыми звуками в предложении, заменить слова в тексте.

Развитие фонематического анализа и синтеза. Работа по развитию фонематического анализа и синтеза проводится в следующей последовательности.

1. Придумать слова с тремя, четырьмя, пятью звуками.

2. Отобрать картинки, в названии которых четыре или пять звуков.

3. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки (картинки не называются).

4. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.

5. Назвать слово, произнесенное по отдельным звукам (д, о, м; к, а, ш, а; к, о, ш, к, а).

6. Назвать слитно слово, произнесенное по слогам, длительность пауз постепенно увеличивается (ку-ры, ба-боч-ка, ве-ло-си-пед).

7. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (боч-ка-ба – бабочка).

8. Назвать слитно предложение, произнесенное по слогам (Ско-ро-на-сту-пит-вес-на).

9. Преобразовать слова (обязательно объясняя значение предыдущих и получившихся слов):

а) добавляя звук: рот — крот, мех — смех, осы — косы; луг — плуг;

б) изменяя один звук слова (цепочки слов): сом — сок — сук — суп — сух — сох — сор — сыр — сын — сон;

10. От слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом — мак — кот топор — рука.

11. Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

12. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос — сон, кот — ток, сор — рос, топ — пот.

13. Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки; например: «курица», «осы», «шуба», «карандаш», «арбуз». Они выделяют первый звук в названиях картинок, запоминают соответствующие звуки и воспроизводят полученное слово (кошка).

14. Отобрать картинки с определенным количеством звуков в их названии (3 звука – рак, роза, сыр, бабочка, нос, машина, и т.д.)

15. Расставить картинки под цифрами 3, 4, 5 в зависимости от количества звуков в их названии. Предварительно картинки называются. Примерные картинки: «сом» - цифра 3, «косы» - цифра 4, «мак» - цифра 3, «топор» - цифра 5, «забор» - цифра 5.

16. Какой звук убежал? (Крот — кот, лампа — лапа, рамка — рама). Здесь необходимо объяснять значение слов.

На начальных этапах работы по развитию фонематического анализа дается опора на проговаривание. Однако не рекомендуется долго задерживаться на этом способе выполнения. Конечной целью работы является формирование действий фонематического анализа в умственном плане, по представлению.

Развитие слогового анализа и синтеза

Работу по развитию слогового анализа и синтеза надо начинать с использования вспомогательных приемов, затем она проводится в плане громкой речи и, наконец, на основе слухопроизносительных представлений, во внутреннем плане.

При формировании слогового анализа с опорой на вспомогательные средства предлагается, например, отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

В процессе развития слогового анализа в речевом плане делается акцент на умении выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Опора на гласные звуки при слоговом делении позволяет устранить и предупредить такие ошибки чтения и письма, как пропуски гласных звуков, добавления гласных.

Для формирования умения определять слоговой состав слова с опорой на гласные необходима предварительная работа по дифференциации гласных и согласных звуков и выделению гласных из речи.

Дается представление о гласных (это звуки, которыми можно петь песню) и согласных звуках (этими звуками спеть песню нельзя).

В дальнейшем проводится работа по выделению гласного звука из слога и слова. Для этого сначала предлагаются односложные слова (ох, ус, да, на, дом, стул, волк). Дети определяют гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец слова). Можно использовать графическую схему слова, в зависимости от места гласного звука в слове ставится кружочек в начале, в середине, в конце схемы: о____, ___о____, ______о.

Затем проводится работа на материале двух- и трехсложных слов. Рекомендуются задания:

1. Назвать гласные в слове. Подбираются слова, произношение которых не отличается от написания (лужа, пила, лом, канава).

2. Записать только гласные данного слова (окна — о___а).

3. Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы,

4. Разложить картинки под определенным сочетанием гласных. Например, предлагаются картинки на двухсложные слова: «рука», «окна», «рама», «лужа», «корка», «горка», «ручка», «сумка», «каша», «астра», «луна», «кошка», «лодка». Записываются следующие схемы слов: а______а, о____а, у____а.

Закрепление слогового анализа, синтеза и представлений.

1. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.

2. Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру.

3. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Предлагаются картинки, в названии которых 2 или 3 слога («сливки», «помидор», «собака»).

4. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки: __буз, ут__, лод__, ка__, ка__даш.

5. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цып, лё; точ, лас, ка).

6. Выделить из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов.

Уважаемые педагоги и родители! Многие из представленных игр и упражнений могут показаться невыполнимыми для вашего ребёнка, НО:

НАЧНИТЕ ИГРАТЬ В ПРОСТЫЕ, БОЛЕЕ ДОСТУПНЫЕ ИЗ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ ИГР, И ВАШ РЕБЁНОК ПОСТЕПЕННО ОСВОИТ СЛОЖНЫЕ…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастеркласс,проведённый для слушателей курсов АППО СПб. Тема "Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с ТНР"

В  план-конспект занятия для детей подготовительного возраста ( "День рождения у слона") включены приёмы работы, направленные на профилактику нарушений письменной речи. В занятии были использован...

Профилактика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством развития неречевого функционального базиса письма и чтения.

Специфические нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия, дизорфография) составляют значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых шк...

Статья. Развитие зрительно-двигательной координации как профилактика нарушения письменной речи

Статья раскрывает цели и задачи работы в данном направлении. С статье отражены задачи и формы работы по всем возрастным группам на весь учебный год. работа полезна как для детей логопедических групп, ...

Профилактика нарушений письменной речи посредством развития пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В материале представлена системав работы по развитию прострвнственных представлений у дошкольников с ОНР с целью профилактики дисграфии....

Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольников с нарушением зрения».

ДУЗ №33           Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольниковс нарушением...

"Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи".

Одним из актуальных вопросов теории и практики логопедии является проблема профилактики нарушений письменной речи.В соответствии с выявленными у детей дошкольного возраста предпосылками дисграфии и па...

Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольниковс общим недоразвитием речи Поступление ребенка в школу является важным этапом в жизни, который меняет не только его социальную роль, н...