Конспект по речевому развитию «Весёлая сказка»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Котнева Анастасия Владимировна

учить сравнивать звуки [ж], [З] по акустическим и артикуляционным признакам;
- учить дифференциации звуков [ж],[з] в слогах, словах, предложениях;
- развивать навыки звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия; 
- профилактика дисграфии
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_po_obucheniyu_gramote.docx261.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное  автономное учреждение

«Детский сад №5»

Конспект по речевому развитию

«Весёлая сказка»

Выполнила: Котнева А.В.

Воспитатель МДОАУ №5

Оренбург 2022

Дифференциация звуков

 «Ж и З»

Задачи:                    
образовательные:
- учить сравнивать звуки [ж], [З] по акустическим и артикуляционным признакам;
- учить дифференциации звуков [ж],[з] в слогах, словах, предложениях;
- развивать навыки звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия; 
- профилактика дисграфии
развивающие: 
- развивать фонематическое восприятие;
-  отрабатывать речевое дыхание, артикуляционную моторику;
- совершенствовать умение детей пользоваться в речи предлогами  с союзом - потому что 
- профилактика нарушений зрения;
- развивать внимание, память, мышление. 
воспитательные:
- продолжать развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, следить за собственной речью;
- воспитывать положительное отношение и интерес к занятиям; 
- воспитывать умение действовать в подгруппе. 
Оборудование: зеркала по количеству детей, жуки и комары на палочках,  схемы 
 со стрелками, направленными вверх для произношения звука (Ж) и вниз для - звука [З], картинки, в названии которых есть звуки [Ж], [З],  А-4 со спутанными картинками, в названии которых есть звуки [Ж], [З], тетради.

Ход занятия

Приветствие

Здравствуй, Небо!                       Руки поднять вверх

Здравствуй, Солнце!                   Руками над головой описать большой круг

Здравствуй, Земля!                      Плавно опустить руки на ковер

Здравствуй, планета Земля!       Описать большой круг над головой

Здравствуй, наша большая семья!

Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх.

Мотивация

Ребята, сегодня мы с вами будем придумывать сказку. А кто же будет героем нашей сказки? Мы узнаем, когда отгадаем загадки. Послушайте:

Чёрен, а не ворон,

Рогат, а не бык,

С крыльями, а не птица. (ЖУК)

Какой первый звук в слове ЖУК ? (Ж) Давайте произнесём его вместе.

А вот ещё загадка:

Лежит верёвка,

Шипит плутовка,

Брать её опасно-

Сообщение темы занятия.

Вы уже, наверное, догадались, с какими звуками мы будем работать? (З и Ж). Но мы не просто будем работать, а сочинять сказку с этими звуками и этими героями.

Только мы должны придумать нашим героям имена: змеи — со звуком (З), а жуку-со звуком (Ж). (дети придумывают имена героям: Зойка и Женька).

Описание героев и дифференциация звуков З-Ж в слогах.

- Итак, наша змея Зойка (показать игрушку) какая? ( дети говорят: длинная, мягкая, голубая…)

- А что она умеет делать? (дети говорят: ползать, шипеть, сворачиваться клубком…)

- И на кого она похожа? (ответы детей)

- А жук Женька какой? (дети отвечают)

- А что он умеет делать? (ответы детей)

- А на кого он похож? (ответы детей)

Жили были Жук и змея

- Вот встретились однажды змея Зойка и жук Женька

- Они стали говорить друг с другом, но каждый по-своему. Я буду говорить за змею, а вы – за жука и будете повторять за мной только со звуком Ж. за — жа, зо — жо, зу — жу, зы — жи.

А теперь ещё раз повторим всё вместе ( дети повторяют пары слогов : жа-за, жо-зо, жу-зу, жи-зы.)

Змея предложила жуку сделать Артикуляционную гимнастику «Змея» https://fs00.infourok.ru/images/doc/271/276348/img7.jpg

Произношение звуков З ,Ж в чистоговорках.

Разобиделись наши герои – не получается у них разговор- не понимают они друг друга. И разошлись они. Дыхательная гимнастика «Жук» поочередно дуем на жука и змею

Жук что сделал? (улетел к себе – отвечают дети)и зажужжал: ЖУ-ЖУ-ЖУ, Я НА ВЕТОЧКЕ СИЖУ И ЖУЖЖУ И ЖУЖЖУ ( дети повторяют хором).

 А змея к себе- Что сделала? (поползла- отвечают дети). ЗУ-ЗУ-ЗУ, Я ДОМОЙ К СЕБЕ ПОЛЗУ ( дети хором повторяют).

Физминутка.

Давайте покажем, какие домики бывают.

На опушке дом стоит (сложить ладони над головой)

На дверях замок висит ( сомкнуть ладони)

За дверями стоит стол (накрыть правой ладонью кулачок левой руки)

Вокруг дома частокол (растопырить пальчики перед собой)

Тук-тук-тук, дверь открой ( постучать кулачками)

Заходите — я не злой! (раскрыть руки в стороны, приглашая всех к себе).

Развитие звукового анализа, деление слов на слоги.

- Давайте выберем домики для наших героев. Для змеи домик с каким звуком будем выбирать? ( со звуком З) А для жука? ( со звуком Ж) ( на столе лежат разные домики: жёлтый, красный, синий, разноцветный. Дети выбирают и прикрепляют их на магнитную доску.)

Жили они жили, скучно им стало!!! Нет у них ни друзей ни вещей

 давайте подарим змее и жуку разные вещи. Змее- вещи со звуком З, а жуку- со звуком Ж

 ( На столе картинки: зонт, замок, ваза, флажок, жаба, ёжик. Далее дети берут картинку, называют, определяют наличие звука З или Ж и прикрепляют на магнитную доску у домика змеи или жука). 

Гимнастика для глаз

К журавлю жук подлетел,

Зажужжал и запел «Ж-ж-ж...»

Вот он вправо полетел,

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел,

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть,

Не дадим ему присесть.

Жук наш приземлился,

Зажужжал и закружился. «Ж-ж-ж...»

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Дети вытягивают поочерёдно вперёд правую и левую руки, смотрят на ладошку; затем встают на ноги, тянутся вверх на носочках и хлопают в ладоши, медленно опуская руки.

Жук наверх полетел

И на потолок присел.

На носочки мы привстали,

Но жука мы не достали.

Хлопнем дружно—

Хлоп-хлоп-хлоп,

Чтобы улететь он смог.

«Ж-ж-ж...»

Молодцы, справились. А теперь давайте ещё раз назовём эти слова и поделим их на слоги.

Прочитывание слоговой таблицы

Составление предложений

Жили они долго и счастливо

Вот и сказки конец, а а кто слушай молодец

Подведение итога.

Как вы думаете, ребята, будут теперь спорить змея Зойка и жук Женька?( ответы детей)

Я думаю, что теперь у них всё есть и домики, и друзья и не зачем им обижаться, что не понимают друг друга, правда?

 Ребята, вы все молодцы сегодня, хорошо поработали!

 А чтобы вы не забыли о нашем занятии, змейка и жук дарят вам свои портреты на память, которые вы раскрасите дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-речевого развития по сказке Э.Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце»

Конспект познавательно-речевого развития по сказке Э.Шим«Камень, ручей, сосулька и солнце»          Программные задачи: закрепить представления детей о нар...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию "ВЕСЁЛАЯ ГРУША"

Расширять знания о фруктах,развивать зрительное внимание,мелкую и общую моторику....

Конспект по речевому развитию "Рассказывание сказки "Репка"

Сказки  - неотъемлемая часть детской жизни, которая помогает маленькому человеку познавать незнакомый мир. Сказки очень полезны:- сказки развивают речь ребенка. Ведь сказки являются источником но...

Конспект занятия речевого развития по сказке "Колобок " для детей младшей группы

Цель: Способствование развитию связной речи у детей.Задачи:Образовательные: Приобщать к художественной литературе.Развивающие: Создавать условия для развития воображения, мышления, связ...

Конспект по речевому развитию " Лесная сказка"

Конспект по речевому развитию " Лесная сказка"с использование технологии " Цветные палочки Кюизнера"...

Конспект по речевому развитию по сказкам К.И. Чуковского

Конспект по речевому развитию по сказкам К.И. Чуковского...

Конспект по речевому развитию "Моделирование сказки - Теремок"

Цель: развитие связной речи средствами наглядного моделирования по сказке «Теремок».Задачи: Формировать умение рассказывать сказку при помощи метода моделирования, запоминать дей...