занятие по грамоте "Звук и буква А"
план-конспект урока по обучению грамоте (подготовительная группа)

Шаранова Ольга Николаевна

Уточнить артикуляцию и характеристику звука [ а].

Формировать умение интонационно выделять звук [ а ], выделять из ряда гласных, слогов, слов.

Формировать умение воспринимать и воспроизводить гласный звук с различной интонацией.

Определять местоположение звука в слове ( начало, середина, конец).

Учить правильному употреблению существительных в различных падежных формах.

Обучать умению соотносить звук и букву, познакомить с графическим обозначением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_gramote_zvuk_i_bukva_a.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

ЗАНЯТИЕ ПО ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Тема: «ЗВУК И БУКВА А».

Цель: Формирование представлений о звуке [а] и букве А.

Задачи:

Уточнить артикуляцию и характеристику звука [ а].

Формировать умение интонационно выделять звук [ а ], выделять из ряда гласных, слогов, слов.

Формировать умение воспринимать и воспроизводить гласный звук с различной интонацией.

Определять местоположение звука в слове ( начало, середина, конец).

Учить правильному употреблению существительных в различных падежных формах.

Обучать умению соотносить звук и букву, познакомить с графическим обозначением.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать у детей фонематические процессы.

Развивать память, внимание, мышление, общую, тонкую и артикуляционную моторику.

Развивать графические навыки.

Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии.

Воспитательные задачи:

Воспитывать умение внимательно слушать и слышать педагога, выполнять поставленную задачу.

Воспитывать навыки сотрудничества в игре.

Формировать самостоятельность при выполнении заданий.

Оборудование: зеркала, магнитная доска, карточки-схемы для определения места звука в слове, цветовые фишки, карточки-картинки, карточки-шаблоны буквы А, конверты с разрезными буквами А, счетные палочки, Букварь, закладки.

Ход.

Деятельность логопеда

Деятельность детей

1.

Вводная часть.

Логопед предлагает детям встать в круг и взяться за руки, произнести стихотворение - приветствие:

Посмотрите вы на нас, мы - ребята суперкласс!

Дружные и смелые, а еще умелые!

Можем многое мы делать: клеить, резать, шить, плести, хорошо себя вести!

Посмотрите вы на нас, мы - ребята суперкласс!

Руки вперед - палец рук вверх.

Руки на плечи соседа, шагать на месте, выполнять движения по тексту. Обнять себя за плечи.

Руки вперед - палец рук вверх.

2

Основная часть.

Фонетическая зарядка.

- Ребята, что просит сказать врач, когда осматривает горло?

- Как девочка укачивает куклу?

- Когда бабушка плохо слышит, как она переспрашивает внучку?

- Как звали мальчика, который на просьбы друзей отвечал: «Тили-тили, трали-вали, это мы не проходили, это нам не задавали!»

А-а-а-а.

А-а, а-а. а-а.

А?

Антошка

Введение в тему.

- Какой одинаковы звук мы с вами произносили?

-Сегодня мы с вами познакомимся со звуком [а] и буквой А.

Звук[ а]

Артикуляция и характеристика звука.

- Пропойте звук [а-а-а-а].

- Когда мы произносим звук а, рот широко открыт, воздух выходит свободно, не встречая во рту преград. Звук [а] - гласный.

Гласные звуки обозначаются фишкой - красным квадратом.

[а-а-а-а].

Игра «Передай характер».

- Попробуйте спеть звук [а] по-разному:

- грустно,

-радостно,

- вопросительно,

- с интересом. Молодцы!

Дети выполняют задание.

Игра «Поймай звук».

- Хлопните в ладоши, когда услышите звук а, слог или слово с этим звуком.

А, О, И, А, АМ, УТ, НА, АПЕЛЬСИН, ДОМ, КОРМ, ЛАК, БАК, ДЫМ. ПАЛКА, А, Ы, О, А.

Дети выполняют задание.

Знакомство с буквой А.

- Звук а живет в своём домике- букве – А.

- На что похожа буква А?

А - начало алфавита,

Тем она и знаменита,

А узнать её легко:

Ноги ставит широко!

Дети высказывают свои предположения.

Конструирование буквы.

- Сколько нужно взять счетных палочек, чтобы построить букву А? Постройте букву.

- Перед вами конверты, сложите вдвоем из частей букву А.

3 палочки

Дети выполняют задание.

Дети выполняют задания в парах.

Физминутка « Аист».

- Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу!

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова правою ногой,

Снова левою ногой,

После правою ногой,

После левою ногой,

Вот тогда придешь домой! ( И.Токмакова)

Дети произносят стихотворение и выполняют движения.

Упражнение «Найди место звука в слове».

- Возьмите карточки- схемы и фишки, я раздам вам картинки, определите место звука А в слове: в начале, середине, конце слова.

( логопед проверяет у каждого правильность выполнения, ребенок произносит слово и объясняет местоположение звука у себя на схеме.)

Самостоятельная работа детей: аист, лампа, арбуз, лиса, книга, бант.

Работа в Букваре.

- Ребята, откройте букварь на первой страничке. Какая буква нарисована в квадрате?

- Каким цветом она нарисована? Почему?

( логопед предлагает прочитать напечатанные тексты ). Молодцы. Мы с вами на занятии изготовили закладки. Положите закладку на прочитанной страничке, закройте книги.

- Буква А.

Красным цветом.

Потому что она гласная.

Дети выполняют указания взрослого.

Упражнение « Из чего какой сок?»

- У вас на картинках нарисованы стаканы с соком и фрукт из которого он изготовлен.

- Как называется ваш сок?

Молодцы, вы правильно назвали ваш сок.

- Сок из ананаса - ананасовый сок,

- сок из апельсина - апельсиновый сок,

- Сок из абрикос - абрикосовый сок,

- Сок из арбуза - арбузный сок.

Дидактическая игра «Выбери овощи и фрукты»

- Разделитесь на две команды. Одна команда выбирает овощи со звуком [а], другая фрукты со звуком [а]. Молодцы, вы справились с заданием

Дети по команде выполняют задание.

3.

Заключительная часть.

- С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?

- А - это гласная или согласная буква?

- Фишкой какого цвета мы обозначаем звук [а] на схеме?

- Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия :Гласные звуки и буквы

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте на тему :Гласные звуки и буквы.Задачи:Коррекционно – образовательные: - закреплять понятие «гласный звук»; - закреплять навы...

конспект занятия по развитию речи "Буква "Б""

В данном конспекте дети знакомятся с новой согласной буквой...

Конспект подгруппового логопедического занятия: "Звуки С,С* Буква С".

На данном занятии учитель-логопед учит детей дифференцировать на слух звуки "С", "С*", подбирать картинки на данные звуки, определять местоположение данных звуков в слове. Дети на занятии проводят зву...

Формирование звукопроизношения (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звуки, буквы" - повторение.

Формирование звукопроизношения и подготовка к школе (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звуки, буквы" - повторение....

Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего возраста. Тема занятия: "Транспорт. Звук и буква "Т""

Цели занятия:Закрепить представления детей о видах городского транспорта; развивать обобщающие понятия.Расширить словарь детей за счет имен существительных – названий транспорта, названий частей...

Конспект НОД открытого фронтального логопедического занятия для педагогов: "Мастерская букв. Звук и буква Э".

Цель: Познакомить детей с гласным звуком Э и буквой Э, закрепить пройденные буквы А, У, И. Изготовить буквы из различных материалов.Задачи:Обучающие:познакомить детей со звуком и буквой Э;учить д...