НОД "Буква К, звуки к, к'.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Занятие по обучению грамоте  в подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

«Знакомство с буквой К и звуками [кь] и [к]

Цель: познакомить с буквой К и к.

Рассказать, что буква к обозначает звуки «к» и «кь»

Задачи: формировать умение выкладывать предложения в соответствии с

правилами.

Закреплять знания о том, что буква я может обозначать два звука «й» и «а» в начале слова и после гласной.

Закреплять умение детей называть слова определенной звуковой конструкции.

Материал: красные, синие, зеленые, черные фишки, буквы К и к, касса с

пройденными буквами.

Ход занятия:

1 Знакомство с буквами К и к

Педагог: Послушай стихотворение и скажи какой звук повторяется чаще

всего?

Кот копеек накопил

Кошке козочку купил,

А козе капустки,

Кочанчики хрустки.

Будет козочка крепка.

Кошке даст молока.

Педагог: Чаще всего повторялся звук К. Какой он согласный, или гласный?

Для того, чтобы записать звук к нужна буква К. Звук К обозначается буквой Ка.

(показать букву К). Произнесем вместе Ка.

На что или на кого похожа буква К? (раскрытый клюв вороны, рожки у жука,

знаки больше/меньше)

-Сколько элементов у буквы К? (Буква К состоит из трех палочек, одну большую

прямую поставим вертикально, две под наклоном приставляем к середине.)

- В какую сторону смотрит буква К ( вправо)

На прямую палочку

Справа села галочка

Там поныне и сидит –

Буква К на нас глядит.

- Представим, что у нас в руках невидимые карандаши, и нарисуем в воздухе букву К. А теперь давай сложим букву К из палочек.

- Буква К бывает большая и маленькая. посмотрите на свои подносы.

- С большой буквы пишутся некоторые слова, например, имена людей, клички

животных, название, улиц, городов. Подумайте, какие имена начинаются с буквы К.

(Катя, Кирилл, Костя, Ксюша, Карина, Коля)

2 Артикуляционная гимнастика

Педагог : А теперь вместе произнесем со мной такое стихотворение:

По утрам мой брат Кирилл

Тех зайчат травой кормил.

Какое имя нам встретилось? (Кирилл, с какой буквы оно начинается?)

3.Характеристика звуков Ки КЬ

Педагог: Буква К обозначает звуки К и КЬ. При произнесении звука К губы раскрыты.

Произнесем звук К.

При произнесении звука КЬ губы расплываются в легкой улыбке и открываются

зубы. Произнесем звук КЬ

- Посмотри, кто нарисован на этой картине? Что она делает? (Девочка держит

куклу)

-У этой девочки есть имя. Как зовут девочку, вы сами сейчас узнаете, я назову

звуки, а ты составь слово [К] [И] [Р] [А] – какое получилось имя?

Составь предложение с этим именем, глядя на картинку.

У КИРЫ КУКЛА.

4 Работа с предложением

Педагог: Сколько слов в предложении ? (3). Уточним, что слова в предложении нужно

выкладывать на расстоянии друг от друга, а буквы в слове ставить рядом.

- Первое слово -У- предлог, обрати внимание, что это отдельное слово, состоящие

из одной буквы. Предложение всегда начинается с заглавной буквы.

-Второе слово — Кира. Кира это имя девочки, с какой буквы пишутся имена людей?

(с большой)

-Третье – кукла.

В конце предложения ставится точка.

-А теперь выложи (У Киры кукла).

-Сколько слов у нас получилось (три).

Педагог: А теперь давай найдем ударный гласный звук в слов Кира.

Обозначим ударный звук черной фишкой.

-Теперь найдем слова, в которых встречаются звуки К и КЬ. (Кира, кукла)

Произнесем слово Кира, в слове Кира какой звук слышим К или КЬ? (КЬ-

обозначим его зеленой фишкой)

- Произнесем слово кукла. Сколько здесь звуков К или КЬ? (Два звука К- обозначим

их синей фишкой)

5.Игра назови слова со звуками К и КЬ

Назови еще слова, в которых встречается звук КЬ?

А теперь слова в которых встречается звук К?

6.Физкультминутка «Мамина сумка»

Педагог: А теперь я предлагаю встать около стола. Звуки К и КЬ очень озорные, они любят прятаться в словах. Я предлагаю поиграть.

- Однажды я пошла в магазин за продуктами, и в моей сумке спрятались звуки К и Кь, слушай внимательно. Если в этих словах есть звуки К или КЬ хлопай в ладоши, а если нет, топай ногами.

- Вот пошла я в магазин и купила...

Апельсин, Морковку, Укроп, Хлеб, Картофель, Капусту, Сахар, Соль, Кофе, Масло,

Сыр и Молоко...Ох нести как нелегко!!!

7 Звуковой анализ слова.

Педагог: Присаживайся, отгадай загадку:

Когда ее копают, из нее забирают землю

Правильно, это яма. (показ иллюстрации)

А теперь давайте попробуем выложить слово яма. (Ребенок выкладывает слова«яма»)

Игра «Зажги фонариками слово». Звукобуквенный анализ слов.

Педагог : А теперь обозначим звуки. (ЙАМА)

Какой первый звук ?( Й) Какой он? (Согласный, мягкий. Это самый короткий звук)

Какой звук второй, третий, четвертый?

Давай вспомним, что если буква Я

Сколько согласных/ гласных звуков? Сколько букв в этом лове? Сколько звуков?

Почему звуков больше? Буква Я может обозначать два звука- Й и А, если она стоит в начале слова.

8 Игра «Назови слова»

Педагог: А теперь придумай слова, в которых встречается звук Й? (Йогурт, Ель, Яна, Еж,

Йод....)

9 Итог

Молодец! С какой буквой познакомились сегодня (Ка)

Какие звуки обозначает буква Ка? (КЬ и К)

Что еще вспомнили о букве Я? (может обозначать два звука в начале?)

Что было трудным для....?

Что понравилось ....?

Литература.

1 Л.Е.Журова Обучение дошкольников грамоте . - М.: Школьная пресса, 2004 -

144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...