План работы по формированию нравственных качеств у дошкольников
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Читательские интересы старших дошкольников не отличаются широтой и глубиной, слабо мотивированы, поэтому  работа по формированию у дошкольников эмоциональных и нравственных качеств посредством сказки требует определенной систематизации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы с дошкольниками по формированию нравственных качеств

Месяц

Содержание занятий

Художественные

тексты, музыкальный и игровой материал

Досуговая деятельность

                                                                           сентябрь

Интегрированное занятие

«Цветик-семицветик»

Цель: Помочь детям осознать, что любовь способна творить чудеса. Дать детям понять, что физическая ущербность не говорит еще об ущербности души.

Художественные тексты:

З.Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»

Н. Тулупова «Разговор о доброте»

Имант Зиедонис «Сказка о жадине»

« Чук и Гек» А. Гайдар

«Почему?» В. Осеева

«Отцовское поле» В. Куприн

Тематическое

«Учимся беседовать о героях сказок»

Цель: научить понимать чувства героев, их настроение; воспи тать доброжелательное отношение друг к другу; научить подби рать слова, определяющие состояния и качества характера.

Художественные тексты:

Венгерская сказка «Два жадных медвежонка» обр. А. Красновой и В.Важдаева; «Вежливый кролик» - мексиканская сказка обр. И. Железновой; «Перчатки» англ. Песенка, обр. С.Маршака;  В.А.Жуковский «Мальчик с пальчик».

Музыкальные игры нравственной направленности  

«Ровным кругом»

"Музыка и эмоции".

-  «Ромашка»

- «Свет мой зеркальце скажи»

Игры на развитие эмоционально-нравственной сферы

-«Кактус»

-«Три медведя»

-«Назови себя»

-«Ступеньки доброты»

- «Яблонька, наклонись»

- «Пирамида любви»

-«Волшебники»

Игры на формирование культуры поведения

- игровые ситуации: «Кто первым поздоровается», «Знакомство»

- «Вежливый котик»

- «Цветок доброты»

-«Вежливый ручеек»

-«Вкусное яблоко»

Музыкальный репертуар:

Тема цветка                    В. Гаврилин “Каприччио”; тема северного полюса                        А. Стоянов “Снежинки”; тема игрушек                                        Д. Шостакович “Шарманка”; тема игры                                            А. Лемуан “Этюд”

-Праздник «Путешествие в страну знаний»

Конкурс чтецов «Я люблю тебя жизнь»

октябрь

Интегрированное занятие

«Ты пожалеешь, и тебя пожалеют» (по сказке «Иван Царевич и серый волк»)

Цель: Учить детей дружить и помогать друг другу в сложных ситуациях. Развивать способность соотнесения  восприятия словесного описания героев сказки и музыкальных образов.

Художественный  текст

-С.Маршак «Ежели вы вежливы»

- М.Алибаев «Урок вежливости»

- Л. Толстой  «Лев и собачка»

Тематическое занятие

«Я и мои эмоции»

Цель: Учимся "прислушиваться" к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Познание внутреннего мира чувств и состояний, их анализ и управления ими. Развитие самоощущений.

Художественный  текст

А.С. Сухомлинский «Петрик и Павлик»,       «Человек несгибаем», Потому что я человек»

«Радость в детских глазах»

Л.Воронкова «Ссора с бабушкой»

Песенка «Старушка», англ. Пер. С. Маршак

Музыкальные игры нравственной направленности  

- «Чтение с лица»

-«Передай платок»

"Определи настроение», "Барометр настроения", "Музыка и эмоции".

Игры на развитие эмоционально-нравственной сферы

-«Комплимент»

-«Клубок»

-«Тренируем эмоции»

-«Кто у нас хороший»

- «Я и мои друзья»

 - «Не обзывайся»

-«Хрустальный башмачок»

- «Позови ласково»

Игры на формирование культуры поведения

 «Подарок внука», «Расскажи о бабушке и дедушке»

- игра «Солнышко в доме»

- игра «Веселые перегляделки»

- игра «Комплемент Фее Счастья»

- «Добрые слова для бабушке и дедушке»

Музыкальный репертуар: муз. С. Прокофьева; «Тревожная минута» (из альбома «Бирюльки» С. Майкапара); танец «Задорный танец», муз. В. Зо лотарева; сл. А. Ламм  «Пропала собака» муз. В.Я. Шаинского; образ Жар-птицы С.В. Рахманинов Прелюдия соль мажор. Тема дороги этюд – картина фа минор.

-Развлечение «Бабушка с дедушкой рядышком»

-Праздник «Осенний бал»

-Спортивно музыкальное развлечение  «Помоги золушке»

ноябрь

Интегрированное занятие

«Мир не без добрых людей», (“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”)

Цель: Учить детей делать выводы, анализируя поступки героев. Воспитывать заботливость, внимательность к близким людям.

Художественный  текст

- "Разбитая ваза", "Лег Сережа на кровать...", "Сыновья" В.Осеевой.

-А. Толстой «Синица»

Тематическое

«Самая хорошая мамочка моя»

Цель: Обучение выражению внимания и сочувствия к маминой заботе обо всех членах семьи, ее труду, воспитание желания помогать маме, радовать ее хорошими добрыми делами и поступками.

Художественный  текст

- И.Панькин «Легенда о матерях»

- «Айога»  нанайская сказка

- «Кукушка» ненецкая сказка

Музыкальные игры нравственной направленности  

«Мама отдыхает»;

«Угадай мелодию»;

«Танцы противоположности»

-«Кто это может быть!»

-«Трафаретные сказки»

- «Мое солнце»

Игры на развитие эмоционально-нравственной сферы

- «Сбор яблок»

- «Про обезьянку Чики»

- «Сбор яблок»

- «Волшебное слово»

Свеча»,

-«Разноцветный букет»

-«Передача чувства»

-«Волшебный мешок» - «На что похоже настроение».

- «Волшебный стул»

Игры на формирование культуры поведения

- игровые упражнения «Поменяйся местами»,

- Игра «Надо, надо умываться»

-«Узнай по рукам»

- «Уберем наш дом»

Музыкальный репертуар: Использование русского фольклора в сказочной теме.Русские народные песни “Ветер, солнце и орел”, “Спи-ко, усни, дитя Ванюшенька”, “Некошеный твой лужок”; Музыкальный репертуар«Мамин праздник», муз. Ю. Гурьева, сл. С. Вигдорова; «Самая хоро шая», муз. В.Иванникова, сл. О. Фадеевой.

- Конкурс «Мисс мама»

-Развлечение «В гостях у доброй сказки»

- Просмотр музыкального фильма сказки « раз-два-горе не беда» реж. М.Юзовский (1988)

-Развлечение «Хорошее настроение»

декабрь

Интегрированное занятие

«Как аукнется, так и откликнется»

(“Двенадцать месяцев”)

Цель: воспитывать в детях доброжелательность и приветливость в отношениях с окружающими.

Художественный  текст

Чтение "Волшебное слово" В.Осеевой, "Простите" В.Юсупова,

М.Борисова «Не обижать Жаконю»

Песенка «Друг за дружкой», тадж., обр. Н. Гребнев

Тематическое

«Волшебство доброго слова»

Цель: формировать культуру поведения, нравственные качества: отзывчивость,  доброжелательность; тренироваться в умении дарить окружающим доброту слова и дела.

Художественный  текст

- К. Ушинский «Четыре желания»

-В.Кулачев «Важные слова»

Музыкальные игры нравственной направленности  

-«Музыкальное эхо»

- «Имена»

- «Теремок»

-«Кто сегодня пришел в гости»,

-«Танец пяти движений»

Игры на развитие эмоционально-нравственной сферы

-«Да- нет»

- «Друг к другу»

-«Остров спасения»

-"Вежливые жмурки"

Игры на формирование культуры поведения

- Игра «Маленькая сказка о 2-х куклах»

- «Моя игрушка скажет обо мне»

- «У меня зазвонил телефон»

- «Испорченный телефон»

Музыкальный материал:          

П.И. Чайковский «Времена года», Симфония № 2,4;

"Песенка об очень важном", муз. А. Захаровой, стихи Л.Рыжова. песня «Большой хоро вод» муз. Б. Савельева, сл. Л. Жигалкиной; песня «Доброта» муз. И. Лученка, сл. Н. Тулуповой.

-Развлечение

 «Дарите людям доброту»

- Праздник «Чудесные превращения у новогодней елки»

январь

Интегрированное занятие

«Как проживешь, так и прослывешь» (по сказке «Морозко»)

Цель: развивать навык оценки поведения и поступков героев сказки, стремление подражать положительным персонажам, соотнесения разных музыкальных фрагментов с характерами героев.

 Художественный  текст

"Два товарища" Л.Толстого, "Жадина" Я.Акима, "Подруги" Л.Фоминой.

"Рубль" П.Дудочкина

 Игра-драматизация "Три товарища" А.Осеевой.

«На горке» Н.Носов

Тематическое

«Здравствуй мир, здравствуй друг»

Цель: Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Закрепление положительных ассоциаций с понятиями "друг", "дружба". Формирование понимания того, что дружеские отношения со сверстниками зависят от поведения каждого ребенка.

Художественный  текст

А.С. Сухомлинский “Снегурочка”

 «Чтобы бабочка не укололась», «Как спасалась ласточка», «Сергей и Матвей», «Пурпурный цветок», «Равнодушие», «Лесной дом»

Музыкальная игра нравственного содержания:

«Голоса леса»

«Колыбельная»

«Умеют ли руки разговаривать»

«Какай он?»

Игры на развитие эмоционально-нравственной сферы

«Карлики и Великаны»

«Поможем Красной шапочке»

«Бабушка Маланья»

«Что ты думаешь об этом»

«Снежный ком»

Игры на формирование культуры поведения

- Игра «Мы по улице идем»

- «В магазине»

-«Что можно, что нельзя»

- «Мы в кафе»

-« Мы в театре на спектакле»

Музыкальный репертуар:           “Русская народная песня” в записи П.И. Чайковского                       В. Калинников “Грустная песня” Р. Шуман “Альбом для юношества”,  “Дед Мороз» А. Даргомыжский “Табакерочный вальс”, Римский- Корсаков “Песня Леля” из оперы.

Развлечение «Что такое лучший друг» (по произведениям Я.Акимова)

-Театральная постановка «Красная шапочка»

февраль

Интегрированное занятие

«За честь хоть голову снесть»

(по сказке Г.-Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»)

Цель: Воспитывать в детях такие необходимые качества, как верность, стойкость и терпение. Сформировать представление о воине как воплощении верности, стойкости и мужественности.

Художественный  текст

- Молд. обр.  М.Булатов «Как братья отцовский клад нашли»

«Как Илья Муромец богатырем стал»

«Рассказ о неизвестном герое»

«На заставе»  А. Барто

«Храбрый мальчик» дагестанская сказка

«Твои защитники» Л. Кассиль

Тематическое

«В гостях у  Феи Красоты»

Цель: Формирование представлений о том, что доброта, честность, смелость есть проявление красоты души. Подвести детей к пониманию доброты, как основы взаимоотношений между людьми, человек узнается по его делам.

Художественный  текст

А.Барто «Медвежонок невежа»,

С.Капустян «Спросим папу»; сказка в обр. А.Толстого «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; Р.н.с. «Царевна-лягушка» обр. А.Афанасьева, «Сивка-бурка» - обр. М.Булатова.

Музыкальная игра нравственного содержания

-«Кукла болеет»

- «Цветочная поляна»

"Определи настроение»

Игры на развитие эмоционально-нравственной сферы

«Каким может быть драчун» (метод фокальных объектов)

-«Теплые» и «Холодные» цвета.

Игры на формирование культуры поведения

- «Угощение гостей»

- «Нежданный гость»

Музыкальный репертуар 

«Марш», П.И. Чайковский музыка к балету “Щелкунчик” Образ танцовщицы.         “Танец феи Драже”;

«Если добрый ты…» сл. Пляцковского муз. Б. Савельева»: П.И. Чайковский «Апрель» песня «Доброта» муз. И. Лучинка, сл. Н. Тулуповой; музыкально-дидактическая игра «Забавный гномик»

-Развлечение  «Рыцарский турнир»

-Развлечение «Ярмарка игр» (совместно с мл. гр.)

- музыкально-спортивное развлечение «Карнавал животных»

март

Интегрированное занятие

«Смекалка-второе счастье». (по сказке «Каша из топора»)

Цель: Уточнить представление детей  о традиционных проявлениях доброжелательности и гостеприимства; о том, что поступить по-доброму   проще и лучше (не попадешь в глупое положение, как старуха в сказке). Воспитывать доброту, отзывчивость, гостеприимство.

Художественный  текст

Чтение отрывков из книги Б.В.Бушелевой "Поговорим о воспитанности". "Я приду к тебе в гости", "Гостеприимство".

Тематическое

«Путешествие в страну этикета»

Цель: Формировать элементарные правила вежливости, представление о хороших поступках поведения, умение правильно оценивать себя и других.

Художественный  текст

Сказки: «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Не плюй в колодец - пригодится воды напиться» обр. К.Ушинского; «Кукушка» ненецкая сказка в обр. К. Шаврова.

Музыкальные игры нравственной направленности

-«Кто сегодня пришел в гости»,

- «Танец пяти движений»

- «Музыкальная шкатулка»

- «Догадайся, кто поет»; танец под муз В.Моцарта

Игры на развитие эмоционально-нравственной сферы

- «Передача чувств»

- «Перевоплощение»

-«Моя любимая игрушка»

-«Подарок другу»

- «Скульптор»

-«Волшебный цветок»

- «Солнечный зайчик»

Игры на формирование культуры поведения

-«Добрые слова любимым»

-«Что мы делаем когда»

- «Доброе слово»

- «День рожденья»  

Музыкальный репертуар:

Р. Шуман “Альбом для юношества”,                    П.И. Чайковский “Детский альбом”,

“Русская песня”; песенка "Почему?" муз. А.Захаровой, ст. Л.Рыжова; Этюды «Попрыгунья», «Упрямец», муз. Г. Свиридова; инсценировка фрагмента музыкальной сказки «Как начиналась вежливая песенка» Р. Алдониной; «Вежливая песенка» муз. Г.Левкодимова, сл. Р. Алдониной.

-Кукольный спектакль «К нам гости пришли» (для младшей группы)

-Развлечение «Урок вежливости»

-Праздник «Дружат дети всей планеты»

-Постановка мюзикла «Сказочные сны» по мотивам сказок Г.Х.Андерсена