развитие познавательных способностей
классный час по окружающему миру по теме

Алябьева Ольга Алексеевна

 

Перспективный план

развития познавательных способностей

посредством опытно – экспериментальной деятельности

детей старшего дошкольного возраста

 

Каждый раздел включает в себя занятия познавательного цикла и опытно – экспериментальную деятельность в нерегламентированных видах деятельности.

Опытно – экспериментальная деятельность рассчитана с третей недели сентября  по апрель.

 

Цель:Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

  1. Формирование у детей диалектического мышления;
  2. Развитие собственного познавательного опыта;
  3. Способствовать развитию умений устанавливать причинно-следственные связи;
  4. Вызывать желание к поисковой деятельности.

 

Формы работы:

  1. Подгрупповые  занятия
  2. Индивидуальные экспериментирования
  3. Взаимодействие с родителями: беседы, выставки,

 

Предполагаемый результат:

  1. Формирование интеллектуальных впечатлений;
  2. Развитие умений работать в коллективе и самостоятельно;
  3. Умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.

 

 

 

Дата

Тема разделов

Задачи

Содержание

Материал

Октябрь

«Солнце - звезда»

Углубить представление о солнце, его параметрах.

  1. Познавательное занятие «День - ночь»;
  2. Эксперимент «Далеко - близко»;

 

 

  1. Эксперимент  «Чем ближе, тем быстрее»;

 

  1. Дидактическая игра «День - ночь».

 

 

Два термометра, настольная  лампа, длинная линейка

Пластилин, длинная линейка

Ноябрь

«Почва – живое, неживое»

Сформировать представления о почве, ее строении, значении.

  1. Беседа «Что такое почва?»
  2. Чтение познавательной литературы «Сказки о волшебной кладовой»;
  3. Эксперимент «Такая разная земля»;

 

  1. Эксперимент «Земля после дождя»;

 

 

 

 

Разная по составу земля (садовая, с участка детского сада, из парка);

Пластиковый стакан с землей, емкость с водой, закрытая крышкой с небольшим отверстием.

Декабрь

«Песок и глина»

 

 

 

 

Формировать представления о песке и глине, их свойствах и применении.

  1. Эксперимент «Песок рыхлый, а глина -  нет»;
  2. Эксперимент «Из чего состоит песок и глина»;
  3. Познавательное занятие «Глина, хранящая тепло человеческих рук»

Песок, глина

 

 

 

Поделки из глины и цветного песка

«Полезные ископаемые»

Формировать представления о некоторых полезных ископаемых  (уголь, ракушечник)

  1. Эксперимент «Рассматривание материала с помощью лупы»;

 

Уголь, ракушечник, лупы по количеству детей

Январь

«Вода, ее значение»

Сформировать представление о воде, ее свойствах и значении.

  1. Познавательное занятие «Путешествие капельки»;
  2. Совместная деятельность:
  3. Эксперимент «Невесомая вода»;
  4. Эксперимент «Куда плывет рыбка»;
  5. Эксперимент «Спиралька»;
  6. Эксперимент «Радуга»;
  7. Эксперимент (на плавучесть).
  8. Условия для самостоятельной деятельности

 

 

 

Емкость с небольшим отверстием на дне.

Большой таз с водой, пипетка, растительное масло, соломинка, вилка, вырезанная из картона рыбка.

Тонкая проволока, растительное масло, мыльный раствор, пипетка.

Миска с водой, зеркало, белый лист бумаги.

Емкость с водой, набор вещей из разного по составу материала.

 

Февраль

«Воздух – необходимое условие для жизни на земле»

Сформировать представление о воздухе, как компоненте неживой природы. Его значение для живых организмов.

Развивать умение определять наличие воздуха на практике.

 

  1. Познавательное занятие «Как увидеть воздух?»;
  2. Познавательное занятие «Как мы чувствуем запах?»
  3. Опыт «Как увидеть воздух?»;
  4. Опыт «Как услышать воздух?»;
  5. Эксперимент «Движение воздуха».

Емкость с водой, прозрачный стакан, воздушный шар, тонкие полоски бумаги.

Март

«Растительность – значение в жизни людей и животных»

Сформировать представления о растительности, о ее пользе, значении в жизни растений для человека.

  1. Экскурсия к реке;
  2. Познавательное занятие  - наблюдение «Зеленый лук для Чиполлино»;
  3. Эксперимент «Чем дышит растение?»
  4. Проращивание семян гороха, фасоли и злаковых культур;
  5. Рассматривание листьев (виды жилкования: пальчатое, параллельное)

 

 

 

 

Семена гороха, фасоли и злаковых культур, вата, блюдца;

Листья клена, акации, тополя, лупа.

Апрель

«Человек – функционирование организма»

Сформировать представления о строении человека, его внутренних органов.

  1. Познавательное занятие  «Уши разные нужны, уши разные важны»;
  2. Познавательное занятие  «Носы нужны не только для красы»;
  3. Эксперимент «Чем мы дышим?»;

 

 

  1. Эксперимент «Волшебные очки»

 

 

 

 

Различные вещества с сильным запахом (апельсин, чеснок, мыло, духи и т.д.);

Повязка для глаз.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей детей на занятиях по развитию речи

Духовно - интеллектуальное развитие ребенка на основе ознакомления дошкольника с азами экологической культуры и нравственности. Формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней....

Практикум для родителей Тема: «Развитие познавательных способностей как одна из сторон развития личности ребенка»

Активизировать стремление родителей участвовать в  совместной познавательной деятельности детей, как одной из сторон развития личности ребенка....

Отчет по самообразованию за 2015 - 2016 учебный год «Развитие познавательных способностей у дошкольников подготовительной к школе группы в процессе познавательно-исследовательской деятельности».

Отчет по самообразованию за 2015 - 2016 учебный год  «Развитие познавательных способностей у дошкольников подготовительной к школе группы  в процессе познавательно-исследовательской де...

МИРЗОЯН Ж.М. ПРОЕКТ "Развитие познавательных способностей детей путём создания мини-музея: «Моя лошадка» (познавательно-исследовательский проект)"

         Музейная педагогика - одно из новых и актуальных направлений современной дошкольной педагогики. Значение музея в воспитании ребёнка нельзя переоценить. Работа ...

Методическая разработка: «Развитие познавательных способностей у старших дошкольников в процессе познавательной и экспериментальной деятельности»

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...

Игровое пособие "Цветик - семицветик" (дидактические игры на развитие познавательных способностей и на развитие фонематического восприятия, на дифференциацию звуков и на развитие навыка звукового анализа)

Актуальность:  с  каждым годом число детей с ОВЗ увеличивается. Дети с ОВЗ должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования.  Работая с детьми с ОВЗ можно с...