Комплексное занятие на тему:"БАБОЧКИ"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

 

Программное содержание:

 

1. Продолжать знакомить детей с промыслами Кубани,

    плетение из листьев кукурузных початков – из талаша.

 

2. Развивать у детей конструкторские способности, художественный вкус,

    желание самостоятельно заниматься творческой деятельностью, развивать

    мелкомоторные навыки, усидчивость, чувство симметрии

 

3. Воспитывать любовь к родной Кубани, чтить традиции предков.

 

Предварительная работа:

 

1. Занятие « Посадка кукурузы»

    Цель: познакомить с первоначальным циклом « выращивания талаша»

 

2.  Занятие «Экскурсия на огород, в гостях у золотого початка»

    Цель: показать детям происхождение талаша, познакомить с особенностями

              прорастания кукурузы и ухода за ней.

 

3. Занятие « Цветок»

    Цель: учить детей из влажных листьев талаша вырезать лепестки

               различных размеров и складывать их как цветок, в один или два слоя,

               затем склеивать между собой, в конце прикрепить серединку (кружок)

 

Материал к занятию:

 

1.  Кубанские костюмы для детей и воспитателя

 

2.  Влажные литья талаша ( по два, разной длины и ширины)

     на каждого ребёнка

 

3.  Цветные шнурки

 

4.  Початок кукурузы 

 

5.  Вареная кукуруза для детей и гостей  

 

6.  Зёрнышко кукурузы

 

7.  Кубанские песни в грам. записи.

 

8.  Выставка поделок из талаша        

1 часть

Дети, одеты в кубанские костюмы, заходят парами в зал и танцуют    

                                    кубанский танец « Казачок»

 

                1 куплет: Очень любят на Кубани танец казачок,

                                 Пляшут взрослые и дети танец казачок.

                                 И, конечно, лучший в мире танец казачок,

                                 Так давайте вместе спляшем танец казачок.

               Припев:    Пяточка, пяточка, пяточка, носочек.

                                 Другой ножкой повторим мы ещё разочек.

                                 Теперь вместе топнем ножкой – раз, два, три,

                                 Вот как пляшут на Кубани наши казаки.

              2 куплет:   Посмотрите, в круг выходит бравый казачок,

                                 К нему дивчина подходит руки на бочок,

                                 А гармошка всё играет душу теребя,

                                 Пляшут хлопцы и девчата на краю села.

 

                                     ( Дети встают полукругом.)

Воспитатель: Дети, как называется край, в котором мы живём?

Дети: Краснодарский край.

Воспитатель: Как ещё можно назвать Краснодарский край?

Дети: Кубань.

Воспитатель: Краснодарский край– богатый край. Что в нашем крае выращивают? Дети: Злаки – пшеницу, рожь, овёс, рис, кукурузу.

         Овощи – капусту, помидоры, огурцы, лук, картофель, кабачки, баклажаны,  

         Фрукты – персики, яблоки, груши, виноград, сливы ....

         Ягоды – клубника,крыжовник,малина,смородина,арбуз

Воспитатель: Давайте же споём песню о нашем крае!

                               На Кубани петь умеют,

                               Обучила песням степь,

                               Как не спеть - пшеница спеет,

                               Вишню сняли – как не спеть!

 

Песня « Ой, да на Кубани»

1 куплет: А над степью громыхают грозные разливы

                Казаченьки убирают золотую ниву.

Припев: Ой, да на Кубани зори ясны,

               Ой, да на Кубани вишни красны,

                Ой, да на Кубани под высоким небом золотом горят хлеба

2 куплет: Хлеб кубанский золотистый – это наша сила,

                Казаченьки убирают золотую ниву.

 

Воспитатель: С давних времён на Кубани сеют кукурузу. Мы с вами тоже сажали  кукурузу и за ней ухаживали

 

Ребёнок читает стих: Золотое зёрнышко в землю посадили.

                                     Грело его солнышко, и дожди мочили.

                                     Выросла из зёрнышка всем на удивление

                                     В зелёном платье девица – восторг и умиление.

                                     Золотые детки в ряд

                                     Друг за дружкою стоят,

                                     На початке разместились и тихонько притаились.

 

Воспитатель: Кукуруза занимает достойное место в жизни кубанцев:

                        её зерно  является ценным пищевым продуктом как для людей,

                        так и для животных.

                       Стих о том, что можно приготовить из кукурузы:

 

Ребёнок: Зовётся кукурузою у нас она,

                В Америке маисом так все её зовут.

                Готовят люди кашу, когда в крупу собьют,

                Ещё пекут лепёшки и варят целиком.

                Царица – кукуруза, ты вхожа в каждый дом!

 

Воспитатель: Давайте же рассмотрим, что у нас выросло из жёлтого зёрнышка?    

                      ( рассматривают кукурузу, воспитатель объясняет)

 Это початок кукурузы, он скрывается в листьях, которые называют талаш, листья имеют разные цвета и оттенки, при увлажнении очень податливы, крепки, хорошо связываются, сплетаются в косички хранятся и прошиваются нитью. Плетение из талаша требует усидчивости, ловкости пальцев, фантазии, выдумки и терпения, наши дети обладают всеми этими качествами. Сегодня мы вам покажем как из  талаша можно сделать бабочку, мы будем использовать способ  связывания, но сначала подготовим к работе пальцы.

( Пальчиковая гимнастика.)

« Цветочки»

Наши алые цветы, распустили лепестки (раскрывают пальчики),

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (дуют и потихоньку шевелят пальчиками)

Наши алые цветки закрывают лепестки ( сомкнуть пальцы вместе в « бутон»)

Тихо засыпают, головой качают (круговые движения кистями рук)

« Бабочки»

Бабочки полетели          Большой палец согнуть в горизонт. положение, сверху

                                         присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы.

Крылышками махали    Махи ладонями с широко раскрытыми пальцами

 

На цветочки сели          Руки вверх все пальцы широко расставить.

Вместе отдыхали          Большой палец согнуть в горизонт. положении, сверху

И дальше полетели       присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы.

 

 

2 часть

 

Дети садятся за столы и с помощью верёвочки связывают два листа талаша, так чтоб получилась бабочка.

Воспитатель: Наши дети нам сейчас расскажут о своих бабочках

Ребенок: Спал цветок и вдруг проснулся, больше спать не захотел.

                Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел.

Ребёнок: Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет.

Ребёнок: На небольшой цветной ковёр села эскадрилья,

                То раскроет, то закроет расписные крылья.

Ребёнок: Лепесточки-крылья, усики антенн.

                Бабочку не будем брать сачками в плен.

                Пусть себе порхает в солнечный денёк,

                 Кажется, что в небе кружится цветок.

Ребёнок: Шевелились у цветка все четыре лепестка.

                Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел.

Ребёнок:  Бабочка, давай дружить! Веселее в дружбе жить!

                 У нас красивые цветы, полетай над ними ты.

Дети садят своих бабочек на цветы, сделанные из талаша

                 на предыдущем  занятии.

 

3 часть

 Воспитатель: А теперь пришла пора поиграть нам детвора!

Игра « Сон казака»

Из играющих выбирается «казак», который встаёт в середину круга.

«Казак» закрывает глаза, дети двигаются по кругу со словами.

Кто с утра чертей гоняет?

                                              Песни звонкие спивает?

                                              Спать мешает казаку

                                              И кричит «ку-ка-ре-ку»?

Один из стоящих в кругу кричит по-петушиному, стараясь изменить голос.

Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удается, -

забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:

                                              Все коровы во дворе

                                              Размычались на заре,

                                              Не понятно никому,

                                              Почему «му-му, му-му»

Стоящий в кругу мычит, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:   

                                               Вот казак заснул опять,

                                               Но не долго ему спать.

                                              Утка уточек не зря

    Учит крякать « кря-кря-кря».

Действия продолжаются – казак забирает « утку».

                                           Надоело казаку

    «кря-кря-кря» с «ку-ка-ре-ку».

                                             Я не лягу больше спать,

                                             Вас я буду догонять!

По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки – «воротики»,

а казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.

 

Воспитатель: В походы боевые казаки ходили

                          И своим подруженькам гостинцы приносили.

 

Игра «Подарочек»

 

Правила игры: звучит музыка, мальчики садятся на лошадей и скачут вокруг стола, девочки хлопают в ладоши. На столе на углах лежат: атласная лента, бусы, платок, и кольцо. По окончании музыки, кто быстрее возьмёт подарок и подарит девочке. Мальчик берёт девочку под руку и становится у плетня или садится с ней на лавочку.

 

Заключительная часть

 

                          Стук в дверь - заходит  « казачка»

        Ой, здравствуйте, казачата и гости дорогие! А я с рынка иду, слышу –

                           музыка играет, смех да веселье.

Воспитатель: Здравствуйте, тётя Ефросинья, у нас сегодня праздник,

                        а посвящён он « красавице полей наших – кукурузе».

Тётя Фрося – Дак я же на базаре-то  кукурузные палочки и хлопья продавала

                        и вас сейчас угощу да и гостей ваших попотчую

                      А кукурузные палочки у меня сладкие, хрустящие и

                                           для здоровья полезные.

Тётя Фрося - Всех вас угощаю,

                       А как музыка заиграет – на танец  приглашаю!

                       Казачата и гости, в круг выходите да свою удаль покажите!

                       (Звучит кубанская песня, все танцуют).

 

 

Используемая литература:

 

1.« Ты Кубань, ты наша Родина», г. Краснодар, 2004 г.

Авторы: Т.П. Хлопова, Н.П. Лёгких, И.Н.Гусарова, С,К. Фоменко,

Л.М. Данилина

2. Возрождение народных промыслов Кубани «Кружева из талаша» г. Краснодар, 2005г. Кондратьева И.В., Кройтер Л.А., Маркова В.А., Макшанова В.К.

image

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие на тему: "Бабочки"

Интегрированное занятие изостудии: "Самоцветы" и швейной мастерской: "Золушка". На занятии детям предлагается изготовление стилизованных бабочек из бумаги, самоклеящейся плёнки, пайедок, ткани. В тече...

Конспект комплексного открытого занятия по теме "Бабочки летают" в разновозрастной группе II-младшая - средняя.

Сначало дети знакомятся с образованием числа 4, затем делают из цветной бумаги аппликацию "Бабочки летают" (у бабочки 4 крылышка, 4 глазка)....

Конспект занятия по теме : Бабочки на весенней полянке (с использованием нетрадиционных техник рисования).

Закрепить умение делать кляксы разного цвета на готовом силуэте бабочки, знакомство с новым способом рисования(монотипия); формировать умение выполнять ритмические движения под музыку....

Конспект занятия ИЗО. Тема: «Бабочки на лугу»

Конспект занятия по художественно – творческой деятельности(старшая группа)Тема: « Бабочки на лугу»Цель: Расширять знание детей о бабочках.     Воспитывать бережное отношение к ним...

Конспект занятия по теме: «Бабочка».

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования. Кляксография...

Конспект занятия на тему:«Бабочки»

Конспект занятия в средней группе нетрадиционным способом на тему: "Бабочки"...

Конспект занятия на тему "Бабочка" (монотипия) старшая группа.

Цель: Научить работать в технике монотипия. Воспитывать эстетический вкус и умение получать удовлетворение от проделанной работы....