«Формирование практического опыта у детей дошкольного возраста, позволяющего обеспечить безопасное существование, в различных проблемных ситуациях».
методическая разработка по окружающему миру по теме

Потапова Ирина

Повседневная жизнь ребенка таит множество опасностей. Тема охраны здоровья  детей является главной. Сформировать безопасный практический опыт выхода из проблемных ситуаций помогут игры - путешествия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование практического опыта у детей дошкольного возраста, позволяющего обеспечить безопасное существование, в различных проблемных ситуациях».

Тема охраны здоровья в дошкольном возрасте очень актуальна. Наша повседневная жизнь таит множество опасностей, а в жизни ребенка их еще больше. Несмотря на постоянный контроль взрослых, малыша, с его все увеличивающейся двигательной активностью и расширяющейся любознательностью, окружает все большее количество опасностей. А с вступлением дошкольника в жизнь первоклассника их количество еще стремительнее увеличится.

Цель работы: Сформировать у детей старшего дошкольного возраста практический опыт безопасного поведения в проблемных ситуациях.

В работе опиралась на исследования и труды Н.Л. Едимской, С.А. Проскурина, Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, В.Г. Каменской.

Изучение научных исследований медиков, психологов и педагогов по теме реакции детского организма на опасности, показало, что безопасное существование, выход из критических ситуаций в самостоятельной жизни ребенка не могут обеспечиться без личного опыта ребенка, но накопление его чрезвычайно опасно и, даже трагично.

Знания о безопасном поведении дети накапливают, начиная с младшего возраста. Со средней группы методика включает накопление практического опыта. Работа в этом направлении ведется последовательно, с учетом возрастных особенностей. Так как ведущей деятельностью дошкольников является игра, ей уделяется большое внимание. Сюда входят и дидактические и подвижные игры.  

В старшем возрасте практический безопасный опыт помогут накопить игры-путешествия, в которых будут предложены различные проблемные ситуации. Дети, готовясь к путешествию, будут предугадывать все сложности, а столкнувшись с непредвиденными обстоятельствами, должны будут выявить и оценить источник опасности, проявить смекалку в устранении проблем.

Все знания закрепляются в различных викторинах, конкурсах, выставках.  Так с активной позиции накопится практический безопасный опыт.

Проанализировав изученный материал и учитывая личный опыт в работе по этому направлению, мною была составлена таблица методов формирования практического безопасного опыта у детей дошкольного возраста.

Для детей старшего возраста был разработан цикл игр – путешествий по блокам.

Третий этап состоял в практическом осуществлении заданной методики. Работа включала взаимодействие педагогов, детей и родителей. В заключении были проведены диагностики в форме бесед и обработаны результаты.

Возрастная группа

Тематический блок

Методы, приемы

Продуктивная деятельность детей

Работа с родителями

Младшая

Чтение стихов, коротких рассказов, рассматривание картинок и иллюстраций

Помощь в сборе библиотечки на заданную тематику.

средняя

Опасности в быту. Опасности на дорогах и улицах города.  Опасность при пожаре

Разучивание поговорок, пословиц, отгадывание загадок, знакомство с профессиями пожарника, инсценировки, подвижные игры

конкурс чтецов

Участие в сборе аптечки. Встречи с родителями – пожарниками, врачами.

Старшая и подготовительная

Личная безопасность. Безопасность в лесу.

Катастрофы природные и техногенные.

Игры – путешествия, викторины, конкурсы, придумывание историй.

Выставки рисунков, создание альбомов, коллекций.

Встреча со спасателем, участие в создании альбома картинок природных катаклизмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние музыкально-игровой деятельности на формирование музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста (обобщение и распространение собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической культуры детей).

В данной публикации автор изложил накопленные знания и изученный материал  с целью обобщения и распространения собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической...

Элементарные опыты и эксперименты – практические методы ознакомления детей дошкольного возраста с природой

Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Разнообразие самих...

Консультация для воспитателей «Формирование социокультурного опыта у детей дошкольного возраста»

Дошкольное детсво - сензетивный период для формирования социокультурного опыта у ребёнка. Каков алгоритм действий педагога с детьми расрыто в данной консультации....

Рефлексивно-ролевая игра «Формирование знаний у детей дошкольного возраста о правилах безопасности методом проблемных ситуаций»

Рефлексивно-ролевая игра "Формирование знаний у детей дошкольного возраста о правилах безопасности методом проблемных ситуаций"...

Рефлексивно-ролевая игра «Формирование знаний у детей дошкольного возраста о правилах безопасности методом проблемных ситуаций»

Рефлексивно-ролевая игра «Формирование знаний у детей дошкольного возраста о правилах безопасности методом проблемных ситуаций»...

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....

ОПЫТ РАБОТЫ "ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ПРОБЛЕМНО-ПРАКТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

ФЕСТИВАЛЬ "Формирование социального опыта у воспитанников через реализацию вариативных форм, способов, методов организации образовательной деятельности"...