Комплексное занятие на тему:"БАБОЧКИ"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Программное содержание:
1. Продолжать знакомить детей с промыслами Кубани,
плетение из листьев кукурузных початков – из талаша.
2. Развивать у детей конструкторские способности, художественный вкус,
желание самостоятельно заниматься творческой деятельностью, развивать
мелкомоторные навыки, усидчивость, чувство симметрии
3. Воспитывать любовь к родной Кубани, чтить традиции предков.
Предварительная работа:
1. Занятие « Посадка кукурузы»
Цель: познакомить с первоначальным циклом « выращивания талаша»
2. Занятие «Экскурсия на огород, в гостях у золотого початка»
Цель: показать детям происхождение талаша, познакомить с особенностями
прорастания кукурузы и ухода за ней.
3. Занятие « Цветок»
Цель: учить детей из влажных листьев талаша вырезать лепестки
различных размеров и складывать их как цветок, в один или два слоя,
затем склеивать между собой, в конце прикрепить серединку (кружок)
Материал к занятию:
1. Кубанские костюмы для детей и воспитателя
2. Влажные литья талаша ( по два, разной длины и ширины)
на каждого ребёнка
3. Цветные шнурки
4. Початок кукурузы
5. Вареная кукуруза для детей и гостей
6. Зёрнышко кукурузы
7. Кубанские песни в грам. записи.
8. Выставка поделок из талаша
1 часть
Дети, одеты в кубанские костюмы, заходят парами в зал и танцуют
кубанский танец « Казачок»
1 куплет: Очень любят на Кубани танец казачок,
Пляшут взрослые и дети танец казачок.
И, конечно, лучший в мире танец казачок,
Так давайте вместе спляшем танец казачок.
Припев: Пяточка, пяточка, пяточка, носочек.
Другой ножкой повторим мы ещё разочек.
Теперь вместе топнем ножкой – раз, два, три,
Вот как пляшут на Кубани наши казаки.
2 куплет: Посмотрите, в круг выходит бравый казачок,
К нему дивчина подходит руки на бочок,
А гармошка всё играет душу теребя,
Пляшут хлопцы и девчата на краю села.
( Дети встают полукругом.)
Воспитатель: Дети, как называется край, в котором мы живём?
Дети: Краснодарский край.
Воспитатель: Как ещё можно назвать Краснодарский край?
Дети: Кубань.
Воспитатель: Краснодарский край– богатый край. Что в нашем крае выращивают? Дети: Злаки – пшеницу, рожь, овёс, рис, кукурузу.
Овощи – капусту, помидоры, огурцы, лук, картофель, кабачки, баклажаны,
Фрукты – персики, яблоки, груши, виноград, сливы ....
Ягоды – клубника,крыжовник,малина,смородина,арбуз
Воспитатель: Давайте же споём песню о нашем крае!
На Кубани петь умеют,
Обучила песням степь,
Как не спеть - пшеница спеет,
Вишню сняли – как не спеть!
Песня « Ой, да на Кубани»
1 куплет: А над степью громыхают грозные разливы
Казаченьки убирают золотую ниву.
Припев: Ой, да на Кубани зори ясны,
Ой, да на Кубани вишни красны,
Ой, да на Кубани под высоким небом золотом горят хлеба
2 куплет: Хлеб кубанский золотистый – это наша сила,
Казаченьки убирают золотую ниву.
Воспитатель: С давних времён на Кубани сеют кукурузу. Мы с вами тоже сажали кукурузу и за ней ухаживали
Ребёнок читает стих: Золотое зёрнышко в землю посадили.
Грело его солнышко, и дожди мочили.
Выросла из зёрнышка всем на удивление
В зелёном платье девица – восторг и умиление.
Золотые детки в ряд
Друг за дружкою стоят,
На початке разместились и тихонько притаились.
Воспитатель: Кукуруза занимает достойное место в жизни кубанцев:
её зерно является ценным пищевым продуктом как для людей,
так и для животных.
Стих о том, что можно приготовить из кукурузы:
Ребёнок: Зовётся кукурузою у нас она,
В Америке маисом так все её зовут.
Готовят люди кашу, когда в крупу собьют,
Ещё пекут лепёшки и варят целиком.
Царица – кукуруза, ты вхожа в каждый дом!
Воспитатель: Давайте же рассмотрим, что у нас выросло из жёлтого зёрнышка?
( рассматривают кукурузу, воспитатель объясняет)
Это початок кукурузы, он скрывается в листьях, которые называют талаш, листья имеют разные цвета и оттенки, при увлажнении очень податливы, крепки, хорошо связываются, сплетаются в косички хранятся и прошиваются нитью. Плетение из талаша требует усидчивости, ловкости пальцев, фантазии, выдумки и терпения, наши дети обладают всеми этими качествами. Сегодня мы вам покажем как из талаша можно сделать бабочку, мы будем использовать способ связывания, но сначала подготовим к работе пальцы.
( Пальчиковая гимнастика.)
« Цветочки»
Наши алые цветы, распустили лепестки (раскрывают пальчики),
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (дуют и потихоньку шевелят пальчиками)
Наши алые цветки закрывают лепестки ( сомкнуть пальцы вместе в « бутон»)
Тихо засыпают, головой качают (круговые движения кистями рук)
« Бабочки»
Бабочки полетели Большой палец согнуть в горизонт. положение, сверху
присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы.
Крылышками махали Махи ладонями с широко раскрытыми пальцами
На цветочки сели Руки вверх все пальцы широко расставить.
Вместе отдыхали Большой палец согнуть в горизонт. положении, сверху
И дальше полетели присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы.
2 часть
Дети садятся за столы и с помощью верёвочки связывают два листа талаша, так чтоб получилась бабочка.
Воспитатель: Наши дети нам сейчас расскажут о своих бабочках
Ребенок: Спал цветок и вдруг проснулся, больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел.
Ребёнок: Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет.
Ребёнок: На небольшой цветной ковёр села эскадрилья,
То раскроет, то закроет расписные крылья.
Ребёнок: Лепесточки-крылья, усики антенн.
Бабочку не будем брать сачками в плен.
Пусть себе порхает в солнечный денёк,
Кажется, что в небе кружится цветок.
Ребёнок: Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел.
Ребёнок: Бабочка, давай дружить! Веселее в дружбе жить!
У нас красивые цветы, полетай над ними ты.
Дети садят своих бабочек на цветы, сделанные из талаша
на предыдущем занятии.
3 часть
Воспитатель: А теперь пришла пора поиграть нам детвора!
Игра « Сон казака»
Из играющих выбирается «казак», который встаёт в середину круга.
«Казак» закрывает глаза, дети двигаются по кругу со словами.
Кто с утра чертей гоняет?
Песни звонкие спивает?
Спать мешает казаку
И кричит «ку-ка-ре-ку»?
Один из стоящих в кругу кричит по-петушиному, стараясь изменить голос.
Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удается, -
забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:
Все коровы во дворе
Размычались на заре,
Не понятно никому,
Почему «му-му, му-му»
Стоящий в кругу мычит, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:
Вот казак заснул опять,
Но не долго ему спать.
Утка уточек не зря
Учит крякать « кря-кря-кря».
Действия продолжаются – казак забирает « утку».
Надоело казаку
«кря-кря-кря» с «ку-ка-ре-ку».
Я не лягу больше спать,
Вас я буду догонять!
По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки – «воротики»,
а казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.
Воспитатель: В походы боевые казаки ходили
И своим подруженькам гостинцы приносили.
Игра «Подарочек»
Правила игры: звучит музыка, мальчики садятся на лошадей и скачут вокруг стола, девочки хлопают в ладоши. На столе на углах лежат: атласная лента, бусы, платок, и кольцо. По окончании музыки, кто быстрее возьмёт подарок и подарит девочке. Мальчик берёт девочку под руку и становится у плетня или садится с ней на лавочку.
Заключительная часть
Стук в дверь - заходит « казачка»
Ой, здравствуйте, казачата и гости дорогие! А я с рынка иду, слышу –
музыка играет, смех да веселье.
Воспитатель: Здравствуйте, тётя Ефросинья, у нас сегодня праздник,
а посвящён он « красавице полей наших – кукурузе».
Тётя Фрося – Дак я же на базаре-то кукурузные палочки и хлопья продавала
и вас сейчас угощу да и гостей ваших попотчую
А кукурузные палочки у меня сладкие, хрустящие и
для здоровья полезные.
Тётя Фрося - Всех вас угощаю,
А как музыка заиграет – на танец приглашаю!
Казачата и гости, в круг выходите да свою удаль покажите!
(Звучит кубанская песня, все танцуют).
Используемая литература:
1.« Ты Кубань, ты наша Родина», г. Краснодар, 2004 г.
Авторы: Т.П. Хлопова, Н.П. Лёгких, И.Н.Гусарова, С,К. Фоменко,
Л.М. Данилина
2. Возрождение народных промыслов Кубани «Кружева из талаша» г. Краснодар, 2005г. Кондратьева И.В., Кройтер Л.А., Маркова В.А., Макшанова В.К.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие на тему: "Бабочки"
Интегрированное занятие изостудии: "Самоцветы" и швейной мастерской: "Золушка". На занятии детям предлагается изготовление стилизованных бабочек из бумаги, самоклеящейся плёнки, пайедок, ткани. В тече...
Конспект комплексного открытого занятия по теме "Бабочки летают" в разновозрастной группе II-младшая - средняя.
Сначало дети знакомятся с образованием числа 4, затем делают из цветной бумаги аппликацию "Бабочки летают" (у бабочки 4 крылышка, 4 глазка)....
Конспект занятия по теме : Бабочки на весенней полянке (с использованием нетрадиционных техник рисования).
Закрепить умение делать кляксы разного цвета на готовом силуэте бабочки, знакомство с новым способом рисования(монотипия); формировать умение выполнять ритмические движения под музыку....
Конспект занятия ИЗО. Тема: «Бабочки на лугу»
Конспект занятия по художественно – творческой деятельности(старшая группа)Тема: « Бабочки на лугу»Цель: Расширять знание детей о бабочках. Воспитывать бережное отношение к ним...
Конспект занятия по теме: «Бабочка».
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования. Кляксография...
Конспект занятия на тему:«Бабочки»
Конспект занятия в средней группе нетрадиционным способом на тему: "Бабочки"...
Конспект занятия на тему "Бабочка" (монотипия) старшая группа.
Цель: Научить работать в технике монотипия. Воспитывать эстетический вкус и умение получать удовлетворение от проделанной работы....