Конспекты занятий по предшколе, презентации
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

В приложении помещены конспекты интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и экологии; комплексное занятие по самопознанию, развитию речи и рисованию; презентация занятия по Самопознанию "Улыбка - радуга души".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Как птицы весну встречают»

Программные задачи:  Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии;

- обогатить представления детей увлекательными сведениями о жизни птиц;

-  учить делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания;

  -научить узнавать и различать грача и скворца;
 - воспитывать бережное отношение к природе; любовь к окружающему миру;  развивать кругозор, наблюдательность.

Активизировать словарь: перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилёт, размножение.

Материалы и оборудование:  Интерактивная доска, компьютер, магнитофон. Слайды с изображением перелетных птиц; запись «голоса птиц», графическая модель с клювами птиц, схемы, картинки с изображением перелетных птиц, загадки, народные приметы о природе.

                                                    Ход занятия:

I. Организационный момент.

Оздоровительная минутка «Ветер» С.Есенин (дети выполняют упражнения).

Осторожно ветер за калитку вышел,

Постучал в окошко, пробежал по крыше,

Покачал тихонько ветками черемух.

Пожурил за что-то воробьев знакомых.

И, расправив гордо, молодые крылья,

Полетел куда-то вперемежку с пылью…

Чтение загадки

         Светает рано по утрам

Проталины и тут и там,

Ручей шумит как водопад

Скворцы к скворечникам летят.

Звенят под крышами капели

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает?... (весна)

2. Cообщение темы занятия.
        Один из весенних признаков – это возвращение перелетных птиц.
Сегодня на занятии мы более подробно поговорим о перелетных птицах.
Учитель вывешивает схему: Показ слайда №1

http://festival.1september.ru/articles/508166/img1.gif

Так кто же из перелетных птиц первым прилетает домой? Кто является разведчиком весны?


Учитель читает загадку. 
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач).
       Открывают весну грачи. Зиму эти птицы проводят на юге нашей страны. По дороге к своим гнездам они очень спешили, не раз попадали в жестокие метели. Десятки и сотни птиц выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетели самые сильные. Теперь они важно расхаживают по дорогам и ковыряют землю крепкими клювами. Грачи в народе всегда были символами весны. Чаще всего они прилетают к нам 17-19 марта. В народном календаре день 17 марта называется Герасим – грачевник. Есть немало поговорок, связанных с этим днем, например : « Грач зиму расклевал », « Увидел грача – весну встречай ».

Показ слайда №2

Вслед за грачами в конце марта прилетают скворцы. Издавна любят скворцов в народе не только потому, что от этих птиц много пользы: весной  скворцы ходят  по полям, собирая насекомых и их личинок, зимовавших в земле, летом отыскивают различных гусениц, жуков- листоедов, выкармливая птенцов, прилетают к гнезду по 200-300 раз в день. Скворцов любят и за веселый нрав. Неважно, что у них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели.

А у нас в саду жилец -

Бойкий маленький скворец.

Тихий сад повеселел

Оттого что он запел.

С солнцем скворушка встает,

Ест жуков, росинки пьет.

Сдвинув шапку набекрень,

Распевает целый день.

Показ слайда №3

       Весной солнце ярче светит, а наше солнышко не может греть, потому что у него нет лучей. Чтобы появились лучи, надо отгадать все загадки о птицах.

Загадки о перелетных птицах

Чёрный, проворный,

Кричит "Крак",

Червякам враг.

(Грач)

Хочет — прямо полетит,

Хочет — в воздухе висит,

Камнем падает с высот.

И в полях поёт, поёт.

(Жаворонок)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(Ласточка)

На шесте - дворец,

Во дворце - певец.

(Скворец)

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

(Грач)

Кто на ёлке, на суку

Счёт ведёт: ку-ку, ку-ку?

(Кукушка)

Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик где-то близко.
(ласточка)

На шесте - веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер. На крыльце поет отец -
Он и летчик, и певец.
(скворец)

Игра "Зимующие и перелетные птицы"

Дети надевают шапочки птиц, перелетных и зимующих. В середине зала на расстоянии стоят Солнышко и Снежинка. Птицы бегают врассыпную под музыку, со словами:

Птички летают,

Зерна собирают.

Маленькие птички,

Птички - невелички.

После этих слов музыка заканчивается и "перелетные птицы" должны собираться у Солнышка, а "зимующие" - у Снежинки.

Как красиво поют птицы, особенно соловей! Недаром говорят, что в лесу он – первая скрипка, самая трепетная, самая звонкая и самая нежная.

      Послушайте его пение ещё раз. (включить запись голосов птиц)

 «Сквозь призывный щебет пернатых властно доносится щёлканье соловья. Соловей – одна из самых распространённых у нас певчих птиц. Все перышки его окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлее и переходит в белый (выставляет картину). Большие тёмные глаза придают особую прелесть соловушке.
          Питаясь только насекомыми, соловей на зиму улетает в тёплые края. Весной соловьи прилетают на родину – в то время, когда деревья и кустарники начнут одеваться листьями. Вернувшись домой, соловьи отыскивают свои старые жилища и начинают петь. Затем соловьи-родители принимаются вить гнёзда, которые помещаются около земли, в кустах смородины, крыжовника или других кустарников.

Охотно держатся они в садовых кустах и цветниках, где растут розы и другие цветущие растения. Птенцы соловьёв выходят из яиц голые и слепые. Соловей помогает самочке высиживать яйца и кормить птенцов, распевая в то же время свои чудные песни.
        Во второй половине июня молодые соловьи уже покидают гнёзда, а соловей перестаёт петь. Всю оставшуюся часть лета соловьи ведут тихую, скрытую жизнь и не поют
На всём свете нет никакой певчей птицы, которая пела бы лучше соловья».

Показ слайда № 4

Чем мы можем порадовать пернатого друга ?

-Видели ли вы скворечники ?

-А кто делал сам с помощью взрослых?

( показ скворечника )

-Почему надо делать скворечники?

-Что объединяет скворца и грача? ( Насекомоядные птицы )

-А где живет грач ?

Отгадайте загадку:

Шило- вило- мотовило, по-нашему говорило,-

Спереди шильце, сзади вильце,

На спине суконце, с исподу – белое полотенце.

    Ну конечно, это ласточка! Ласточки прилетают к нам в последних числах апреля или в начале мая, когда появится много летающих насекомых. Ласточки – прекрасные летуны: значительную часть жизни эти птицы проводят в воздухе. Пища ласточек состоит исключительно из насекомых, добываемых на лету. Насекомые, увлекаемые потоками теплого воздуха, в ясную солнечную погоду поднимаются довольно высоко вверх. В это время ласточки, занятые охотой, также летают высоко в небе. Когда же, особенно перед грозой, воздух насыщается водяными парами и намокнувших насекомых «прибивает » к земле, ласточки летают низко. В нашей местности встречаются городская ласточка, или воронок, деревенская ласточка, или касатка, и береговая ласточка.

Ласточка – одна из самых любимых в народе птиц. Не зря о ней создано столько стихов, пословиц, поговорок:

Ласточка под кровлю – к счастью.

Ранняя ласточка – к счастливому году.

Одна ласточка весны не делает.

Ласточка весну начинает, а соловей кончает.

Показ слайда №6

-Чем отличается деревенская ласточка от городской?

( У деревенской хвост вильчатый длинный, а у городской – короткий )

Не знаю, когда прилетел соловей,

Не знаю, где был он зимой,

Но полночь наполнил он песней своей,

Когда воротился домой.

Весь мир соловьиною песней прошит:

То слышится где-то свирель,

То что-то рокочет, журчит и стучит

И вновь рассыпается в трель.

( С. Маршак )

-Какие еще птицы к нам возвращаются весной из теплых стран?

( Жаворонок, кукушка, иволга, трясогузка, аисты, журавли, гуси, утки и др.)

-С прилетом наших пернатых друзей ожили леса, рощи, парки, сады.( Звучит запись «Голоса птиц »)

На фоне этого звучит стихотворение :

Мы безмерно богаты.

В наших чащах и рощах

Столько всяких пернатых –

Просто диву даешься.

Но спросите иного,

Что он знает о птицах,

Пусть ответит толково –

И, гляди, удивится:

Как же, фауна , дескать,

Как же, наше богатство –

На полях, в перелесках,

Так сказать, птичье царство…

Птичье царство, и только?

Ну, дрозды, ну, синички …

Где запомнишь названья

Просто птички и птички.

( А. Яшин)

-А что вы знаете о птицах?

Физминутка.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья сложили назад.

 

- Ласточку легко узнать по длинным острым крыльям и длинному раздвоенному хвосту.  Из соломы, глины и своей слюны ласточки лепят гнезда на домах, сараях, под балконами. Есть ласточки- береговушки, они гнездятся на высоком берегу реки в норках. Ласточки- птицы воздуха и редко садятся на землю. Они неустанно ловят мелких мошек, комаров и мух. В начале августа ласточки собираются в стаи и улетают зимовать в теплые страны, где есть для них корм.
-  Когда соловьи возвращаются в родные места?

Почему?

Почему соловьи любят кустарники?

Как они выводят птенцов?

Вспомните грамзапись, которую мы слушали, и скажите: чем пение соловья

 Отличается от пения других птиц?

Игра «Справочное бюро». 

Учитель  объясняет, что работники справочного бюро должны много знать о птицах, чтобы суметь ответить на все вопросы. Работниками бюро становятся желающие. Спрашивающие должны оценить правильность ответа.

Викторина «Знатоки птиц »

1.Какая птица самая большая в мире ? ( Африканский страус )

2.Какая птичка самая маленькая? ( Колибри,  королек)

3.У какой птицы самый длинный язык? ( У дятла)

4.Какая птица имеет очень длинный хвост? ( Сорока)

5.Где синицы вьют гнезда? ( В дуплах деревьев)

6.Какие птицы выводят птенцов зимой? ( Клесты)

7.Какая птица ходит по дну водоемов ? ( Оляпка)

8.Какая птица не высиживает яйца? ( Кукушка)

9.На какие 2 группы делятся птицы? ( Зимующие и перелетные)

10.Как называется наука о птицах ? ( Орнитология)

11.Какая птица выше всех летает? (Орел).

12.Какая птица быстрее все летает? (Стриж).

13. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла).

-Молодцы, вы настоящие знатоки птиц.

- Что еще интересного вы знаете о перелетных птицах?

Семья скворцов уничтожает за день 350 гусениц и жуков. Пара скворцов, поселившись в саду, может очистить от вредных насекомых 40 взрослых яблонь.

Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений.

В конце игры награда: значки «Друг птиц»

Заключительное слово. - Птицы, как и цветы, принадлежат к творениям природы, которые словно существуют для того, чтобы дарить людям радость. И мы должны эту радость сохранить!  Сегодня мы узнали много интересного из жизни птиц.

 - Так почему одни птицы улетают в теплые края, а другие остаются зимовать?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Улыбка – радуга души.

Слайд 2

Цели: развитие умения улыбаться в процессе общения; воспитание доброжелательного отношения к людям.

Слайд 3

1) Почему люди улыбаются? 2) Какой может быть улыбка? 3) Представьте себе, что произойдет, если люди перестанут улыбаться?

Слайд 4

Бог создал в угоду Человеку Женскую улыбку и любовь. Дал красавицам ключи к успеху, Создал страсть, волнующую кровь. Улыбайтесь нежною улыбкой И дарите щедро доброту. Теплый взгляд исправит все ошибки, Смех разрушит чары, пустоту. Улыбайтесь каждый час, минуту, Отдавайте радость до конца. Счастье не купить вам за валюту, Лишь улыбкой тронете сердца. Улыбайтесь в горе и в ненастье, Пусть улыбка отведет беду. Пусть она сияет щедрым счастьем. Люди дольше вместе с ней живут.

Слайд 5

Улыбка не стоит ничего, но дает так много. Р. Киплинг

Слайд 6

Не быть мелодии без скрипки, Без ветра сникнут паруса, И роль бесценна у улыбки Во всей гармонии лица

Слайд 7

Одним из самых зримых и эффективных способов выражения чувств и эмоций является улыбка.

Слайд 8

Не только глаза – зеркало души, душа отражается в нашей улыбке.

Слайд 9

Виды улыбок Ангельская улыбка и дьявольские мысли Белоснежная улыбка Загадочная улыбка

Слайд 10

Особые улыбки

Слайд 11

Хитрая улыбка Робкая улыбка Ангельские улыбки Улыбка природы

Слайд 12

Улыбка – это лучи радости и любви. Это первое, чему учится младенец, пытающийся в колыбели улыбаться маме и всем, кто склоняется над ним.

Слайд 13

Улыбка, как радуга, как красивая рама, оформляет композицию зубов, украшает лицо

Слайд 14

И самое главное – улыбка повышает наш иммунитет

Слайд 15

Что дает нам улыбка? Успешность в жизни Уверенность в себе ? Долголетие Новых друзей Любовь

Слайд 16

Улыбнись! Если дождь за окном не кончается. Улыбнись! Если что-то не получается. Улыбнись! Если счастье за тучами спряталось. Улыбнись! Если даже душа поцарапалась. Улыбнись! И увидишь - тогда все изменится. Улыбнись! Дождь пройдет и земля в свет оденется. Улыбнись! И печаль стороною пройдет. Улыбнись! И тогда душа заживет.

Слайд 17

Добрая и искренняя улыбка объединяет людей, доставляет им радость, дарит хорошее настроение и продлевает жизнь.

Слайд 18

Подарите нам свои улыбки , а мы уже подарили вам свои.



Предварительный просмотр:

ТЕМА:  Я и моя семья.

ЦЕЛЬ  ЗАНЯТИЯ: расширять представления детей о семье, ориентироваться в родственных отношениях  и взаимоотношениях в ней; закрепить умение составлять рассказ по фотографии, активно использовать в речи синонимы, качественные и относительные прилагательные; развивать заботливое отношение к семье, к близким и родным; научить детей рисовать свою семью, правильно используя пропорции, воспитывать навыки уважительного отношения к членам семьи, развивать чувство гордости за свою семью. 

МЕТОДЫ: беседа, объяснение, чтение, составление рассказов, упражнение, рисование.

РЕСУРСЫ: хрестоматия, альбом, аудиозапись из серии «Классики – детям», небольшая свеча в закрытом подсвечнике, обруч с разноцветными лентами, аудиозапись детского смеха, фотография семьи, фломастеры, цветные карандаши, альбомный лист бумаги.                                                                                           

                                                      ХОД ЗАНЯТИЯ

Круг радости.

Учитель становится в центре круга, подняв над собой обруч с лентами.

        - Возьмите каждый по одной ленточке. Что у нас получилось?

Наш круг очень похож на юрту. А над вами купол юрты, он называется шанырак. Шанырак – это символ казахского дома. Каждый человек, большой и маленький, любит свой дом, потому что в нем живет его семья. Иметь семью – это большое счастье. Слайд №1

Закончить предложение: «Моя семья самая….» (дружная, веселая, трудолюбивая, милая, хорошая, веселая, спортивная, добрая, заботливая, ответственная, успешная и т.д.)

Наедине с собой.

        - Раньше, в далекие времена, в центре юрты всегда горел огонь, он назывался очаг. Вся семья собиралась вокруг очага, чтобы за чашкой чая рассказать про свои дела или просто посидеть рядом в тишине. С тех пор про семью и родной дом люди говорят «родной чаг», хотя мы уже не зажигаем в центре своих домов огонь.

        -Давайте зажжем свечу и представим, что это огонек родного дома. Пусть она горит, а мы споем песню «Мой путеводный огонек…». Слайд №2

        Путеводный огонек всегда освещает путь домой, где каждый человек любит свою семью. А теперь посидим в тишине и подумаем о своем доме, о своих родных…(звучит музыка).Слайд №3

Побеседуем.

- О ком вы сейчас думали?

- Расскажите, где ваша семья любит собираться вместе?

- Что вы делаете, когда вы вместе?

- Кто самый старший в вашей семье?

- Кто самый младший?

- Для мамы ты кто?

- А для бабушки?

- Для брата? Для сестры?

- Кто чем занимается в семье?

Почитаем.  «Семья».  Слайд № 4

        Семья – это счастье, любовь и удача,

        Семья – это летом поездки на дачу.

        Семья – это праздник, семейные даты,

        Подарки, покупки, приятные траты.

        Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

        Мечты о хорошем, волненье и трепет.

        Семья – это труд, друг о друге забота,

        Семья – это много домашней работы

        Семья – это важно!

        Семья – это сложно!

        Но счастливо жить одному невозможно!

        Всегда будьте вместе, любовь берегите,

        Обиды и ссоры подальше гоните,

        Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

        Какая хорошая ваша семья!

Физминутка «Девочки и мальчики». Слайд №5.

Составление рассказов о своей семье. Слайды 6- 23

         Есть в доме любом семейный альбом,

        Как в зеркале, мы отражаемся в нем.

        Пускай, не всегда мы красивы,

         Зато эти фото правдивы.

        Хранится альбом в нашем доме,

        И снимки хранятся в альбоме.

        Их много: и старых, и новых-

        У нас, у семейства большого.

- Ты любишь своих близких? Почему? (потому, что они добрые, ласковые, заботливые)

        Когда родители рядом, всегда в семье хорошее настроение, радость, счастье, приятно вспомнить тот день, когда все вместе фотографировались. Недаром гласит народная мудрость: «Вся семья вместе и душа на месте». Слайд № 24. Ведь семью почитали с древних времен.

Творчество.        

А сейчас возьмите карандаши, фломастеры, листочки и нарисуйте свою семью.        

  Обобщаем.

      - Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

Круг «От сердца к сердцу».

- Что бы вы хотели пожелать своей семье? (Дети по очереди высказывают пожелания своим родным).

- Я хочу пожелать всем присутствующим: Слайд № 25.

Здоровы будьте и удачливы без меры!

Желаю вам Любви, Удачи, Веры!

И пусть счастливая звезда

Сопровождает вас всегда!

Дети раздают солнышки счастья всем присутствующим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по предшколе

Даны конспекты занятий по обучению грамоте и математике в предшкольном классе. Занятия можно использовать как итоговое....

Конспект занятия по ФЭМП (+ презентация)

Конспект занятия в детском саду по формированию элементарных математических представлений (счет до 6,  закрепление знаний геометрические фигур, цвета, формы)...

Конспект занятия с использованием презентации в старшей группе «История создания Медного всадника».

Задачи Закрепить у детей знания о некоторых памятниках города.Познакомить детей с историей создания Медного всадника.Воспитывать любовь к своему городу и гордиться им.Ход занятия: Дети сидят полукруго...

Конспект занятия с использованием презентации в старшей группе «История создания Медного всадника».

Задачи Закрепить у детей знания о некоторых памятниках города.Познакомить детей с историей создания Медного всадника.Воспитывать любовь к своему городу и гордиться им.Ход занятия: Дети сидят полукруго...

Конспект занятия «Пресмыкающиеся» с презентацией

Пресмыкающиеся по наружному виду сильно отличаются от млекопитающих и птиц. Тело их по большей части продолговатое иногда округлое и даже сплющенное, часто сильно вытянутое, иногда червеобразное....

Конспект занятия к показу презентации "Зима"

Работа с использованием ИКТ на тему "Зима": закрепление знаний о природе, о животных зимой, о зимних забавах и занятиях у детей.Тема «Зима»Задачи:1 закрепить знания детей о ...

Окружающий мир_Конспект занятия и электронная презентация по теме "Мир металла"

Окружающий мир_Конспект занятия и презентация "Мир металла"...