Конспект комплексного занятия " Екатерина Санница" ( подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Козлова Вера Васильевна

Вся жизнь русского человека-труженика определялась своеобразным написанным календарём, включающим в себя как церковные праздники, различные посты и торжественные службы, но и дни начала и  и окончания различных сельскохозяйственных работ.

 Комплексное занятие "Екатерина санница"  ( познание + художественное творчество(декоративное рисование)) в подготовительной группе целесообразно провести в начале декабря, т.к по народному календарю 7 декабря " Екатерина. Екатерина - санница". Первое катание на санях. Усиление морозов, с 7-10 декабря устанавливаются зимние пути - санные пути-дороги. Говорили : " Екатерини день пришёл-катанье привёл", " С Катерины зима доймёт, не мытьём, так катаньем, не голодом, так холодом".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ekaterina_sannica.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

1. Продолжать знакомить детей с традициями русского народа –Екатерина Санница. Подводить к мысли, что труд и быт человека были подчинены ритму природы.

2. Обогащать словарь детей: зимушка, хрустальная, белоснежная. Обратить внимание на многообразие образных выражений.

3. Развивать интерес к разнообразному конструктивному материалу, желание работать с ним, проявлять своё творчество.

4. Закрепить знания и умения детей в составлении узоров на разном виде материалов по мотивам хохломской и городецкой росписи, передавая их колорит.

5.Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.

Предварительная работа:

-разучивание пословиц, поговорок, загадок и примет о зиме;

- наблюдения за погодой на прогулке;

- рассматривание иллюстраций дымковской, хохломской и городецкой росписью;

- занятия- декоративное рисование, прорисовывание отдельных элементов;

- игры: «Собери узор», «Дымковское лото», «назови правильно»;

- вырезывание элементов саней с использованием лекал и простого карандаша;

- игры с конструктором.

Атрибуты:

- русские народные костюмы для детей и Хозяйки;

- изба в русском стиле;

- в сундуке – шкатулка с заготовками санок из картона, фанеры;

- книга с иллюстрациями зимних пейзажей (3 страницы);

-кисти, гуашь, вода, тряпочки.

Помощь родителей:

- одеть  маленьких кукол  в зимнюю одежду ( на каждого ребёнка по одной куколке) для обыгрывания сюжета.

Ход занятия

Хозяйка в избе убирается, приговаривая:

Наша изба ровно тепла.

Домом жить обо всё тужить.

Домом жить не лукошко шить.

Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

Сама прибирает, сама подавает,

Одним одна за всё отвечает.

Слышна  за дверью русская народная песня в исполнении детей ( по выбору воспитателя). Раздаётся стук.

- Кто же это ко мне идёт?  (отворяет двери)

Ой , сколько ребят! Заходите. Вижу, не одни пришли!

- Кого вы с собой принесли? (куколок, подружек наших)

- А что же они у вас так тепло одеты? (зима на улице)

- Это точно, зима. Давайте подойдём к окнам, да посмотрим, что там,  на улице делается? (ответы, рассказы детей)

- Верно, холодно, морозно. А я вот печку натопила, тепло у меня. Вы посадите куколок на лавочку, и сами присаживайтесь рядком, да поговорим ладком ( дети рассаживают кукол).

-Где  потеснее, там и веселее.

-Я вот вам загадку загадаю.

Назовите-ка , ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче,

Всех ночей короче ночи,

На поля и на луга,

До весны  легли снега.   (Декабрь)

Назовите приметы декабря.

- В декабре зима стелет белые холсты, мороз через реки наводит мосты.

- Декабрь и замостит, и загвоздит, и на санях ход даст.

- Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвёт.

-Декабрь год кончает, да зиму начинает.

Хозяюшка: народ ещё декабрь называл студень, холодень, лютовей.

- Как вы думаете, почему его так называли? (морозы начинаются, снег пушистый сыплется, деревья в иней одеваются, лес зимний красивым становится, ветра дуют, замерзают реки, озёра).

- Говорили:  « У зимы изо льда корона, из инея перстенёк, снегом низан поясок».

-А какие зимние месяцы вы знаете? ( декабрь, январь, февраль)

- Да, зима из трёх месяцев владыка. Издавна  считалась зима «волчьим временем». Люди представляли себе зиму в образе волка, который нападает на землю и  мертвит её холодами – острыми зубами.

- У меня есть книга. Хотите посмотреть? Вот какая большая, красивая. Садитесь поближе ко мне ( дети садятся на ковёр, открывается книга).

1 картинка

- Что вы видите на этой картинке?  (зимняя деревня)

Когда вы были в деревне, опишите, что вам больше всего понравилось. Закройте глаза и представьте, что вы зимой в деревне (рассказы детей).

-А вы знаете ласковые слова о зиме?  (зимушка, хрустальная, белоснежная, матушка).                                  

Поёт зима, аукает,

Мохнатый снег баюкает

Стозвоном сосняка.

А по двору метелица, Ковром пушистым стелется.

Уж больно хороша…

-Побаивались зимушку, но и любили.

2 картинка

-А на этой картинке, посмотрите, сколько ребят!  Хотели бы вы оказаться здесь? Почему? (на санках покататься, снеговика слепить, на коньках покататься).

3 картинка

-На первой картинке вы увидели красоту русской зимы, на второй почувствовали, как радуются ребята, а почему на этой картинке мужик на санях едет?

(закончились работы в поле, зима началась, дрова надо заготавливать).

              Праздник приближается, молодая зима с гор катается, ещё пуще морозы усиливаются, санные пути –дороги устанавливаются.

Говорили: Екатеринин день пришёл – катание привёл.

И я вам загадки загадаю:

- Под гору коняшка, а в гору деревяшка (сани).

- Два волка бежат, оба в небо глядят (полозья).

- Одной – зимой отдых, другой летом, а третьей –не зимой, не летом (телега,

сани, лошадь).

- А вы, загадки знаете?  (всё лето лежали, зимы ожидали, дождались зимы, помчались с горы).

- Молодцы, ребятки.

- Что же мы всё о санях говорим, а почему бы и нам самим на саночках не покататься? Вставайте парами, поехали!

Песня-игра «Сани» (музыкальная)

Сами саночки бегут, стелется позёмка

И бубенчики поют на морозе звонко.

Динь, динь, динь-дилинь, синими лесами

Едут, едут динь-дилинь сани с бубенцами.

- Приехали! Сами на саночках покатались, а подружки ваши, что-то засиделись? Они, наверно, тоже на саночках хотят покататься. У них есть саночки?  (нет)

- А я для вас тут работу приготовила. Есть у меня заветная шкатулка, сегодня в ней заготовки (достаёт). Что мы из них можем сделать? А как их лучше сделать?

- Вы посмотрите, подумайте и выберите  заготовку из которой бы получились сани как раз для вашей куколки.

 - Вот за этим столом будут трудиться девочки, а за этим – мальчики.

Просит объяснить  нескольких детей, почему именно ту или иную  заготовку они взяли. Молодцы, всем нашлось дело.

Тихо  звучит русская народная мелодия.

           Девочки складывают из бумажных заготовок сани, а мальчики сколачивают заготовки из фанеры. Во время работы Хозяюшка оказывает  индивидуальную помощь. Проговаривает пословицы о труде, просит детей тоже вспомнить пословицы о труде.

- Дело мастера боится.

- Умелые руки не знают скуки.

-Скучен день до вечера, коли делать нечего.

-Была бы охота,  будет ладиться работа.

     Предлагает расписать сани росписью по желанию детей.

      Хозяюшка: Какие сани получились ладные, прочные да резные.

                          Мастера по работе сразу видно.

Предлагает покатать своих куколок по коврику .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия с детьми подготовительной к школе группе по аппликации с элементами декоративного рисования Тема: «Вы поедите на бал?» (моделирование одежды, дизайн машин)

Конспект комплексного занятия с детьми подготовительной к школе группе по аппликации с элементами декоративного рисования Тема: «Вы поедите на бал?» (моделирование одежды, дизайн машин)...

Конспект комплексного занятия для детей подготовительной группы "Плетение венка"

Познакомить детей со значением  венка, его историей и техникой плетения....

Конспект комплексного занятия для детей подготовительной группы “Мы – жители планеты Земля”

Программное содержание: воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности; формировать представление о планете Земля и жизни людей на плане...

Конспект комплексного занятия в старше-подготовительной группе для детей с ЗПР "Животные Севера"

Цель данного комплексного занятия - закрепить знания детей о животных Севера. "Путешествуя" по Северному полюсу, дети смогут применить на практике свои знания об окружающем мире, решить непростые ариф...

Конспект комплексного занятия для детей подготовительной группы

Конспект комплексного занятия для детей подготовительной группы "Путешествие в форт Боярд"...

Конспект комплексного занятия с детьми подготовительной группы «Ладошки безопасности»

Конспект комплексного занятия с детьми подготовительной  группы «Ладошки безопасности»Цель: Формировать у детей правильное ответственное поведение в лесу  -  как в экос...

Конспект комплексного занятия для детей подготовительной группы «Поможем Золушке»

Задачи:Закрепить представление детей о геометрических фигурах, цифрах, знаках. Упражнять в выполнении действий сложения и вычитания с использованием палочек Кюизенера, кодирования и раскодирования. За...


 

Комментарии

Тимошкина Наталья Ивановна

Спасибо большое!Каждое ваше занятие познавательное и интересное,и огромная работа ведётся по развитию речи, что очень важно!