Проект сюжетно - ролевой игры "Космонавты"
занимательные факты по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Екатерина Петровна Опейкина

 

                                                                                    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад первой категории № 34

г. Челябинска

 

 

ПРОЕКТ

СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

«КОСМОНАВТЫ»

для старшего дошкольного возраста.

 

 

 

                                                                     –воспитатель

1 квалификационной категории

Опейкина Е.П.

 

 

2011г.


 

Проект: может быть краткосрочным или долгосрочным, если добавить атрибуты и расширить задачи, групповой, игровой.

 

Актуальность проекта

Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.

 

Цель:сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Космонавты», расширить представление о космосе.

 

Задачи:

  • развивать и обогащать сюжет игры в «Космонавты»;
  • подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;
  • формировать умения выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом;
  • учить подбирать предметы и атрибуты для игры;
  • совершенствование физической подготовки;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения.

 

 

 

Научно-методическое обеспечение

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни». Интересные взгляды на игру представил Ф. Бойтендайк: игра позволяет проявить свои влечения — стремление к освобождению, слиянию с окружающим миром.

Д.Б. Эльконин считал, что в игре отражается стремление детей участвовать в жизни взрослых, быть рядом с ними, действовать, как они. Дети проигрывают не только травматические ситуации, но и овладевают своими страданиями. Играя, они проявляют волю, управляют действиями взрослых.Известные психологи Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин доказали, что в игре успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности.

 

Ресурсное обеспечение:

  • спортивное оборудование;
  • костюмы космонавтов;
  • «космические» атрибуты, эмблемы.

 

Участники проекта:

  • воспитатель
  • дети подготовительной группы

 

Ожидаемый результат:

  • получение знаний о подготовке и работе космонавтов.
  • Формирование коммуникативных навыков.
  • Появление умения слушать партнеров, соединять их замыслы со своими.
  • Комментирование игровых действий и действий партнеров.

Для оформления игрового пространства Я использовала воздушные шары сответствующие цвету планет и размеру. В качестве кольца планеты можно взять прозрачный надувной круг для плавания или проволоку спиральную от календаря или тетради и прикрепить к шару скотчем. К каждой "ПЛАНЕТЕ" я прикрепила цветную табличку с изображением планеты и кратким описанием с обратной стороны.  В качестве скафандров использовали хозяйственные пакеты, а шлемы из медицинских шапочек и бахил и ободки с усиками - антеннами. К ним Я примотала проволоку с утолщением на краю в виде микрофона. Дети сделал из конструктора "СКАНЕРЫ" для сканирования метеоритов и др. находок. "Метеориты" сделали из скомканных обрезков цветной бумаги. "Млечный путь" -  из мыльных пузырей. В качестве сюрприза в группе появился Инопланетянин и у игры начался новый виток!   Было здорово!!!


 

Этапы игровой деятельности.

 

Процесс

Совместная деятельность

педагога и детей

Деятельность

педагога

Подготовительный

Выявление проблемы

Диагностика: игровых навыков; игровой среды

Методика Д.Б. Эльконина

Обрисовка сюжетной канвы

Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением космоса, энциклопедии «Космос и Солнечная система»; набор открыток «Космонавты»; разучивание песни о дружбе «Ты, да я, да, мы с тобой» для «космического полёта».

Подбор очерков о космонавтах; подготовка презентации «Космос»  и                «Космонавты»

Организационная работа

Чтение художественной литературы  А.  Андреев «Звёздный».

Продуктивные виды деятельности:

Изготовление атрибутов, макет ракеты; чертёж ракеты из конструктора.

Обсудить характеристики людей, особенности поведения:

Космонавт, бортинженер, диспетчер, врач, командиры отряда и экипажа.

Д. игра:«Земля и солнечная система».

П. игры:

 «Раз, два – летит ракета», «Канатоходцы», «На одной ножке вдоль дорожки».

Занятия:

Социальный мир: «Космонавты в космосе».

Мир искусств: «Космическое пространство»; лепка «Планеты».

Наблюдение:

За солнцем; за небом в утренние и вечерние часы.

Беседа:

«Звезда по имени Солнце».

Праздник «День Космонавтики».

Разработка воспитателем эмблем, материала для игры:

 для Командира отряда (воспитатель), для Бортинженера,

Космонавтов, Медсестры, Диспетчер.

Планирование календарных планов.

Разработка конспекта игры «Космонавты».

Подготовка праздника: песни, музыкальное сопровождение, стихи, костюмы, оформление.

Работа с

родителями

Экскурсия родителей с детьми на выставку «Космические достижения» в Краеведческий музей.

Консультации:

«Игра – ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника»; «Как организовать игровое пространство дома»; Картотека игр разной направленности и видов деятельности.

Основной

Систематизация информации

Организация игрового пространства:

постройка «Космодрома» из кубиков Лего, оформление выставки рисунков и поделок. Украшение шарами - планетами и постройка ракеты из крупного конструктора.

Принятие детьми на себя ролей

Обеспечение руководства.

Распределение ролей

Игровая деятельность детей

Поиск решения с помощью педагога. Повторение за педагогом диалогов персонажей

Использование многоперсонажных сюжетов.

Обучение элементам развития сюжета.

Принятие на себя второстепенной роли.

Использование предметов-заместителей

Заключительный

Итог

Участие детей в обсуждении проведенной игры.

Оценка умения играть вместе

Подведение итогов игры, предложение гипотезы о дальнейшем разворачивании сюжета. Диагностика игровых умений

 


Словарный минимум

 

Часть словаря

Подготовительная к школе группа

Профессии

Бортинженер, диспетчер, командир космического экипажа, командир отряда.

Орудия труда

«Приборы наблюдения», счётчики, «пульт управления полётом» и «стыковка», «рация», «тренажёры».

Трудовые действия

Информировать,  обслуживать, руководить, передавать, следить.

Качества

труда

Высококачественно, организованно, добросовестно, четко,  энергично.

Общественная значимость

Знакомство с профессиями, связанными с   космосом, своевременное  информирование детей, патриотическое воспитание.

Результаты труда

Качественная подготовка космонавтов, расширение знаний о космосе.

Учреждения

Диспетчерский и медицинский пункты, центр организации полётов и подготовки космонавтов.

 


ПЛАН-СХЕМА КОНСПЕКТА

СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «КОСМОНАВТЫ»

 

Цель: Способствовать военно-патриотической подготовке детей; расширить знания детей о профессиях связанных с космосом.

Задачи:учить детей играть в сюжетно-ролевую игру «Космонавты», подбирать предметы и атрибуты для игры; реализовывать специфические ролевые действия, развертывать парное ролевое взаимодействие, формировать умения выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом; совершенствование физической подготовки; воспитывать дружеские взаимоотношения.

Структура игры

Общие методические приемы

Методические приемы, используемые в игре

Задачи

Формировать умение словесно обозначать игровую роль.

Реализовывать специфические ролевые действия.

Развивать парное ролевое взаимодействие.

Формировать ролевые диалоги.

Формировать умение обозначать свои роли —  

Учить выполнять роли: командир корабля сообщает на Землю о наблюдениях в космосе; бортинженер наблюдает за показаниями приборов, диспетчер принимает информацию с космоса и передаёт на корабль, врач готовит экипаж к полёту, следит за здоровьем космонавтов.  

Общая стратегия игрового взаимодействия с детьми

Включать детей в ролевое взаимодействие.

Подключать к игре ребенка, взяв на себя дополнительную игровую роль.

Взяв на себя игровую роль, втягивать в игру детей, предлагая им новые сюжетные события

Вступительная беседа о работе и подготовке космонавтов, работе медика, диспетчера, бортинженера.

Распределить роли.

Организовать пространство и подобрать атрибуты и предметы- заместители

Способы руководства игрой

Использовать многоперсонажные сюжеты.

Ограничить использование образной игрушки (больше предметов-заместителей)

Взять на себя роль командира отряда космонавтов, осуществлять руководство игрой.

 

Структура сюжета игры

Многоперсонажные сюжеты, где одна из ролей непосредственно связана со всеми остальными.

Последовательность сюжетных событий развертывается через последовательное взаимодействие

Возможные сюжеты игры:

  • подготовка отряда космонавтов, медицинский осмотр;
  • запуск ракеты;
  • выход в космос, работа на орбите;
  • стыковка кораблей;
  • приземление, встреча космонавтов, медицинский осмотр.

 

Млечный путь         Облако межзвёздной пыли                         

Меркурий           Венера              Земля 

Марс                 Юпитер               Сатурн

Уран               Нептун                  Плутон

Луна                        Солнце

Орбиты планет Солнечной системы

Луна

Ближайшее к планете Земля массивное космическое тело - Луна - сутник Земли естественного происхождения.  Луна вокруг Земли движется по эллиптической орбите. Перигей - ближайшая к Земле точка этой орбиты, а апогей - наиболее удаленная.  Расстояние от Земли до Луны меняется примерно от 56 до 64 земных радиусов, то есть от 356 до 408 тыс. км, в течение лунного сидерического месяца (т.е. периода обращения Луны), который составляет 27,3 суток. Вследствие влияния Солнца орбита Луны периодически изменяется. В частности, за 18,6 года плоскость орбиты Луны описывает круг. Это прецессия лунной орбиты. Меняется эксцентриситет орбиты и, как следствие, расстояние до ближайшей точки орбиты Луны – перигея.

Солнце

Наша звезда - Солнце - самое массивное тело Солнечной системы.

Солнечный ветер может поливать Землю как из пожарного шланга даже тогда, когда на нем нет пятен.

На Солнце вместо пятен появились корональные дыры. «Корональные дыры» являются источником быстрых частиц, поскольку здесь магнитное поле слишком слабое, чтобы удержать их в солнечной атмосфере.

Меркурий

В нашей Солнечной системе Меркурий – первая планета по удаленности от Солнца. Период обращения вокруг светила - 88 дней. Средняя плотность Меркурия уступает только плотности нашей Земли. И также как Земля, обладает магнитным полем (у Марса и Венеры магнитного поля нет).

Венера

Венера - вторая планета Солнечной системы, если считать от Солнца. Иногда ее называют "Сестра планеты Земля", потому что он похожи размерами (диаметр - 12102 км), силой тяжести и составом. Планета полна тайн и загадок. Например, в атмосфере Венеры молнии бьют чаще Земных на 2 порядка. Природа такой электрической активности пока неизвестна. Ветер, весьма слабый у поверхности планеты (не более 1 м/с), на высоте свыше 50 км усиливается до 150-300 м/с. Практически вся атмосфера планеты Венера вовлечена в один гигантский ураган. Природа этого явления также пока не ясна астрономам.

Венера окружена плотной непрозрачной атмосферой и поэтому в видимых лучах детали на диске планеты не видны, только иногда удается рассмотреть в телескоп некоторые пятна в облаках. Для фотографирования деталей в облаках планеты любители астрономии используют специальные ультрафиолетовые фильтры и монохромные камеры.

Земля – третья планета Солнечной системы

Марс

Марс - четвертая планета Солнечной системы по удаленности от Солнца. Марс почти вдвое меньше Земли по размерам. Астрономы нашли свидетельства того, что в прошлом атмосфера планеты Марс могла быть более плотной и на ее поверхности существовала жидкая вода. 31 июля 2008 года вода в состоянии льда была обнаружена на Марсе космическим аппаратом NASA "Феникс".

Юпитер - самая крупная планета

Юпитер - самая крупная планета Солнечной системы и пятая по удалению от Солнца. Она в 318 раз массивнее Земли и относится к группегазовых гигантов, также как Сатурн, Уран и Нептун. Планета выделяет в космос в 2-3 раза больше энергии, чем получает от Солнца. В атмосфере планеты Юпитер наблюдаются молнии, мощность которых на три порядка превышает земные. Большое красное пятно в атмосфере Юпитера - это уникальный долгоживущий гигантский ураган (антициклон), вещество в котором вращается против часовой стрелки и совершает полный оборот за 6 земных суток.

Орбиты планет Солнечной системы

Упрощенная схема Солнечной системы. В центре находится Солнце и вокруг него движутся планеты: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, карликовая планета Плутон. Показана и орбита комметы Галлея.

Сатурн - планета с кольцами

Планета Сатурн - шестая от Солнца и вторая по размерам планета в Солнечной системе, после Юпитера. Сатурн также как и Юпитер, Уран и Нептун, относится к типу газовых планет: он состоит в основном из газов и не имеет твердой поверхности. Сатурн обладает заметной кольцевой системой, состоящей главным образом из частичек льда, меньшего количества горных пород и пыли. Сегодня известно, что у всех четырех газообразных планет-гигантов (Сатурн, Юпитер, Уран и Нептун) есть кольца, но кольца Сатурна самые известные и красивые. Кольца расположены под углом приблизительно 30° к плоскости орбиты Сатурна. На сегодня астрономам известно 60 спутников планеты Сатурн. Титан - самый крупный из них. Потоки заряженных частиц устремленные от Солнца сталкиваются с магнитным полем Сатурна, создавая сияние на южном полюсе планеты. В отличие от относительно коротких сияний на Земле, сатурновы могут длиться днями. Ученые совместили ультрафиолетовые изображения планеты Сатурн. На этом снимке свечение синего цвета из-за ультрафиолетовой камеры, а если смотреть с Сатурна, вспышки света были бы красными.

Уран

Уран (открыт в 1781 году) - седьмая планета от Солнца, третья по диаметру и четвертая по массе планета Солнечной системы. Так же, как и у других планет-гигантов Солнечной системы (Юпитера, Сатурна, Нептуна), у Урана имеется система колец и магнитосфера, а кроме того, астрономы открыли в системе Урана 27 спутников.

Ориентация Урана в пространстве отличается от остальных планет Солнечной системы - его плоскость экватора наклонена к плоскости его орбиты под углом 97,86° – то есть планета Уран вращается "лежа на боку". Если другие планеты ближайшего космоса можно сравнить с вращающимися волчками, то Уран больше похож на катящийся шар. Уран - единственная планета, название которой происходит не из римской, а из греческой мифологии.

       Уран - его кольца и спутники

В системе планеты Уран открыто 27 естественных спутников. У Урана есть слабо выраженная система колец, состоящая из частиц диаметром от нескольких миллиметров до 10 метров. Это вторая кольцевая система, обнаруженная в Солнечной системе (первой была система колец Сатурна). На данный момент у Урана известно 13 колец, самым ярким из которых является кольцо эпсилон.

Внутренняя температура Урана значительно ниже температуры других планет-гигантов Солнечной системы (Юпитера, Сатурна, Нептуна). Тепловое излучение планеты очень низкое, и причина этого в настоящее время остается неизвестной. Уран излучает лишь 1,06±0,08% энергии от той, что получает от Солнца (то есть избыточная теплота крайне мала, почти отсутствует).

Планета Нептун

Планета Нептун (открыта в 1846) - восьмая и самая дальняя из планет Солнечной системы. Нептун в 17 раз тяжелее Земли. В августе 1989 года вблизи Нептуна пролетал космический аппарат "Вояджер-2". Астрономы считают Нептун "ледяным гигантом" (в отличие от Юпитера и Сатурна). Нептун был первой планетой, найденной путем вычислений - "на кончике пера", а не прямыми наблюдениями. Непредвиденные изменения в орбите Урана привели астрономов к выводам, что они обусловлены гравитационным влиянием неизвестной планеты. Нептун был найден в пределах предсказанного расчетами положения. Во время пролета "Вояджера-2" было обнаружено так называемое Большой темное пятно, аналогичное Большому красному пятну на Юпитере. У Нептуна открыто 13 спутников. Самые известные из них - Тритон (1844) и Нереида (1949).

        Высотные облака Нептуна

У Нептуна, как и у других планет-гигантов, нет твердой поверхности, поэтому за уровень отсчета при измерении размеров планеты принимается уровень атмосферы, на котором давление составляет 1 бар. Атмосфера Нептуна на 98-99% состоит из водорода и гелия. "Вояджер-2" обнаружил, что ось магнитного поля Нептуна наклонена на 46° к оси вращения планеты, и смещена от центра планеты на расстояние в 0,55 радиуса планеты. Сильный наклон оси магнитного поля приводит к тому, что траектории движения заряженных частиц в магнитосфере планеты пересекают траектории движения спутников и колец. Снимки "Вояджера" показали, что вокруг планеты существуют пять колец: два ярких и узких и три более слабых. Следы метана во внешних областях планеты Нептун частично являются причиной голубоватого оттенка атмосферы планеты. В атмосфере Нептуна бушуют самые сильные ураганы среди других планет Солнечной системы, по некоторым оценкам до 2400 км/ч.

Плутон - карликовая планета

     Плутон (открыт в 1930 году) - считался девятой планетой от Солнца. Однако, в начале 21 века было доказано, что ранее астрономы сильно завышали размеры планеты, и в 2006 году Плутон был переведен в статус карликовых планет. В настоящее время он - вторая по размерам карликовая планета Солнечной системы (первая - Эрида) и десятое по величине напрямую наблюдаемое небесное тело, обращающееся вокруг Солнца.

     Плутон на сегодня является самым известным космическим объектом Пояса Койпера (Пояс Койпера - пояс небольших тел, источник короткопериодических комет, расположенный за орбитой восьмой планеты - Нептуна. Астероиды этого пояса именуются транснептуновыми объектами).

      Плутон состоит в основном из камня и льда. Лед на поверхности планеты состоит из замерзшего метана и азота с примесями углеводорода. Плутон гораздо меньше остальных планет Солнечной системы, по размерам и массе он уступает даже семи естественным спутникам других планет. Масса Плутона составляет лишь 0,2 от массы Луны. У Плутона известно три спутника: Харон (1978), Никта (2005) и Гидра (2005). Астрономы ведут дебаты о том, что, возможно, Харон является компонентом двойной планетной системы, а не просто спутником Плутона, поскольку барицентр системы Плутон-Харон находится вне поверхности планеты. Первые четкие изображения Плутона и Харона были получены космическим телескопом "Хаббл" в 1991 году.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект сюжетно - ролевой игры "Путешествие на Байкал"

Проект был предложен на методическом объединении воспитателей города. С удовольствием воплотили в жизнь эту игру. Дети очень любят путеществовать,  придумывают новые сюжеты......

Проект сюжетно-ролевой игры "День рождения".

Развитие сюжетной игры на разных этапах. Средний возраст....

Методическая разработка возможного проекта сюжетно – ролевой игры по ознакомлению детей с современными объектами мегаполиса. Тема: Посещение гипермаркета «Ашан».

Детям нравится принимать участие в жизни и деятельности взрослых, а вот прожить роль взрослых помогает сюжетно – ролевая игра в коллективе сверстников в детском саду....

проект сюжетно-ролевой игры "Гости из будущего"

разработан с целью приобщения детей к социальной действительности и закрепления лексических тем в условиях детского сада для детей с нарушениями речи...

Игровой проект сюжетно-ролевой игры. Подготовили: Григорьева А.В., Кохова Е.А. Тип проекта: познавательный, групповой, игровой Сроки реализации: двухдневный.

Актуальность проектаИгра как основной вид деятельность детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. Именно в игре у дошкольников формируются личностные образования,...

Краткосрочный проект «Сюжетно-ролевые игры о профессиях в детском саду» Автор проекта: Козлова Э.А.

Краткосрочный проект «Сюжетно-ролевые игры о профессиях в детском саду»Автор проекта: Козлова Э.А.Продолжительность проекта: краткосрочный, февраль – апрель 2017 годТип проекта:...


 

Комментарии

Замечательный проект, познавательный, а главное воспитывающий, позволяющий формировать интегративные качества личности дошкольника, такие как эмоциональную отзывчивость, умение общаться, овладение необходимыми уменями и навыками.Спасибо! Дальнейших успехов Вам!