Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе: Дружим со звуком «Ж» .
учебно-методический материал по обучению грамоте (подготовительная группа)

Петрова Ирина Юрьевна

На занятие используются разные приёмы, которые помогают детям познакомиться со звуком "Ж" и автоматизировать его в слогах, словах и предложениях. 

Дети самостоятельно проводят звуковой анализ слов, изменяют и образовывают слова. У детей развивается слуховое внимание и память. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по обучению грамоте в подготовительной  группе

Дружим  со звуком  «Ж» .

Цели:

коррекционно-образовательные

  • закрепить понятие о механизме образования звука «Ж»
  • продолжать учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука «Ж» с опорой на различные виды анализаторов
  • формировать навыки словообразования и словоизменения

коррекционно-развивающие

  • автоматизировать у детей звук «Ж» в слогах, в словах и предложениях
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику
  • развивать у детей дыхание, голос, мимические мышцы
  • развивать фонематический слух и восприятие
  • развивать звукобуквенный анализ
  • уточнять и расширять словарь
  • развивать внимание и память

коррекционно-воспитательные

  • воспитывать у детей самоконтроль за речью
  • воспитывать у детей наблюдательность

Оборудование: Цветные фишки для выкладывания звуковых схем и цветные символы для характеристики звука «Ж»,  предметные картинки со звуком «Ж», схемы предложений.

Ход:

1. Организационный момент, стоя вокруг педагога

Задание:

 - Как жужжит жук? Дети рукой показывают волнистые движения, как летит  жук, и произносят звук «Ж» на одном дыхании.

2. Введение в тему занятия

Задание:

Дети садятся за столы.

Логопед: Как вы думаете, о каком звуке мы будем сейчас говорить? (о звуке «Ж»).

Логопед напоминает артикуляцию звука «Ж».

Дети вспоминают характеристику этого звука и выставляют соответствующие цветные символы звука «Ж». (Звук «Ж» - согласный, всегда твёрдый, звонкий).

3. Речевая зарядка: 

 ЖА-ЖА-ЖА - мы видели ежа.

ЖИ-ЖИ-ЖИ - бегут ежи.

ЖУ-ЖУ-ЖУ- помогу ежу.

ЖО-ЖО-ЖО - еду на «Пежо».

Логопед следит за артикуляцией произносимого звука.

4. Закрепление звука в слогах и словах.

Задание:

Логопед показывает два цветных символа виде кружков (красного и синего цвета), а дети называют свои слоги со звуком «Ж».

Логопед напоминает, что красный кружок – это любой гласный звук, а синий кружок – это звук «Ж».

Дети называют сначала закрытые слоги (АЖ, ОЖ, УЖ, т.д.), а потом открытые (ЖУ, ЖИ, ЖА, и т.д.).

Задание:

«Хлопни в ладоши». Дети хлопают в ладоши, услышав слог со звуком «Ж» (СА-ШО-ЖУ-ШИ-СЫ-ЖА-ЧИ-ЖИ-ЩА и т.д.)

«Топни ногой». Дети топают ногой, услышав слово со звуком «Ж» (кушетка, самовар, НОЖ, сковородка, щёки, НОЖНИЦЫ, ЖАБАи т.д.)

Задание:

Дети должны выбрать и назвать из ряда предметных картинок те, в которых встречается звук «Ж» (шуба, самокат, ЖУК, шина, ЕЖИ, ваза, ЖИРАФ, карандаши, ЖАБА)

5. Игра «Скажите про себя» - на образование форм глаголов настоящего времени.

Ходить - я хожу           лежать - я лежу

Сказать – я …              завязать – я …

Резать - я …                  глядеть – я …

Уходить – я …              дружить – я …        

6. Игровое задание «Внимательные ушки». Найдите лишнее слово, в котором нет звука «Ж».

Пижама-ужи-змея                            Зелёный-жёлтый-оранжевый

Ежи-ужи-ерши                                 Бежать-сказать-обижать

Свежо-грязно-похоже                      Жить-сказать-бежать

7. Звуковой анализ слов

Задание:

Логопед предлагает провести звукобуквенный анализ слов (ЛУЖА и НОЖ)

Дети выкладывают звуковую схемы слов с помощью цветных фишек и анализируют схемы.

8.Игровое упражнение «Составь предложение»

Задание:

Логопед называет слова, а дети составляют устно предложение и выкладывают схему предложения с помощью палочек.

Составьте  из слов предложение:

- Ёж, жить, лес, в; (Ёж живёт в лесу.)

- Женя, пирожки, бабушка, испекла;

- Жаба, жить, болото, в.

9. Игровое задание «Что из чего сделано?» (образование качественных прилагательных).

Можно проводить в форме игры с мячом.

Стакан из стекла – стеклянный;

Нож из металла – металлический;

Ведро из железа – железное;

Шапка из шерсти – шерстяная;

Сумка из кожи – кожаная;

Матрёшка из дерева – деревянная;

Салфетка из бумаги – бумажная;

Дом из камня – каменный.

Логопед подводит итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"

Задачи: повторение букв, звуко-слоговой анализ и синтез, чтение слов, предложений, складывание, составление слов из букв, слогов....

открытое занятие по обучению грамоте для дошкольников. Тема: "Звук [Ж], буква Ж, ж.Конструирование буквы"

Знакомство с новой буквой русского языка, формирование умения у детей анализировать звук, пополнение словарного запаса учащихся....

Конспект занятия по обучению грамоте " Полет на луну" - Звуки Л-Ль. Буква Л

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте, лексической теме "Космос" с использованием ИКТ технологии...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Маша и медведи. Звуки М, Мь".

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР...

Занятие по обучению грамоте в логопедической группе. Звук и буква о.

Занятия по обучению грамоте  в старшей группе. Занятие проводила в игровой форме. Детям очень нравятся такие путешествия, сказки!...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук [C\']

Сформировать представления о букве ЭС и звуках [С], [С\'], уме­ния различать их по твёрдости-мягкости, способу произнесения.Активизация внимания к звуковому и слоговому составу слов, способ­ности сравн...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему Дифференциация звуков З и С в подготовительной группе

Упражнять детей в умении характеризовать звуки З и С, активизировать предметный и глагольный словарь, учить делить слова на слоги....